Митрополит лазарь. Лазарь (Швец). У иудеев одна проблема - нехватка мацы

Дни памяти: 29 мая (старый стиль) 11 июня (новый стиль), 29 января (стар.ст) 11 февраля (нов.ст) — новомуч.

Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) - профессор медицины и духовный писатель, епископ Русской православной церкви; с 1946 года - архиепископ Симферопольский и Крымский. Был одним из самых крупных теоретиков и практиков гнойной хирургии, за учебник по которой был в 1946 году удостоен Сталинской премии (была передана Владыкой детям-сиротам). Теоретические и практические открытия Войно-Ясенецкого спасли в годы Отечественной войны жизнь буквально сотен и сотен тысяч русских солдат и офицеров.

Архиепископ Лука стал жертвой политических репрессий и провёл в ссылке в общей сложности 11 лет. Реабилитирован в апреле 2000 года. В августе того же года канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 27 апреля 1877 года в Керчи в семье провизора Феликса Станиславовича и его супруги Марии Дмитриевны и принадлежал к древнему и знатному, но обедневшему польскому дворянскому роду. Дед жил в курной избе, ходил в лаптях, правда, имел мельницу. Отец его был был ревностным католиком, мать - православной. По законам Российской империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в православной вере. Мать занималась благотворительностью, творила добрые дела. Однажды она принесла в храм блюдо с кутьей и после панихиды случайно оказалась свидетельницей дележа ее приношения, после этого она больше никогда не переступала порога церкви.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий

По воспоминаниям святителя, свою религиозность он унаследовал от очень благочестивого отца. На формирование его православных взглядов оказала огромное влияние Киево-Печерская Лавра. Одно время он увлекся идеями толстовства, спал на полу на ковре и ездил за город косить рожь вместе с крестьянами, но прочитав внимательно книжку Л. Толстого «В чем моя вера?», он сумел разобраться в том, что толстовство – издевательство над православием, а сам Толстой – еретик.

Киев 1889 год

В 1889 году семья переехала в Киев, где Валентин окончил гимназию и художественную школу. После окончания гимназии стал перед выбором жизненного пути между медициной и рисованием. Подал документы в Академию Художеств, но, поколебавшись, решил выбрать медицину как более полезную обществу. В 1898 году стал студентом медицинского факультета Киевского университета и «из неудавшегося художника стал художником в анатомии и хирургии». После блестяще сданных выпускных экзаменов удивил всех, заявив, что станет земским «мужицким» доктором.

В 1904 году в составе Киевского медицинского госпиталя Красного Креста отправился на Русско-Японскую войну, где получил большую практику, делая крупные операции на костях, суставах и черепе. Многие раны на третий-пятый день покрывались гноем, а на медицинском факультете отсутствовали даже понятия гнойной хирургии, обезболивания и анестезиологии.

В 1904 году он женится на сестре милосердия Анне Васильевне Ланской, которую называли «святой сестрой» за доброту, кротость и глубокую веру в Бога. Она дала обет безбрачия, но Валентин сумел добиться её расположения и она нарушила этот обет. В ночь перед венчанием во время молитвы ей показалось, что Христос на иконе отвернулся от нее. За нарушение обета Господь тяжело наказал ее невыносимой, патологической ревностью.

Анна Васильевна Ланская.

С 1905 по 1917 гг. работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губернии и проходил практику в Московских клиниках. За это время он сделал множество операций на мозге, органах зрения, сердце, желудке, кишечнике, желчных путях, почках, позвоночнике, суставах и т.д. и внес много нового в технику операций. В 1908 году он приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники профессора П. И. Дьяконова.

В 1915 году в Петрограде вышла книга Войно-Ясенецкого «Региональная анестезия», в которой Воино-Ясенецкий обобщил результаты исследований и свой богатейший хирургический опыт. Он предложил новый совершенный метод местной анестезии - прервать проводимость нервов, по которым передается болевая чувствительность. Годом позже он защитил свою монографию «Региональная анестезия» как диссертацию и получил степень доктора медицины. Его оппонент известный хирург Мартынов сказал: «когда я читал Вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая не может не петь, и высоко оценил ее». За эту работу Варшавский университет присудил ему премию имени Хойнацкого.

Чтобы содержать семью, он вернулся к практической хирургии. В Переславле-Залесском одним из первых в России он делал сложнейшие операции не только на желчных путях, почках, желудке, кишечнике, но даже на сердце и мозге. Прекрасно владея техникой глазных операций, он многим слепым возвращал зрение.

1917 год был переломным не только для страны, но и лично для Валентина Феликсовича. Заболела туберкулезом его жена Анна и семья переехала в Ташкент, где ему предложили должность главного врача городской больницы. В 1919 г. жена скончалась от туберкулеза, оставив четверых детей: Михаила, Елену, Алексея и Валентина. Когда Валентин читал Псалтирь над гробом жены, его поразили слова 112 псалма: «И неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях». Он расценил это как указание Божие на операционную сестру Софию Сергеевну Белецкую, о которой он знал только то, что она недавно похоронила мужа и была неплодной, то есть бездетной, и на которую он может возложить заботы о своих детях и их воспитании. Едва дождавшись утра, он пошел к Софье Сергеевне «с Божьим повелением ввести ее в свой дом матерью, радующеюся о детях». Она с радостью согласилась и стала матерью четырем детям Валентина Феликсовича, избравшего после кончины жены путь служения Церкви.

Валентин Войно-Ясенецкий был одним из инициаторов организации Ташкентского университета и с 1920 г. избран профессором топографической анатомии и оперативной хирургии этого университета. Хирургическое искусство, а с ним и известность проф. Войно-Ясенецкого все возрастали.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) за операционным столом.

Сам он все больше находил утешение в вере. Посещал местное православное религиозное общество, изучал богословие. Как-то «неожиданно для всех, прежде чем начать операцию, Войно-Ясенецкий перекрестился, перекрестил ассистента, операционную сестру и больного. Однажды после крестного знамения больной - по национальности татарин - сказал хирургу: „Я ведь мусульманин. Зачем же Вы меня крестите?“ Последовал ответ: „Хоть религии разные, а Бог один. Под Богом все едины“».

Однажды он выступил на епархиальном съезде «по одному очень важному вопросу с большой горячей речью». После съезда Ташкентский епископ Иннокентий (Пустынский) сказал ему: «Доктор, вам нужно быть священником». «У меня не было и мыслей о священстве, - вспоминал Владыка Лука, - но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами, и минуты не размышляя: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!»

Вопрос о рукоположении был решен так быстро, что ему даже не успели сшить подрясник.

7 февраля 1921 г. был рукоположен во диакона, 15 февраля - во иерея и назначен младшим священником Ташкентского кафедрального собора, оставаясь и профессором университета. В священном сане он не перестает оперировать и читать лекции.

Волна обновленчества 1923 года доходит и до Ташкента. И в то время, когда обновленцы ждали прибытия в Ташкент «своего» епископа, в городе вдруг объявился местный епископ, верный сторонник Патриарха Тихона.

Им стал в 1923 году святитель Лука Войно-Ясенецкий. В мае 1923 г. он принял монашество в собственной спальне с именем в честь св. апостола и евангелиста Луки, который, как известно, был не только апостол, но и врач, и художник. А вскоре был хиротонисан тайно во епископа Ташкентского и Туркестанского.

Через 10 дней после хиротонии он был арестован как сторонник Патриарха Тихона. Ему предъявили нелепое обвинение: сношения с оренбургскими контрреволюционными казаками и связь с англичанами.

В тюрьме ташкентского ГПУ он закончил свой, впоследствии ставший знаменитым, труд «Очерки гнойной хирургии». На заглавном листе владыка написал: «Епископ Лука. Профессор Войно-Ясенецкий. Очерки гнойной хирургии».

Так исполнилось таинственное Божие предсказание об этой книге, которое он получил еще в Переславле-Залесском несколько лет назад. Он услышал тогда: «Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа ».

«Пожалуй, нет другой такой книги, - писал кандидат медицинских наук В.А. Поляков, - которая была бы написана с таким литературным мастерством, с таким знанием хирургического дела, с такой любовью к страдавшему человеку».

Несмотря на создание великого, фундаментального труда последовало заключение владыки в Таганскую тюрьму в Москве. Из Москвы св. Луку отправили в Сибирь. Тогда-то впервые у епископа Луки сильно прихватило сердце.

Сосланный на Енисей, 47-летний епископ опять едет в поезде по дороге, по которой в 1904 году ехал в Забайкалье совсем молодым хирургом…

1923 год. Епископ Лука со своей паствой.

Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск… Затем, в лютую январскую стужу заключенных повезли на санях за 400 километров от Красноярска - в Енисейск, а потом еще далее - в глухую деревню Хая в восемь домов, в Туруханск… Иначе как преднамеренным убийством это назвать было нельзя, и свое спасение в пути за полторы тысячи верст в открытых санях на жестоком морозе он позднее объяснял так: «В пути по замерзшему Енисею в сильные морозы я почти реально ощущал, что со мной - Сам Иисус Христос, поддерживающий и укрепляющий меня»…

В Енисейске прибытие врача-епископа произвело сенсацию. Восхищение им достигло апогея, когда он сделал экстракцию врожденной катаракты трем слепым маленьким мальчикам-братьям и сделал их зрячими.

Дети епископа Луки в полной мере заплатили за «поповство» отца. Сразу после первого ареста их выгнали из квартиры. Потом от них будут требовать отречься от отца, будут исключать из института, «травить» на работе и на службе, клеймо политической неблагонадежности будет преследовать их много лет… Его сыновья пошли по стопам отца, избрав медицину, но никто из четверых не разделил его страстной веры в Христа.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). . Фотография из следственного документа.

В 1930 году последовал второй арест и вторая, трехлетняя ссылка, после возвращения из которой он ослеп на один глаз, а за ней и третья - в 1937-м, когда начался наиболее страшный для Святой Церкви период, унесший жизни многих-многих верных священнослужителей. Впервые владыка узнал, что такое пытки, допрос конвейером, когда сутками следователи сменяли друг друга, били ногами, кричали озверело.

Начались галлюцинации: желтые цыплята бежали по полу, внизу, в огромной впадине виделся город, ярко залитый светом фонарей, по спине ползли змеи. Но пережитые епископом Лукой скорби нисколько не подавили его, но, напротив, утвердили и закалили его душу. Владыка дважды в день вставал на колени, обратившись к востоку, и молился, не замечая ничего вокруг себя. В камере, до отказа наполненной измученными, озлобленными людьми, неожиданно становилось тихо. Его опять сослали в Сибирь, на сто десятый километр от Красноярска.

Начало Второй мировой войны застало 64-летнего епископа Луку Войно-Ясенейкого в третьей ссылке. Он отправляет телеграмму Калинину, в которой пишет: «являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где мне будет доверено… По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».

Его назначают консультантом всех госпиталей Красноярского края - на тысячи километров не было специалиста более необходимого и более квалифицированного. Подвижнический труд архиепископа Луки был отмечен медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», Сталинской премией Первой степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений.

Слава архиепископа Луки становилась всемирной. Его фотографии в архиерейском облачении передавались по каналам ТАСС за рубеж. Владыку все это радовало лишь с одной точки зрения. Свою научную деятельность, публикации книг и статей он рассматривал как средство поднятия авторитета Церкви.

Святитель Лука Войно-Ясенецкий, архиепископ Крымский

В мае 1946 года владыка был переведен на должность архиепископа Симферопольского и Крымского. Студенческая молодежь отправилась встречать его на вокзал с цветами.

Перед этим он какое-то время послужил в Тамбове. Там с ним произошла такая история. Одна женщина-вдова стояла возле церкви, когда владыка шел на службу. «Почему ты, сестра, стоишь такая грустная?» – спросил владыка. А она ему: «У меня пятеро детей маленьких, а домик совсем развалился». После службы повел он вдову к себе домой и дал денег на постройку дома.

Примерно в то же время ему окончательно запретили выступать на медицинских съездах в архиерейском облачении. И его выступления прекратились. Он все отчетливее понимал, что совмещать архиерейское и врачебное служение становится все труднее. Его медицинская практика стала сокращаться.

В Крыму владыку ждала суровая борьба с властями, которые в 50-е годы одну за другой закрывали церкви. Одновременно развивалась его слепота. Кто не знал об этом, не мог бы и подумать, что совершающий Божественную литургию архипастырь слеп на оба глаза. Он осторожно благословлял Святые Дары при их пресуществлении, не задевая их ни рукой, ни облачением. Все тайные молитвы владыка читал на память.

Жил он, как всегда, в бедности. Всякий раз, как племянница Вера предлагала сшить новую рясу, она слышала в ответ: «Латай, латай, Вера, бедных много».

В то же время секретарь епархии вел длинные списки нуждающихся. В конце каждого месяца по этим спискам рассылались тридцать-сорок почтовых переводов. Обед на архиерейской кухне готовился на пятнадцать-двадцать человек. Приходило много голодных детей, одиноких старых женщин, бедняков, лишенных средств к существованию.

Крымчане очень любили своего владыку. Как-то в начале 1951 года архиепископ Лука вернулся самолетом из Москвы в Симферополь. В результате какого-то недоразумения на аэродроме никто его не встретил. Полуслепой владыка растерянно стоял перед зданием аэропорта, не зная, как добраться до дома. Горожане узнали его, помогли сесть в автобус. Но когда архиепископ Лука собрался выходить на своей остановке, по просьбе пассажиров шофер свернул с маршрута и, проехав три лишних квартала, остановил автобус у самого крыльца дома на Госпитальной. Владыка вышел из автобуса под аплодисменты тех, кто едва ли часто ходил в храм.

Ослепший архипастырь также продолжал управлять Симферопольской епархией в течение трех лет и иногда принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами. Практическую врачебную деятельность он оставил еще в 1946 году, но продолжал помогать больным советами. Епархией же управлял до самого конца с помощью доверенных лиц. В последние годы своей жизни он только слушал, что ему читают и диктовал свои работы и письма.

Скончался Владыка 11 июня 1961 года в , и был похоронен на церковном кладбище при Всехсвятском храме Симферополя. Несмотря на запрет властей, его провожал весь город. Улицы были забиты, прекратилось абсолютно все движение. До самого кладбища путь был усыпан розами.

Могила Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в Симферополе

В 1996 г. были обретены нетленными его честные мощи, которые покоятся ныне в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. В 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых как святитель и исповедник.

Рака с мощами св.Луки Войно-Ясенецкого в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя

Икона с частицей мощей Святителя Луки, архиепископа Симферопольского Крымского находится в нашем храме () в свободном доступе и каждый желающий может приложиться к Святыне.

Тропарь, глас 1
Возвестителю пути спасительного, исповедниче и архипастырю Крымския земли, истинный хранителю отеческих преданий, столпе непоколебимый, Православия наставниче, врачу богомудрый, святителю Луко, Христа Спаса непрестанно моли веру непоколебиму православным даровати и спасение, и велию милость.

Кондак, глас 1
Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, был еси святителю, душу же равноангельну сотворил, сего ради святительства саном почется, во изгнании же от безбожных много пострадал и непоколебим верою пребыв, врачебною мудростию многия исцелил еси. Темже ныне честное тело твое от земленных недр обретенное дивно Господь прослави, да вси вернии вопием ти: радуйся, отче святителю Луко, земли Крымстей похвало и утверждение.

Святитель Лука.Фильм-повествование о Святителе Луке (Войно-Ясенецком)

Архиепископ Лука фильм

О фильме: Предлагаем Вам крайне полезно провести время за просмотром православного документального фильма об великом хирурге и великом святителе — архиепископе Войно-Ясенецком — Луке.
Его признал коммунистический вождь — Сталин, который вручил ему свою премию за бесценный вклад в советскую медицину.

Кафедра Владыки находится в Петропавловском кафедральном соборе

Митрополит Симферопольский и Крымский ЛАЗАРЬ (в миру Ростислав Филиппович Швец) родился 22 апреля 1939 г. в с. Комарин, ныне Кременецкого района Тернопольской области, в крестьянской семье.

С 15 лет стал послушником в Свято-Духовском скиту Почаевской Лавры, затем два года в Успенском Жировицком монастыре Минской епархии. В 1957 г. поступил в Минскую Духовную семинарию.

В 1958-1961 гг. служил в рядах Советской Армии.

В 1964 г. окончил Одесскую Духовную семинарию, в 1968 г. Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.

С 1968 по 1971 гг. занимался в аспирантуре при Московской Духовной Академии и являлся референтом Отдела Внешних Церковных Сношений.

В 1973 г. был рукоположен во диакона, затем во иерея.

В 1975 г. назначен в клир Аргентинской епархии, где одновременно являлся в течение пяти лет секретарем архиепископа Аргентинского и Южноамериканского.

В 1980 г. назначен епископом Аргентинским и Южноамериканским, Патриаршим экзархом Центральной и Южной Америки.

За время своего пребывания на Аргентинской кафедре (пробыл до 1989 г.) объединил вокруг храма православных соотечественников, находящихся в патриотическом объединении, создал из них архиерейский хор. Построил ряд храмов. Был приобретен в собственность Русской Православной Церкви земельный участок в фешенебельном районе г. Буэнос-Айрес. За счет этого участка построил небольшое пятиэтажное здание епархии, где в настоящее время она располагается. В честь 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. добился переименования площади Чаркес в площадь святого князя Владимира, там установлен и памятник этому святому. В Бразилии был открыт храм в честь Святой Троицы. В провинции Лянус приобретен участок, на котором выстроен храм в честь Всех святых в земле Российской просиявших, и переименована улица Кирно-Коста во Владимирскую. В Санта Роса приобретен епархиальный дом.

В Чили в трудные пиночетовские годы, когда было запрещено храмостроительство, был построен церковный зал, который впоследствии был переоборудован в храм святого апостола Иоанна Богослова.

В 1989 г. назначен архиепископом Тернопольским и Кременецким. Здесь был открыт Свято-Духовский скит Почаевской Лавры, а также возвращен Православной Церкви и открыт Свято-Богоявленский женский монастырь. В г. Кременец возвращено здание музея Почаевской Лавре, где сейчас располагается Духовная семинария.

В 1991 г. был назначен архиепископом Одесским и Херсонским. Открыт Борисовский женский монастырь, в застойные годы там располагался ЛТП. Возвращено здание храма святого великомученика и целителя Пантелеимона, где раньше располагалась Духовная семинария, и другие храмы и здания.

В 1992 г. — назначен архиепископом Симферопольским и Крымским.

В 2000 г. возведен в сан митрополита.

Все 17 лет пребывания Владыки на Крымской кафедре наполнены многосторонней плодотворной деятельностью во благо Святой Матери-Церкви. Был канонизирован и прославлен архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), в честь святителя в Симферополе установлен памятник и переименован сквер. Прославлены также новомученики крымские во главе со священномучеником Порфирием. В 2000 г. Юбилейным Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Святитель Лука, а также сонм крымских святых был внесен в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. В 2008 г. причислен к лику святых святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический.

В 2001 г. был восстановлен Свято-Владимирский Херсонесский собор, тогда же Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении Владыки Лазаря и в присутствии Президента Украины Л. Д. Кучмы и Президента России В. В. Путина установил здесь накупольный крест, а в 2002 г. Владыка Лазарь в присутствии Президента Украины освятил соборный колокол. 3 апреля 2004 г. освящен главный алтарь собора.

С 2003 г. по настоящее время ведется восстановление в г. Симферополе Свято-Александро-Невского кафедрального собора.

Имеет следующие награды:

  • Орден святого князя Владимира II степени (1989 г.); за служение в Аргентине награжден орденами преподобного Сергия Радонежского II и III степени. Правительством Аргентины награжден медалью «Сан-Мартино». Награжден грамотой Посольства СССР в Аргентине.
  • Правительством СССР за миротворческую деятельность в Аргентине награжден орденом «Дружбы народов».
  • Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины, награжден орденом святых Антония и Феодосия Печерских.
  • Президентом Украины награжден орденами «За заслуги» I, II и III степеней (1997, 2000, 2002 гг.).
  • За особые заслуги перед украинским народом награжден Почетной грамотой Верховной Рады Украины (2004 г.).
  • Украинским фондом научно-экономического и юридического сотрудничества награжден Почетным Крестом «Святой князь Александр Невский» (2006 г.).
  • Награждён орденом князя Ярослава Мудрого V степени — за многолетнюю плодотворную духовно-просветительскую деятельность, весомый личный вклад в сохранение и укрепление межконфессионального мира, утверждение идеалов духовности и милосердия (2009 г.);
  • Орден в честь 10-летия создания Государственного департамента Украины по вопросам исполнения и наказаний (Украина);
  • Награждён Орденом Дружбы — за большой вклад в развитие российско-украинского сотрудничества (2009);
  • Решением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 18 марта 2009 года № 1170-5/09 за выдающиеся личные заслуги в возрождении духовности, сохранении межконфессионального мира, активную благотворительную, гуманистическую и общественную деятельность Ростиславу Филипповичу Швецу (митрополиту Лазарю) присвоено звание «Почётный крымчанин»;
  • В 2012 году за добросовестное 20-летнее архипастырское служение на Крымской кафедре и по случаю 20-летия пребывания Блаженнейшего митрополита Владимира на кафедре Киевских митрополитов Предстоятель УПЦ удостоил митрополита Лазаря права ношения второй панагии;
  • В июле 2012 года по случаю 20-летия пребывания на Крымской кафедре награжден Предстоятелем УПЦ Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром орденом Святителя Луки Крымского.
  • В ноябре 2012 года за активную работу по духовному возрождению крымчан, укрепление мира и согласия на полуострове награждён почетным знаком отличия и Грамотой Представительства Президента Украины в АР Крым, а также Благодарностью Совета Министров АР Крым и Министерства культуры АР Крым.
  • 22 января 2013 года по случаю Дня Соборности и Свободы Украины, Президент Украины Виктор Янукович наградил орденом князя Ярослава Мудрого IV степени постоянного члена Священного Синода УПЦ митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря (Указ № 35/2013). Эта высокая награда вручается за выдающиеся заслуги перед Украиной в области государственного строительства, укрепления международного авторитета Украины, развития экономики, науки, образования, культуры, искусства, здравоохранения, за выдающиеся благотворительную, гуманистическую и общественную деятельность.

Лазарь, митрополит Симферопольский и Крымский

Митрополит Лазарь (в миру - Ростислав Филиппович Швец) родился 22 апреля 1939 года в с. Комарин, ныне Кременецкого района Тернопольской области, в крестьянской семье.

По завершении школьного образования был послушником в Свято-Духовском Скиту Успенской Почаевской Лавры, затем два года - в Успенском Жировицком монастыре Минской Епархии. Там же в 1957 году поступил в Минскою Духовную Семинарию.

В 1958-1961 гг. служил в рядах Советской Армии.

В 1964 году окончил Одесскую духовную семинарию, в 1968 году - Ленинградскую духовною академию. С 1968 по 1971 год занимался в аспирантуре при Московской духовной академии и являлся референтом Отдела внешних церковных сношений.

5 марта 1972 года рукоположен во диакона, а 12 марта - во иерея. Пастырское служение проходил в Покровском женском монастыре в г. Киеве и во Владимирском кафедральном соборе.

В 1975 году назначен в клир Аргентинской епархии, где одновременно являлся и секретарем архиепископа Аргентинского и Южноамериканского.

Постановлением патриарха Пимена и Священного Синода от 20 марта 1980 года клирику Аргентинской Епархии протоиерею Ростиславу Швецу по пострижении в монашество и по возведении в сан архимандрита определено быть епископом Аргентинским и Южноамериканским, патриаршим экзархом Центральной и Южной Америки.

В том же году епископ Лазарь назначен Священным Синодом епископом Аргентинским и Южноамериканским, патриаршим экзархом Центральной и Южной Америки. В 1985 году возведен в сан архиепископа и был назначен правящим архиереем в Ивано-Франковскую и Коломыйскую епархию, в этом же году снова назначен на Аргентинскую кафедру, на которой пробыл до 1989 года.

Построил храм в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших, в провинции Лянус, а также Зал для торжественных приемов, квартиры для священников. Переоборудовал из гаража храм в честь Прп. Иова Почаевского в провинции Сан-Мартин. Добился приобретения в собственность Русской Православной Церкви земельного участка в фешенебельном районе г.Буэнос-Айреса, за счет которого построил 5-этажное епархиальное здание и реконструировал кафедральный собор с куполом.

В Аргентине по инициативе владыки Лазаря регулярно проводились общественные Рождественские праздники с присутствием представителей Министерства по делам религий Аргентины. Архиепископ Лазарь неоднократно был принимаем Президентами Аргентины. В честь 1000-летия Крещения Руси в 1988 году добился переименования площади Чаркес в Буэнос-Айресе в площадь Святого Князя Владимира. Там установлен и памятник этому святому, который и поныне благословляет своим крестом столицу Аргентины, где проживает немало наших соотечественников. В провинции Лянус переименована улица Кирно-Коста во Владимирскую. Как Патриарший Экзарх открыл в Бразилии храм в честь Святой Троицы.

После беседы с представителями Карловацкого раскола архиепископ Лазарь добился перехода под юрисдикцию Московского Патриархата двух храмов: в Компинио де Мисионес и в Санта Россе, приобретен дом для нужд епархии. Стараниями архиепископа Лазаря в Сан-Россе переименована улица в честь Св. Князя Владимира. В провинции Мисионес приобретено место под застройку и начато строительство храма и церковного комплекса в честь Святой Троицы. Построен Православный храм в Мексике. В Чили в трудные пиночетовские годы, когда было запрещено храмостроительство, по благословению архиепископа Лазаря был построен церковный зал, который впоследствии был переоборудован в храм Иоанна Богослова. Также в Аргентине было приобретено и передано на баланс Матери-Церкви 7 объектов недвижимости, в том числе дома, квартиры, земельные участки.

В 1989 году владыка Лазарь назначен архиепископом Тернопольским и Кременецким.

В 1991 году владыка Лазарь был назначен архиепископом Одесским и Херсонским.

В 1992 году назначен архиепископом Симферопольским и Крымским.

Архиепископ Симферопольский и Крымский УПЦ Киевского патриархата Климент 31 января в кафедральном соборе УПЦ КП обратился к прихожанам с призывом молиться о судьбе церкви, которая сейчас подвергается преследованиям со стороны российской власти Крыма.

Как сообщил крымский журналист Александр Польченко на своей странице в Фейсбуке, архиепископ Климент отслужил литургию в честь святых равноапостольных князей Владимира и Ольги архиепископ Симферопольский и Крымский Климент, после которой прихожане спросили о дальнейшей судьбе УПЦ КП в Крыму.

«Я год молчал, второй, но хамства Руслана Бальбека (вице-премьер российской власти Крыма – КР ) я не потерплю. 13-го января он решил со мной разговаривать немножко на повышенных тонах. Четырнадцатого (января – КР ) – решение суда. Так пусть знает: мы здесь 20 лет, а они приходят – и уйдут. Церковь будет – их не будет. На моей стороне Бог, закон и все документы. А те аферисты… пусть вспоминают конец тех, кто начал против церкви воевать: сдохли, как собаки», – сказал архиепископ Климент.

Польченко приводит слова архиепископа, который напомнил, что неоднократно просил «дать людям молиться» и не отбирать церковное имущество в Крыму.

«Все имущество, которое забирают через суды, будет возвращено на материковой Украине через имущество Московского патриархата. Я прошу, чтобы здесь остановились, и оставили в покое, иначе может беда, быть ведь уже переселенцы готовы создавать инициативные группы на материке, защищать УПЦ КП в Крыму за счет Московского патриархата», – цитирует крымский журналист арихепископа Климента.

Российский арбитражный суд Крыма присудил изъять из собственности Крымской епархии УПЦ Киевского патриархата (КП) принадлежащие ей помещения. Об этом архиепископ Симферопольский и Крымский УПЦ Киевского патриархата Климент сообщил на пресс-конференции в Киеве 28 января.

Владыка пояснил, что речь идет о помещениях Кафедрального собора Святых равноапостольных князя Владимира и Ольги в центре Симферополя.

Российские власти Крыма, как и суды на полуострове официально ситуацию не комментируют.

В 2014 году, после аннексии Крыма Россией Фонд имущества уведомил архиепископа о необходимости перезаключения договора аренды на помещение, в котором располагается Кафедральный собор Владимира и Ольги. Тогда Климент рассказывал, что неизвестные люди требовали от него 200 тысяч долларов за возможность находиться в этом здании.

Несмотря на ряд заявлений, в том числе правозащитных организаций, о притеснениях по религиозному признаку на полуострове, российские власти Крыма это отрицают и утверждают, что верующие всех конфессий находятся в равных условиях.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...