Псалом этот поется от лица человека, совершенного по Богу. Псалтирь Обстоятельства написания псалма

Псалом Давида, 109

1 Сказал Господь Господу моему: «Сиди справа от Меня, доколе не повергну врагов Твоих к подножию ног Твоих!»

2 Жезл власти дарует Тебе Господь с высот Сиона, и господствуй над врагами Твоими!

3 Ты явишь могущество в день славы Твоей, в сиянии святых Твоих. «Из чрева Моего до зари мироздания рожден Ты».

4 Клялся Господь и не отречется от слов Своих: «Ты священник навеки по чину Мелхиседекову!»

5 Господь пред Тобою низверг царей в день гнева Своего;

6 Судить будет Он народы, устелит землю телами павших, сокрушит головы врагов Своих;

7 Из потока на пути Своем будет пить; и высоко поднимет Он чело Свое.

Аллилуия, 110

1 Прославлю Тебя, Господи, всем сердцем моим в совете и сонме праведных.

2 Великие дела Господни, прекрасны все деяния Его;

3 Слава и великолепие присущи делам Его, и правда Его живет вовеки.

4 Памятными соделал чудеса Свои. Милостив и щедр Господь.

5 Пищу даровал боящимся Его; помнит вечно завет Свой;

6 Могущество Свое явил Он народу Своему, даровал ему достояние язычников.

7 Дела рук Его исполнены истины и правды, непреложны заповеди Его,

8 Утверждены навеки, сотворены по истине и правде.

9 Избавление послал Он народу Своему, заповедал навеки завет Свой. Свято и грозно имя Его.

10 Начало премудрости - страх пред Господом; всем, кто живет в ней, разум светлый дарован. Слава Божья пребывает вовеки.

Аллилуия, Аггеево и Захариино, 111

1 Блажен муж, боящийся Господа, возлюбил он заповеди Его.

2 Сильны будут на земле потомки его, род праведных благословен будет;

3 Слава и богатство в доме его, и правда его пребывает из века в век.

4 Воссиял во тьме свет праведным. Милостив и щедр праведник.

5 Добрый щедро дает взаймы; будет оправдан он на Суде и вовеки не поколеблется.

6 Навеки памятен будет праведник.

7 Дурной молвы не убоится он.

8 Готово сердце его уповать на Господа; непоколебимо сердце его, не устрашится он, взирая на врагов своих.

9 Расточил он имущество свое, раздал убогим; правда его пребудет из века в век; достоинство его вознесется в славе.

10 Грешник увидит это и разгневается, зубами своими скрежетать будет он и чахнуть; надежды его погибнут.


Аллилуия, 112

1 Восхваляйте, отроки, Господа, восхваляйте имя Господне!

2 Да будет имя Господне благословенно отныне и вовеки!

3 От востока до запада да восхвалят имя Господне.

4 Вознесен над всеми народами Господь; слава Его превыше небес.

5 Кто подобен Господу Богу нашему? Он на высотах живет,

6 И взирает на смиренных на небесах и на земле.

7 Возвышает Он над землей нищего, из грязи поднимает убогого,

8 И посадит его с князьями, с князьями народа Своего;

9 Поселит Он неплодную в доме Своем, как мать, радующуюся о детях своих.

Аллилуия, 113

1 По исходе Израиля из Египта, рода Иаковлева из страны варваров,

2 Стала Иудея святыней его, Израиль - областью его.

3 Море, увидев, отхлынуло, Иордан возвратился вспять;

4 Горы взыграли, точно овцы, и холмы, точно ягнята.

5 Что стало с тобой, море, что отхлынуло ты, и что стало с тобой, Иордан, что возвратился ты вспять?

6 Что взыграли вы, горы, точно овцы, а вы, холмы, будто ягнята?

7 От взора Господня поколебалась земля, от взора Бога Иаковлева;

8 Где были камни, создал Он озеро полноводное, из недр скалы несокрушимой по воле Его возник источник вод.

9 Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даруй славу, по милости Твоей и по истине Твоей!

10 Да никогда не скажут язычники: «Где их Бог?»

11 А Бог наш на небесах и на земле все, что восхотел, сотворил.

12 Идолы язычников - серебро и золото, дело рук человеческих;

13 Уста имеют, и не заговорят; очи имеют, и не увидят;

14 Уши имеют, и не услышат; ноздри имеют, и не обоняют;

15 Руки имеют, и не будут осязать; ноги имеют, и не пойдут; не подают голоса гортанью своей.

16 Да уподобятся идолам создавшие их и все надеющиеся на них!

17 Дом Израилев уповал на Господа; Податель помощи и Защитник Он им.

18 Дом Ааронов уповал на Господа; Податель помощи и Защитник Он им.

19 Боящиеся Господа уповали на Господа; Податель помощи и Защитник Он им.

20 Господь помнит нас и благословил нас; благословил Он дом Израилев, благословил дом Ааронов,

21 Благословил боящихся Его, малых и великих.

22 Да умножит Господь блага вам, вам и сыновьям вашим!

23 Благословляет вас Господь, Творец неба и земли.

24 Небо, что превыше небес, обитель Господа, землю же даровал Он сынам человеческим.

25 Не мертвые восхваляют Тебя, Господи, и не те, кто нисходит во ад;

26 Но мы, живые, благословим Господа отныне и вовеки!

Аллилуия, 114

1 Возрадовался я, ибо услышал Господь моление мое,

2 Ибо Он приклонил ухо Свое ко мне; и я во все дни жизни моей призывать буду Его.

3 Объяли меня болезни смертные, беды адовы постигли меня; познал я скорбь и болезнь и призвал имя Господне.

4 О Господи, избавь от бед душу мою! Милостив Господь и праведен, милует нас Бог наш.

5 Хранит младенцев Господь; смирился я, и спас Он меня.

6 Обрети покой, душа моя. Ибо Господь сотворил благо тебе!

7 Ибо избавил Он душу мою от смерти, очи мои от слез и стопы мои от преткновения.

8 Угождать буду Господу на земле живых.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь

Аллилуия, 115

1 Веровал я и говорил себе: «Смирился я глубоко».

2 Сказал я в исступлении моем: «Всяк человек лжив!»

3 Чем воздам я Господу за все, что даровал Он мне?

4 Чашу спасения приму и имя Господне призову;

5 Обеты, что дал я Господу, исполню пред всем народом Его.

6 Честна пред Господом смерть праведников Его.

7 О Господи, я раб Твой, я раб Твой и сын рабыни Твоей! Расторг Ты узы мои.

8 Тебе принесу жертву хвалою и имя Господне призову.

9 Обеты, что я дал Господу, исполню пред всем народом Его,

10 Во дворах дома Господня, в ограде твоей, Иерусалим!

Аллилуия, 116

1 Славьте Господа, все народы, восхваляйте Его, все люди!

2 Ибо непреложна милость Его к нам, и истина Господня пребывает вовеки!

Аллилуия, 117

1 Прославляйте Господа, ибо Он благ, и навеки милость Его!

2 Да скажет так дом Израилев: Он благ, и навеки милость Его.

3 Да скажет дом Ааронов: Он благ, и навеки милость Его.

4 Да скажут боящиеся Господа: Он благ, и навеки милость Его.

5 В скорби призвал я Господа, и Он услышал меня и даровал сердцу моему простор.

6 Господь подает мне помощь, и я не устрашусь: что сотворит мне человек?

7 Господь подает мне помощь, и я буду взирать без страха на врагов моих.

8 Лучше надеяться на Господа, нежели надеяться на человека;

9 Лучше уповать на Господа, нежели уповать на князей.

10 Все народы окружили меня. Но именем Господним боролся я с ними.

11 Обступали, окружили меня, но именем Господним боролся я с ними.

12 Окружили меня, будто пчелы соты, и яростью пылали, точно огонь в терновнике, но именем Господним боролся я с ними.

13 Низринут был я и едва не упал, но Господь поддержал меня.

14 Крепость моя Господь, Его воспеваю, и был Он мне во спасение.

15 Клики радостные спасенных слышны в обителях праведников: десница Господня явила силу.

16 Десница Господня вознесла меня, десница Господня явила силу.

17 Не умру, но жив буду и поведаю дела Господни.

18 Наказывая, поучал меня Господь, смерти же не предал меня.

19 Отверзите мне врата правды! Войдя в них, я прославлю Господа.

20 Вот врата Господни; только праведники войдут в них.

21 Прославлю Тебя, ибо услышал Ты меня и явил мне спасение.

22 Камень, что отвергнут был строителями, встал во главу угла;

23 От Господа был он, и дивен взорам нашим.

24 Сей день сотворен Господом, возрадуемся же и возвеселимся!

25 О Господи, спаси нас! О Господи, поспеши помочь!

26 Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня!

27 Бог наш Господь, и явился Он нам. Соберитесь во множестве на праздник в храме перед жертвенником!

28 Ты Бог мой, и прославлю Тебя; Ты Бог мой, и превознесу Тебя; прославлю Тебя, ибо услышал Ты меня и явил мне спасение.

29 Прославляйте Господа, ибо Он благ и навеки милость Его!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 16

Как следует из надписи, предваряющей псалом, он был в устах Давида его молитвой к Господу; написан в бедственных обстоятельствах. Многое в содержании его может быть воспринято как указание на то, что и этот псалом излился из сердца Давида, крайне уставшего от ненависти царя Саула, охотившегося за ним.

А. Молитва праведника (16:1-5)

Пс. 16:1-2 . Троекратно повторенным обращением: Услышь, Господи… внемли… прими мольбу - Давид подчеркивает, что нужда его в помощи Господней - неотложна. Услышь о правом деле (о "правде") моем из уст которые не лгут Тебе, взывает псалмопевец.

В стихе 2 он просит, чтобы "приговор" (суд) ему и (подразумевается) его врагам произнес Сам Господь, Который, надеется Давид, видит правоту его.

Пс. 16:3-5 . Первую фразу стиха 3 можно воспринимать как образ бедствий (нападений, предательства), постоянно угрожавших Давиду и его сторонникам; но, возможно, псалмопевец подразумевал нечто конкретное, происшедшее "однажды ночью", что было им воспринято как испытание, "искушение" свыше. Но, утверждает Давид, Ты мог убедиться, что я остался верен Тебе: от мыслей моих не отступают уста мои.

И в делах - во всем, что касается повседневной человеческой жизни, с ее привязанностями, страстями, искушениями, - действовал Давид по слову Господню (стих 4). Тут может иметься в виду и то, что, помазанный на израильский престол по Божиему решению, Давид хранил себя от соблазна встать "на путь притеснителя", но оставался лоялен и справедлив в отношении своего окружения, а, главное, не стремился к насильственному свержению Саула.

В стихе 5 он просит, чтобы Господь помог ему удержаться на этих угодных Ему путях, да не колеблются на них стопы Давида.

Б. Молитва об охране и защите (16:6-12)

Пс. 16:6-7 . Настоятельно прося Бога о помощи, что говорит о крайности его ситуации в то время, Давид уповает на Его дивную милость, т. е. на чудесное избавление Своего избранника от тех, которые противятся деснице Божией (Божиему помазанию Давида). В англ. переводе этот стих звучит несколько иначе: "Яви чудную милость Твою, Ты, спасающий уповающих на Тебя правой рукою Твоею (десницей), от тех, кто восстают против них".

Несмотря на частичное разночтение, и "противящиеся" и "восстающие" вполне соответствуют царю Саулу и его окружению.

Пс. 16:8-10 . Продолжение той же мольбы. Враги Давида заключились в туке своем (стих 10), т. е. обросли жиром; нечувствительные к нуждам народа, они живут в свое удовольствие, надменны в мыслях своих и словах.

Пс. 16:11-12 . В стихе 11 Давид подразумевает хитрые, коварные приемы врагов, окружающих его; они не останавливаются ни перед чем в своем желании покончить с ним ("низложить его на землю"). В этих их попытках он уподобляет их кровожадным львам ("скимн" - молодой лев), подстерегающим свою добычу в "укрытии" и набрасывающимся на нее внезапно.

Пс. 16:13-15 . Предупреди их… Господи (стих 13), то есть "не дай осуществиться их замыслам". Псалмопевец просит избавить его от людей, живущих лишь интересами мирской жизни, чуждых духовным запросам. Несмотря на то, что Господь не препятствует им насыщаться и богатеть (чрево их Ты наполняешь, так что и дети и внуки их будут в достатке, они стремятся более и более утверждаться в мире и ради своих, сугубо земных, интересов преследуют Давида.

Вынужденно ведя "кочевой" образ жизни, Давид не мог в то время поклоняться Богу в скинии, он мечтает о времени, когда это сделается для него возможным, чтобы в правоте своей взирать на лице Божие и насыщаться образом Его (стих 15).

. Услыши, Господи, правду мою.

Слова эти исполнены великой уверенности. Упоминает же здесь Псалмопевец о правде не в похвалу себе, и не потому что выдает себя за праведника, но как бы так говорит: поелику справедливо прошу Твоей помощи, и желаю избавиться от того, что терплю несправедливо, без причины гонимый Саулом, то услыши и исполни мое прошение.

Внуши молитву мою не во устнах льстивых ,

– потому что Бог внемлет молитве не льстивых уст, но языка чистого и привыкшего поучаться в словесах Божиих.

. От лица Твоего судьба моя изыдет.

Ясно молится о том, чтобы Единородный был ему судиею.

Очи мои да видита правоты .

Просить у Сына праведного суда, каким судил нас.

. Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию: искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда .

Неправдою божественному Писанию обычно называть хулу на Бога. Ибо сказано: «неправду в высоту глаголаша» ().

. Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих.

Учит остерегаться и того, чтобы не говорить ничего смертного и человеческого.

За словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки .

По заповедям Твоим вступил я во врата узкие и тесные.

. Соверши стопы мои во стезях Твоих.

Слово это учит не полагаться на самих себя, но утверждаться в Боге. «Стез и» же Господни суть соблюдение заповедей.

. Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже.

Сказано: «услышал еси» – вместо: «услышишь». Не напрасно же воззвал я к Тебе, но опытом изведав Твое человеколюбие; потому что нередко услышан был Тобою, призывая Тебя. «Воззвание» же есть мысль устремленная к Богу.

Приклони ухо Твое мне .

Бог весь есть ухо, потому что все слышит.

. Тук свой затвориша.

Словом "тук" (церковносл. ) – жир.Редакция «Азбуки Веры» означает весьма великое благоденствие врагов.

. Очи свои возложиша уклонити на землю.

У них, говорит, одна была цель, чтобы привлечь, как ни есть, к земле и склонить к плотскому мудрованию.

. Оружие Твое от враг рук Твоих.

Душа праведника, особливо такого, который привлекает грешников от нечестия к богочестию, есть как бы меч изощренный против духов злобы. Сей-то меч, который сам Ты Владыка изощрил на врагов Твоих, «избави... от враг руки́ Твоея́» (). Кто же суть враги руки Божией, как не противящиеся вере в Единородного Божия, Который есть и рука Божия?

. Господи, от малых от земли раздели я.

Молится, чтобы нечестивые отлучены и как бы отделены были от малых. Кто же суть «малые» сии, как не те, о которых сказано: «мнози... суть звани, мало же избранных» ()?

И сокровенных Твоих исполнися чрево их .

Они, говорит, насладились всем досточестным; а потому, дошли до такого презорства, что беззаконнуют. Слова же: «сокровенных Твоих» – означают: теми наказаниями тайными, о которых имеешь Ты ведение и которых я не знаю, исполни чрева их или, говоря точные, их самих.

Насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим .

Исполнились они всякого беззакония и передали его детям, даже оставили младенцам сынов своих, то есть, внукам.

. Аз же правдою явлюся лицу Твоему.

Не уподоблюсь им, и не буду насыщаться, чем насытились они, но делами праведными исполнюсь Твоей славы.

Псалтирь замечательна тем, что в ней можно найти примеры многих жизненных ситуаций. Автор псалма 16 возносит в период гонений. Характерная особенность молитвы в том, что человек, произносящий ее, полностью уверен в своей правоте. Он в опасности, ему угрожают враги, но все же находит надежное прибежище - Самого Господа, чья праведность не подлежит сомнению. Поэтому далеко не каждый отважится беседовать с подобно тому, как это сделал Давид.


Обстоятельства написания псалма

Царь Давид далеко не сразу стал богатым и знаменитым правителем. Поначалу он был обычным пастухом, который даже не думал претендовать на власть. Историю его жизни, в том числе восшествия на престол, можно проследить, в частности, по псалмам. Большинство из них написал он сам, под водительством Духа Святого. И хотя тексты были составлены как реакция на вполне конкретные жизненные обстоятельства, Псалом 16 наполнен таким глубоким смыслом, что остается актуальным в любые времена.

Был младшим из восьми детей, занимался тем, что пас овец. Но даже в этом традиционном занятии он смог проявить себя как личность незаурядная. Завидев дикого зверя, не бежал, а смело вступал в схватку и побеждал, защищая скот. Подобная преданность создала ему прекрасную репутацию. В те времена скот стоил дорого, поэтому люди высоко ценили пастухов, которые сохраняли доверенное им имущество.

Молодой пастух обладал приятной внешностью, он был силен, хорошо говорил и являлся искусным музыкантом. Ведь псалтирь - ни что иное, как струнный инструмент. Поэтому Давида часто изображают именно во время воспевания молитв, которые он сам же и составил. Первый израильский царь, Саул, вызвал гнев Божий тем, что проявил непослушание, упрямство и жесткость. Господь сделал своим избранником молодого Давида, о чем и объявил ему через пророка Самуила.

Саул, который поначалу очень привязался к юноше, вскоре стал заклятым врагом, поскольку видел в нем соперника.

  • Дважды Саул пытался убить Давида, после чего тот вынужден был бежать.
  • руководил действиями Своего избранника, посылая ему откровения.
  • Вместе со своими последователями, юноша нашел прибежище у прежних врагов. Царь филистимлян пожертвовал опальному молодому человеку целый город.

Саул был упрям, поэтому долго преследовал своего противника, хотя тот неоднократно пытался дать понять, что не хочет силой отбирать у него власть. Именно в этот период Давид обратился к в молитве.


Текст 16 псалма на русском

1 Услышь, Господи, правду [мою], внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.

2 От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.

3 Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои.

4 В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.

5 Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.

6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои.

7 Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих [на Тебя] от противящихся деснице Твоей.

8 Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня

9 от лица нечестивых, нападающих на меня,- от врагов души моей, окружающих меня:

10 они заключились в туке своем, надменно говорят устами своими.

11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю;

12 они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.

13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,

14 от людей - рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим.

15 А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.


Толкование 16 псалма

Для первого ознакомления лучше взять Библию на русском языке. Церковнославянский бывает сложно понимать без специальной подготовки. Также лучше прочитать одно из объяснений псалма 16, составленного отцами церкви - , Афанасия Великого и т.д. Рассмотрим смысл данной главы книги Псалтирь более детально.

  • По форме это прямое обращение Давида к Господу. В нем он жалуется на своих врагов, от которых и просит защиты.
  • Особенное внимание псалмопевец обращает на то, что он не совершил греха, не пытался «подсидеть» Саула. Ведь Господь сам избрал Давида, он не мечтал об этом.
  • Первый иудейский царь здесь предстает злобным нечестивцем, который не только безвинно преследует Давида, но и идет против воли Божией.

Давид вовсе не пытается щеголять своей правотой или оказывать давление на Творца. Он умоляет Его внимательно выслушать свои доводы. Здесь верующим подается пример того, как следует излагать просьбы. Проситель рассказывает о том, что чувствовал. Его слова полны искренности, чужды всякого притворства и лукавства.

Молящийся не уповает на суд людской. Нет, он прибегает к Тому, кто владеет высшей справедливостью - царю небес, Создателю видимого и невидимого мира. Саул и его приверженцы несправедливо отнеслись к Давиду. В Псалме 16 выражается уверенность в том, что Господь видит каждого тем, кто он есть на самом деле. Великий царь предстает обманщиком, скромный пастух - будущим лидером Израиля, родоначальником семейства, из которого выйдет Иисус Христос.

Как правильно говорить с Богом

Будущий царь в данном тексте дает прекрасный пример того, как беседовать с небесами. Для начала, необходимо проанализировать собственную жизнь. Давид, составляя Псалом 16, полностью уверен в том, что вел себя правильно. Даже в мыслях он не держал ничего против своего оппонента, а лишь исполнял волю Божию.

  • В 3-м стихе автор говорит, что Бог испытал его и не нашел грехов, неправедных поступков;
  • В 4-м стихе призывает следить за тем, что слетает с человеческих уст, потому что слова могут быть источником неправедных дел;
  • В 5-м стихе наставляет в том, что следует всегда поступать по заповедям, то есть ходить путями Божьими.

Далее идет обличение преследователей. Хотя они знатны и богаты, Давид надеется на то, что Господь услышит и будет справедлив. Ведь настоящая праведность не зависит от мнения общества, мирской славы, наград и т.п. Божье признание нельзя купить за деньги. Автор псалма 16 уверен в том, что бесстрастный судья совершит Свой суд, теми способами, которые доступны лишь Владыке небес.

Будущий великий царь показывает прекрасный образец смирения и веры. Даже оказавшись среди пустыни, окруженный сильными врагами, он не теряет уверенности в том, что Бог не забудет его. В заключительном стихе Давид говорит, что не последует примеру нечестивцев, а будет исполнять заповеди, творить праведные дела.

В каких случаях используют 16 псалом

Псалмы применяют для духовного наставления собственной души. Они используются в богослужениях православной, католической церкви, протестанты тоже поют их под сводами своих храмов. Также святые отцы поясняют, для чего нужно читать Псалом 16:

  • когда необходимо скрыться от преследователей;
  • во время неприятностей;
  • чтобы избежать клеветы;
  • для защиты от недоброжелателей.

Жизнь зачастую бывает несправедливой, так устроен этот мир. Иначе мы не смогли бы доказать Господу свою преданность и веру. Даже самые лучшие из людей порой попадают в неприятности. В таком положении главное - продолжать уповать на высшего Судию, справедливого и неподкупного.

Псалом 16 - для чего читают, текст на русском, толкование was last modified: Апрель 29th, 2018 by Bogolub

1 Молитва Давида. Услышь, Господи, правду, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.

2 От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.

3 Ты испытал сердце моё, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашёл; от мыслей моих не отступают уста мои.

4 В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.

5 Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.

6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твоё ко мне, услышь слова мои.

7 Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих на Тебя от противящихся деснице Твоей.

8 Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня

9 от лица нечестивых, нападающих на меня, – от врагов души моей, окружающих меня:

10 они заключились в туке своём, надменно говорят устами своими.

11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю;

12 они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.

13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,

15 А я в правде буду взирать на лицо Твоё; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.

Толкование Псалма 16

Как следует из надписи, предваряющей псалом, он был в устах Давида его молитвой к Господу; написан в бедственных обстоятельствах. Многое в содержании его может быть воспринято как указание на то, что и этот псалом излился из сердца Давида, крайне уставшего от ненависти царя Саула, охотившегося за ним.

А. Молитва праведника (16:1-5)

Пс. 16:1-2 . Троекратно повторенным обращением: Услышь, Господи… внемли… прими мольбу – Давид подчеркивает, что нужда его в помощи Господней – неотложна. Услышь о правом деле (о «правде») моем из уст которые не лгут Тебе, взывает псалмопевец.

В стихе 2 он просит, чтобы «приговор» (суд) ему и (подразумевается) его врагам произнес Сам Господь, Который, надеется Давид, видит правоту его.

Пс. 16:3-5 . Первую фразу стиха 3 можно воспринимать как образ бедствий (нападений, предательства), постоянно угрожавших Давиду и его сторонникам; но, возможно, псалмопевец подразумевал нечто конкретное, происшедшее «однажды ночью», что было им воспринято как испытание, «искушение» свыше. Но, утверждает Давид, Ты мог убедиться, что я остался верен Тебе: от мыслей моих не отступают уста мои.

И в делах – во всем, что касается повседневной человеческой жизни, с ее привязанностями, страстями, искушениями, – действовал Давид по слову Господню (стих 4). Тут может иметься в виду и то, что, помазанный на израильский престол по Божиему решению, Давид хранил себя от соблазна встать «на путь притеснителя», но оставался лоялен и справедлив в отношении своего окружения, а, главное, не стремился к насильственному свержению Саула.

В стихе 5 он просит, чтобы Господь помог ему удержаться на этих угодных Ему путях, да не колеблются на них стопы Давида.

Б. Молитва об охране и защите (16:6-12)

Пс. 16:6-7 . Настоятельно прося Бога о помощи, что говорит о крайности его ситуации в то время, Давид уповает на Его дивную милость, т. е. на чудесное избавление Своего избранника от тех, которые противятся деснице Божией (Божиему помазанию Давида). В англ. переводе этот стих звучит несколько иначе: «Яви чудную милость Твою, Ты, спасающий уповающих на Тебя правой рукою Твоею (десницей), от тех, кто восстают против них».

Несмотря на частичное разночтение, и «противящиеся» и «восстающие» вполне соответствуют царю Саулу и его окружению.

Пс. 16:8-10 . Продолжение той же мольбы. Враги Давида заключились в туке своем (стих 10), т. е. обросли жиром; нечувствительные к нуждам народа, они живут в свое удовольствие, надменны в мыслях своих и словах.

Пс. 16:11-12 . В стихе 11 Давид подразумевает хитрые, коварные приемы врагов, окружающих его; они не останавливаются ни перед чем в своем желании покончить с ним («низложить его на землю»). В этих их попытках он уподобляет их кровожадным львам («скимн» – молодой лев), подстерегающим свою добычу в «укрытии» и набрасывающимся на нее внезапно.

Пс. 16:13-15 . Предупреди их… Господи (стих 13), то есть «не дай осуществиться их замыслам». Псалмопевец просит избавить его от людей, живущих лишь интересами мирской жизни, чуждых духовным запросам. Несмотря на то, что Господь не препятствует им насыщаться и богатеть (чрево их Ты наполняешь, так что и дети и внуки их будут в достатке, они стремятся более и более утверждаться в мире и ради своих, сугубо земных, интересов преследуют Давида.

Вынужденно ведя «кочевой» образ жизни, Давид не мог в то время поклоняться Богу в скинии, он мечтает о времени, когда это сделается для него возможным, чтобы в правоте своей взирать на лице Божие и насыщаться образом Его (стих 15).

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...