Дым от костра струею сизой. «Дым от костра струею сизой…» А. Блок «Всё это было, было, было…»

Одно, одно -
Уснуть, уснуть…
Но всё равно -
Разбудит кто-нибудь.

«Дым от костра струею сизой…»


Не уходи. Побудь со мною,
Я так давно тебя люблю.

Дым от костра струею сизой
Струится в сумрак, в сумрак дня.
Лишь бархат алый алой ризой,
Лишь свет зари - покрыл меня.

Всё, всё обман, седым туманом
Ползет печаль угрюмых мест.
И ель крестом, крестом багряным
Кладет на даль воздушный крест…

Подруга, на вечернем пире,
Помедли здесь, побудь со мной.
Забудь, забудь о страшном мире,
Вздохни небесной глубиной.

Смотри с печальною усладой,
Как в свет зари вползает дым.
Я огражу тебя оградой -
Кольцом из рук, кольцом стальным.

Я огражу тебя оградой -
Кольцом живым, кольцом из рук.
И нам, как дым, струиться надо
Седым туманом - в алый круг.

Август 1909

«Всё это было, было, было…»


Всё это было, было, было,
Свершился дней круговорот.
Какая ложь, какая сила
Тебя, прошедшее, вернет?

В час утра, чистый и хрустальный,
У стен Московского Кремля,
Восторг души первоначальный
Вернет ли мне моя земля?

Иль в ночь на Пасху, над Невою,
Под ветром, в стужу, в ледоход -
Старуха нищая клюкою
Мой труп спокойный шевельнет?

Иль на возлюбленной поляне
Под шелест осени седой
Мне тело в дождевом тумане
Расклюет коршун молодой?

Иль просто в час тоски беззвездной,
В каких-то четырех стенах,
С необходимостью железной
Усну на белых простынях?

И в новой жизни, непохожей,
Забуду прежнюю мечту,
И буду так же помнить дожей,
Как нынче помню Калиту?

Но верю - не пройдет бесследно
Всё, что так страстно я любил,
Весь трепет этой жизни бедной,
Весь этот непонятный пыл!

Август 1909 (Весна 1911)

«Как прощались, страстно клялись…»


Как прощались, страстно клялись
В верности любви…
Вместе тайн приобщались,
Пели соловьи…

Взял гитару на прощанье
И у струн исторг
Все признанья, обещанья,
Всей души восторг…

Да тоска заполонила,
Порвалась струна…
Не звала б да не манила
Дальня сторона!

Вспоминай же, ради бога,
Вспоминай меня,
Как седой туман из лога
Встанет до плетня…

«Всё на земле умрет - и мать, и младость…»


Всё на земле умрет - и мать, и младость,
Жена изменит, и покинет друг.
Но ты учись вкушать иную сладость,
Глядясь в холодный и полярный круг.

Бери свой челн, плыви на дальний полюс
B стенах из льда - и тихо забывай,
Как там любили, гибли и боролись…
И забывай страстей бывалый край.

И к вздрагиваньям медленного хлада
Усталую ты душу приучи,
Чтоб было здесь ей ничего не надо,
Когда оттуда ринутся лучи.

«Из хрустального тумана…»


Из хрустального тумана,
Из невиданного сна
Чей-то образ, чей-то странный.
(В кабинете ресторана
За бутылкою вина).

Визг цыганского напева
Налетел из дальних зал,
Дальних скрипок вопль туманный
Входит ветер, входит дева
В глубь исчерченных зеркал

Взор во взор - и жгуче-синий
Обозначился простор.
Магдалина! Магдалина!

Веет ветер из пустыни,
Раздувающий костер.

Узкий твой бокал и вьюга
За глухим стеклом окна -
Жизни только половина!
Но за вьюгой - солнцем юга
Опаленная страна!

Разрешенье всех мучений,
Всех хулений и похвал,
Всех змеящихся улыбок,
Всех просительных движений,-
Жизнь разбей, как мой бокал!

Чтоб на ложе долгой ночи
Не хватило страстных сил!
Чтоб в пустынном вопле скрипок
Перепуганные очи
Смертный сумрак погасил.

«В эти желтые дни меж домами…»


В эти желтые дни меж домами
Мы встречаемся только на миг.
Ты меня обжигаешь глазами
И скрываешься в темный тупик…

Но очей молчаливым пожаром
Ты недаром меня обдаешь,
И склоняюсь я тайно недаром
Пред тобой, молчаливая ложь!

Ночи зимние бросят, быть может,
Нас в безумный и дьявольский бал,
И меня, наконец, уничтожит
Твой разящий, твой взор, твой кинжал!

ПЕСНЬ АДА


День догорел на сфере той земли,
Где я искал путей и дней короче.
Там сумерки лиловые легли.

Меня там нет. Тропой подземной ночи
Схожу, скользя, уступом скользких скал.
Знакомый Ад глядит в пустые очи.

Я на земле был брошен в яркий бал,
И в диком танце масок и обличий
Забыл любовь и дружбу потерял.

Где спутник мой? - О, где ты, Беатриче? -
Иду один, утратив правый путь,
В кругах подземных, как велит обычай,

Средь ужасов и мраков потонуть.
Поток несет друзей и женщин трупы,
Кой-где мелькнет молящий взор, иль грудь;

Пощады вопль, иль возглас нежный - скупо
Сорвется с уст; здесь умерли слова;
Здесь стянута бессмысленно и тупо

Кольцом железной боли голова;

Рабочее название стихотворения «Дым от костра струею сизой» - «Романс», что говорит о напевности и мелодичности строк Блока. Александр Александрович пишет стихи в 1909 году, в год получения наследства после кончины отца и перед началом вояжей путешественника по Европе. В стихотворении переплетаются темы любви и России, недаром позже произведение включено в поэтический цикл «Родина».

Эпиграф взят поэтом из известного в начале XX века романса «Побудь со мной», написанного Н Зубовым, а само стихотворение не раз использовалось в качестве слов песен, кстати, оно отлично ложится на мотив романса из эпиграфа. В работе автор использует стилистические повторы, подчёркивающие основную нить произведения, инверсии и кольцевую композицию. Это не вредит мелодичности строк, но придаёт стихам своеобразный шарм.

Тема любви

Тон всему стихотворению задают слова эпиграфа, но тема любви чётко прослеживание и в самих строках, например:

Автор обращается к неизвестной подруге, которую он просит не торопиться уходить, а побыть подольше с ним. Дым костра подчёркивает романтическую атмосферу, а сумрак, который прорезает алый свет зари, придаёт строкам таинственности и шарма. Отмечу, что одной из доминант стихотворения является красный (алый) цвет. Эта цветовая гамма является неизменным спутником любви, близка она и России, которая продирается к благоденствию по земле, пропитанной собственной кровью.

Поэт просит подругу не только побыть с ним до восхода солнца, но и предлагает забыть о страшном внешнем мире цивилизации, находящимся за границами этой таинственной встречи. По мнению автора, только тут, в тиши природы и в ауре дыма костра можно вздохнуть полной грудью «вздохнуть небесной глубиной». Блок предлагает даме защиту в виде стального, но живого кольца своих рук, надеясь так продлить встречу и защитить свою спутницу.

Тема Родины

Несмотря на доминирующую тему любви, в стихотворении заметно тревожное чувство по отношению к России. Внешний мир, тот мир, находящийся за пределами встречи, представляется Блоку «страшным миром»:


Вздохни небесной глубиной.

Ель кладёт на дали воздушный багряный крест, что воспринимается, как страшное пророчество, ведь багряный – это цвет крови. Автор пророчествует на фоне любви о горькой судьба Родины, но вместе с тем, надеется, что Божий перст (крест) защитит Русь, после того как она пройдёт путь покаяния.

В последних строках поэт предлагает уподобиться дыму костра и стать туманом, который струиться в алый круг. Не страну ли Советов видел Блок в 1909 году? Не дымом ли от костра представляется народ России, не туманом ли, который развеется на фоне багряного неба, за то, что был по природе бело-серым?

Александр Александрович не делает финал стихотворения позитивным, но заставляет задуматься о бренности бытия и предназначении человека в мире. Одним из ключей, способным открыть двери темницы серости (тумана) и найти себя в жизни, по мнению Блока, является любовь. Воздадим же ей и творчеству великого поэта-символиста должное.

Не уходи. Побудь со мною,
Я так давно тебя люблю.

Дым от костра струею сизой
Струится в сумрак, в сумрак дня.
Лишь бархат алый алой ризой,
Лишь свет зари - покрыл меня.

Всё, всё обман, седым туманом
Ползет печаль угрюмых мест.
И ель крестом, крестом багряным
Кладет на даль воздушный крест…

Подруга, на вечернем пире,
Помедли здесь, побудь со мной.
Забудь, забудь о страшном мире,
Вздохни небесной глубиной.

«Дым от костра струею сизой…» Александр Блок

Не уходи. Побудь со мною,
Я так давно тебя люблю.

Дым от костра струею сизой
Струится в сумрак, в сумрак дня.
Лишь бархат алый алой ризой,
Лишь свет зари — покрыл меня.

Всё, всё обман, седым туманом
Ползет печаль угрюмых мест.
И ель крестом, крестом багряным
Кладет на даль воздушный крест…

Подруга, на вечернем пире,
Помедли здесь, побудь со мной.
Забудь, забудь о страшном мире,
Вздохни небесной глубиной.

Смотри с печальною усладой,
Как в свет зари вползает дым.
Я огражу тебя оградой —
Кольцом из рук, кольцом стальным.

Я огражу тебя оградой —
Кольцом живым, кольцом из рук.
И нам, как дым, струиться надо
Седым туманом — в алый круг.

Анализ стихотворения Блока «Дым от костра струею сизой…»

Впервые стихотворение «Дым от костра струею сизой…» напечатал альманах «На рассвете» в 1910 году. Изначально произведение имело заглавие – «Романс». Впоследствии Блок решил его убрать. Зато в окончательной редакции появился эпиграф. Он взят из знаменитого и по сей день городского романса «Побудь со мною», в качестве автора музыки и слов к которому выступает Николай Зубов (1867-1906?). Посвящена композиция русской эстрадной исполнительнице Анастасии Вяльцевой (1871-1913). У публики начала двадцатого столетия песня получила популярность в цыганской интерпретации. Блоковское стихотворение повторяет ритмический ход романса, сочиненного Зубовым. Более того – «Дым от костра струею сизой…» можно петь на мелодию «Побудь со мною». Музыкальность произведению Александра Александровича придается посредством использования различных видов повторов, кольцевой композиции, инверсий. Образ дымящегося костра призван создавать ассоциации с кочевой цыганской романтикой, со свободой, с ночами в чистом поле. Через несколько лет после сочинения рассматриваемого текста в записной книжке Блока появились примечательные строки: «…Душа моя подражает цыганской, и буйству, и гармонии ее вместе».

В стихотворении переплетены две темы. Первая – любовная. Она заявлена еще посредством эпиграфа. «Побудь со мною» заканчивается хорошо: «Восторг любви нас ждет с тобою…». Блок от счастливого финала отказывается. Любовь способна принести лирическому герою и дорогой его сердцу женщине только печаль. Поэтому на первый план выдвигается мотив расставания. В романсе Зубова тема любви раскрывается напрямую. У Александра Александровича – при помощи символов. В частности, речь идет о нескольких упоминаниях красного цвета, считающегося символом любви, страсти: «бархат алый алой ризой», «крестом багряным», «алый круг». Вторая важная для блоковского стихотворения тема – размышления о судьбе России. Недаром произведение «Дым от костра струею сизой…» включено в цикл «Родина». До финала стихотворения Блок постоянно усиливает возникающее у читателей с самого начало чувство тревоги. Кажется, поэт не ждет для своей страны светлого будущего. Напротив – ему видятся грядущие катастрофы. В последней строфе растворение в родных просторах и единение с природой предлагаются в качестве альтернативы «страшному миру», не имеющей души цивилизации.

Александр Александрович Блок

Не уходи. Побудь со мною,
Я так давно тебя люблю.

Дым от костра струею сизой
Струится в сумрак, в сумрак дня.
Лишь бархат алый алой ризой,
Лишь свет зари — покрыл меня.

Всё, всё обман, седым туманом
Ползет печаль угрюмых мест.
И ель крестом, крестом багряным
Кладет на даль воздушный крест…

Подруга, на вечернем пире,
Помедли здесь, побудь со мной.
Забудь, забудь о страшном мире,
Вздохни небесной глубиной.

Смотри с печальною усладой,
Как в свет зари вползает дым.
Я огражу тебя оградой —
Кольцом из рук, кольцом стальным.

Я огражу тебя оградой —
Кольцом живым, кольцом из рук.
И нам, как дым, струиться надо
Седым туманом — в алый круг.

Впервые стихотворение «Дым от костра струею сизой…» напечатал альманах «На рассвете» в 1910 году. Изначально произведение имело заглавие - «Романс». Впоследствии Блок решил его убрать. Зато в окончательной редакции появился эпиграф. Он взят из знаменитого и по сей день городского романса «Побудь со мною», в качестве автора музыки и слов к которому выступает Николай Зубов (1867-1906?). Посвящена композиция русской эстрадной исполнительнице Анастасии Вяльцевой (1871-1913). У публики начала двадцатого столетия песня получила популярность в цыганской интерпретации. Блоковское стихотворение повторяет ритмический ход романса, сочиненного Зубовым. Более того - «Дым от костра струею сизой…» можно петь на мелодию «Побудь со мною». Музыкальность произведению Александра Александровича придается посредством использования различных видов повторов, кольцевой композиции, инверсий. Образ дымящегося костра призван создавать ассоциации с кочевой цыганской романтикой, со свободой, с ночами в чистом поле. Через несколько лет после сочинения рассматриваемого текста в записной книжке Блока появились примечательные строки: «…Душа моя подражает цыганской, и буйству, и гармонии ее вместе».

В стихотворении переплетены две темы. Первая - любовная. Она заявлена еще посредством эпиграфа. «Побудь со мною» заканчивается хорошо: «Восторг любви нас ждет с тобою…». Блок от счастливого финала отказывается. Любовь способна принести лирическому герою и дорогой его сердцу женщине только печаль. Поэтому на первый план выдвигается мотив расставания. В романсе Зубова тема любви раскрывается напрямую. У Александра Александровича - при помощи символов. В частности, речь идет о нескольких упоминаниях красного цвета, считающегося символом любви, страсти: «бархат алый алой ризой», «крестом багряным», «алый круг». Вторая важная для блоковского стихотворения тема - размышления о судьбе России. Недаром произведение «Дым от костра струею сизой…» включено в цикл «Родина». До финала стихотворения Блок постоянно усиливает возникающее у читателей с самого начало чувство тревоги. Кажется, поэт не ждет для своей страны светлого будущего. Напротив - ему видятся грядущие катастрофы. В последней строфе растворение в родных просторах и единение с природой предлагаются в качестве альтернативы «страшному миру», не имеющей души цивилизации.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...