Ступени высшего образования в россии. Как в россии определяются степени высшего профессионального образования Третья ступень высшего образования

Ступени высшего образования в России, существующие сегодня, кардинально отличаются от тех, которые были в стране еще 10 лет назад. Произошедшие изменения стали результатом подписания РФ Болонской декларации в 2003 году. Реформирование системы высшего образование происходило не быстро, и завершилось лишь в 2010-м.

Основные ступени высшего образования в России

Система высшего образования в России насчитывает три основные ступени. Ниже приведена краткая характеристика каждой из них.

Уровень первый: бакалаврат

Бакалаврат является новой ступенью в системе высшего образования России. Получить данную степень имеют право люди с аттестатом о среднем общем или профессиональном образовании – выпускники 11-го класса школы или профтехучилищ, колледжей, лицеев. Учеба по программе бакалаврата длится четыре года.

В это время студенты получают фундаментальные знания, а при выпуске (после защиты квалификационной работы) – диплом бакалавра, который может быть академическим либо прикладным. Владелец данного документа имеет право начать трудовую деятельность по профессии либо поступать в магистратуру. Бакалаврат в России считается законченным высшим образованием.

Уровень второй: специалитет и магистратура

Специалитет – это знакомая многим ступень. До реформы все выпускники ВУЗов получали дипломы специалиста. Сегодня приступить к учебе по программе специалитета может каждый выпускник средней общеобразовательной школы (11-й класс) либо заведения, дающего среднее профессиональное образование.

Студенты учатся 5 лет. Данная программа отличается от бакалаврата тем, что дает не только фундаментальные знания, но и практическую ориентацию в выбранном направлении деятельности. По окончанию учебы сдаются выпускные экзамены, пишется и защищается дипломная работа, на основании чего выпускникам выдается диплом специалиста.

В документе обязательно указывается квалификация, присвоенная выпускнику (например, «Журналист», «Экономист», «Юрист» и т.д.). Имея на руках диплом специалиста, можно начать трудовую деятельность в выбранной сфере либо поступать в магистратуру или на третий уровень высшего образования.

Магистратура тоже относится ко второй ступени. Предполагает углубление знаний, полученных в ходе освоения программы бакалаврата или специалитета. Студентов в магистратуре готовят к научно-исследовательской деятельности.

Длительность обучения – минимум, два года. По завершению студенты пишут и защищают диссертацию магистра и получают соответствующий диплом. Они имеют право начать трудовую деятельность в выбранной отрасли либо перейти на третью ступень.

Уровень третий: аспирантура, адъюнктура, ординатура, ассистентура-стажировка

Третья ступень предполагает подготовку кадров, которые имеют высшую квалификацию. В зависимости от отрасли, различают несколько видов программ:

1. Аспирантура готовит кадры научно-педагогической направленности. Стать таким студентом имеют право лица с дипломом специалиста либо магистра. Программа предполагает расширение знаний, полученных ранее, их практическое применение, а также в обязательном порядке – научно-исследовательскую и педагогическую деятельность. Длительность учебы – минимум три года в стационаре и четыре – на заочном отделении. По завершению программы будущие аспиранты пишут кандидатскую диссертацию. В случае успешной защиты получают первую ученую степень – кандидат наук. Имеют право приступать к подготовке диссертации доктора и присвоению соответствующей степени.

2. Адъюнктура – это программа, аналогичная аспирантуре, но реализуемая в ВУЗах Минобороны и МВД РФ.

3. Ординатура – третья степень высшего образования для медиков и фармацевтов. К освоению двухлетней программы допускаются выпускники соответствующих ВУЗов. В ходе ее реализации будущие врачи и фармацевты получают углубленные знания по специальности. Также учатся применять их на практике. Чтобы получить диплом, квалификацию и право трудиться в медучреждениях, нужно успешно сдать сложный трехступенчатый экзамен.

4. Ассистентура-стажировка готовит кадры высшей квалификации в сфере искусства. К освоению программы могут приступать специалисты и магистры, получившие свои степени в соответствующих ВУЗах. Максимальный срок обучения – два года. В ходе стажировки будущие деятели искусства реализуют учебный план, разработанный индивидуально. Курирует данный процесс научный руководитель. Выпускной работой, в зависимости от квалификации, могут являться концерт, спектакль, кинолента, выставка художественных работ или другой продукт творчества ассистента-стажера. В случае успешной сдачи такого экзамена человек получает диплом с указанием квалификации, а также право преподавать в своей отрасли либо вести исполнительскую деятельность.

Ответ на вопрос «Сколько ступеней высшего образования в России?» – три уровня с разными подпунктами. Каждый гражданин имеет право освоить образовательную программу по максимуму, дойдя до самой вершины. Ограничений ни для кого не существует.

Базовое образование

Базовое образование преподавателей высших учебных заведений

Если преподаватель ВУЗа не имеет ученой степени или ученого звания (например, ассистент или старший преподаватель), то в качестве базового образования рассматривается полученное преподавателем ранее высшее образование (подтвержденное дипломом)с учетом аттестаций при последипломном образовании или при повышении квалификации. Присуждение ученого звания (доцента или профессора)- по определенной специальности или по кафедре - при наличии соответствующего аттестата, может рассматриваться как получение базового образования преподавателем для дальнейшего обучения или в процессе трудовой профессиональной деятельности (например, в должности доцента или профессора).


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Базовое образование" в других словарях:

    Базовое образование - это тот минимум общеобразовательной подготовки, который узаконен в государстве как всеобщий, обязательный и бесплатный. В настоящее время – это 9 летнее образование, даваемое детям в средней общеобразовательной школе. Базовое образование… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - совокупность установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения. Термин употребляется в двух значениях: 1) образование, ориентированное на освоение знаний и умений, минимально необходимых для жизни в… … Профессиональное образование. Словарь

    Базовое образование - общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы её дальнейшего образования, гражданского и… … Педагогический терминологический словарь

    БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - общественно необходимый уровень общеобразоват. подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно этич. ориентацию личности, формирование общекультурной основы её дальнейшего образования, гражд. и проф. становления. В условиях… … Российская педагогическая энциклопедия

    Базовое образование - общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования. Базовый уровень… … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

    Базовое образование - совокупность способностей, установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Обязательное восьмилетнее базовое образование в Республике Хорватия. Большинство школ Хорватии государственные. Базовая школа включает в себя две ступени: первая ступень четырёхлетняя, где обучение ведет только один преподаватель, и… … Википедия

    Юные египтяне за чтением … Википедия

    Юные египтяне за чтением Университет Мансуры Система образования в Египте отличается высокой степенью централизации, она подразделяется на три этапа: Базовое образование (араб. التعليم الأساسى‎‎, Ат таалим аль асаси) Начальная ступень… … Википедия

    Содержание 1 Среднее образование в Бутане 1.1 История развития системы среднего образования … Википедия

Книги

  • Алгоритмы. Вводный курс , Кормен Томас Х. , Эта книга написана признанным авторитетом в области компьютерных алгоритмов - профессором информатики Томасом Корменом, чей труд Алгоритмы: построение и анализ, написанный в соавторстве с… Категория: Общая информатика. Теория информатики Серия: Издатель: Диалектика - Вильямс ,
  • , В. М. Белый , В статье приводится опыт преддипломной подготовки и проведения защит дипломных проектов по специальности «Прикладная информатика в экономике» очного факультетаГосударственного Королёвского… Категория: Компьютеры: прочее Серия: Прикладная информатика. Научные статьи Издатель:

В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) "бакалавр" (срок обучения не менее чем 4 года);

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации "дипломированный специалист" (срок обучения не менее чем 5 лет);

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) "магистр" (срок обучения не менее чем 6 лет).

Основная профессиональная образовательная программа, обеспечивающая подготовку магистра, состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению подготовки и не менее двухлетней специализированной подготовки (магистратура).

Лица, освоившие программу подготовки бакалавра, поступают в магистратуру по конкурсу.

Лица, получившие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании определённой ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.

Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.

Из Федерального закона "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" от 22.08.96 ? 125 - ФЗ

Введением в 1992 году многоуровневой системы высшего профессионального образования решали задачу вхождения в систему образования, принятую во многих странах мира. Раньше у нас выпускались только дипломированные специалисты со сроком обучения 5-6 лет, т.е. была одноступенчатая схема. А теперь схема многоступенчатая: первые 2 года - неполное высшее образование, через 4 года обучения по определённому "направлению" - квалификация (степень) "бакалавр", ещё 2 года специализированной подготовки - квалификация (степень) "магистр". При этом параллельно бакалаврам и магистрам учится "специалист" в течение 5 - 6 лет.

Надо сказать, что полного единства в соответствии степеней "бакалавр" и "магистр" в разных государствах нет - бакалавром может быть и выпускник высшей школы, и обладатель первой учёной степени, или даже просто выпускник средней школы. А магистр - это в некоторых странах учёная степень между бакалавром и доктором наук.

Как бы там ни было, но абитуриентам надо определиться, на какой путь вставать. Расскажем вам о главных особенностях каждой "составляющей" в многоступенчатой схеме обучения в вузах.

В чем разница

Итак, у специалистов: пять лет - и диплом специалиста-практика ("инженер", "агроном", "экономист", "механик" и т.п.), затем работа по профилю полученной специальности. У бакалавров: четыре года - и диплом об общем высшем образовании, после чего можно продолжить обучение на магистра в течение ещё двух лет. Набор в магистратуру - конкурсный и составляет примерно 20% от выпущенных бакалавров. Магистратура существует не во всех российских вузах, и поступать в неё можно только с дипломом бакалавра. Первые два года обучения у специалистов и бакалавров - одинаковые (базовое образование). Если вы передумаете продолжать учиться в данном вузе, получите диплом о неполном высшем профессиональном образовании. С 3-го курса программы подготовки специалистов и бакалавров уже различаются. Поэтому переход с бакалавра на специалиста связан с ликвидацией разницы в прослушанных и сданных дисциплинах, накопившейся за четыре года обучения. Кстати, появилось новое понятие: "направление подготовки дипломированного специалиста".

Разница между специалистом и магистром: магистров готовят для научной работы, а специалистов - для профессиональной деятельности в отдельной отрасли.

Имея диплом бакалавра из одного вуза, поступать в магистратуру можно и в другом вузе. Правда, снова может возникнуть проблема с разницей учебных планов в разных вузах.

Тонкости перехода

Любое нововведение требует на свою "утряску" какого-то времени, ибо всегда появляются какие-то нестыковки нового со старым. Времени-то с 1992 года прошло уже немало, но есть ещё некоторые проблемы в нашей многоступенчатой системе высшего профессионального образования. Например, в разделении направлений и специальностей на первых четырёх курсах. Многие государственные вузы как готовили, так и готовят только специалистов. Какие-то вузы, кроме традиционной схемы, имеют и многоуровневую. В негосударственных вузах, как правило, готовят только бакалавров.

Сохраняется ещё напряжённость в вопросе престижа диплома бакалавра: работодатели не всегда настроены брать на работу бакалавров. Причин несколько. Одна из них - психологическая. А именно: нынешние работодатели чаще всего получали своё высшее образование в советское время, когда у нас были только специалисты, а слово "бакалавр" было "не нашим", западным. Да ещё при этом есть разница в программах обучения - специалиста готовят по конкретной специальности, как бы узкопрофильно, а программы бакалавриата - широкопрофильные, имеют обще научный и обще профессиональный характер. Т.е. бакалавр получает фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, т.к. учился только 4 года. В законе, разумеется, говорится, что бакалавр имеет право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Но! Право-то он имеет, но не всегда ему это право предоставляют. Предпочитают брать "специалистов" и "магистров".

Вы не расстраивайтесь - со временем вопрос "Чем может заниматься бакалавр?" не будет возникать. А пока, если появятся проблемы, можно только посоветовать продолжать своё обучение на следующей ступени и получать квалификацию "дипломированный специалист" или "магистр".

И всё же достоинства выбора бакалавриата имеются. Перечислим их.

  1. Этот вид квалификации принят по международной классификации и понятен работодателям за рубежом. Там часто приглашают бакалавров, даже не оговаривая направления подготовки, поскольку для офисной работы нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить всевозможные документы.
  2. Фундаментальность подготовки, её "несуженность" позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, что позволяют за 1 год перейти к одной из целого "веера" совместимых профессий. А специалисту после 5-ти лет обучения получать новую профессию (в случае необходимости) придётся за 2-3 года, да ещё и на коммерческой основе, т.к. это уже будет получением второго высшего образования. Для бакалавра же обучение в магистратуре классифицируется как продолжение образования на следующей ступени и поэтому оно бесплатное (для бюджетных мест).
  3. Уже через 4 года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.

Что же выбрать? Какую образовательную траекторию построить для себя?

Прежде всего подумайте о направленности своей профессиональной подготовки. Если нет осознанного стремления заниматься в будущем научной деятельностью или работать по узкой специальности, то можно остановиться на бакалавриате. Кроме того, выясните реальную ситуацию на рынке труда по своему месту жительства. Т.е. постарайтесь понять, насколько конкурентоспособной в вашем регионе будет приглянувшаяся вам специальность и квалификация, получится ли быстро найти престижную работу, имея на руках диплом бакалавра.

На I ступени высшего образования обеспечивается подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками, с присвоением квалификации специалиста с высшим образованием.

На I ступени высшего образования реализуются образовательная программа высшего образования I ступени, обеспечивающая получение квалификации специалиста с высшим образованием, и образовательная программа высшего образования I ступени, обеспечивающая получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированная с образовательными программами среднего специального образования.

Высшее образование I ступени дает право на продолжение образования на II ступени высшего образования и на трудоустройство по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации.

На II ступени высшего образования (магистратура) обеспечиваются углубленная подготовка специалиста, формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра.

На II ступени высшего образования реализуются образовательная программа высшего образования II ступени, формирующая знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы и обеспечивающая получение степени магистра, и образова­тельная программа высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающая получение степени магистра.

Высшее образование II ступени дает право на продолжение образования на уровне послевузовского образования и на трудоустройство по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации.

Па стану на пачатак 2010/2011 навучальнага года ў рэспублiцы дзейнiчалі 202 навучальныя установы, якія забяспечваюць атрыманне сярэдняй спецыяльнай адукацыі (далей па тэксту «установы»)дзяржаўнай формы ўласнасці і 12 устаноў прыватнай формы ўласнасці .

Да ліку ўстаноў дзяржаўнай формы ўласнасці адносяцца:

101 каледж, 1 тэхнікум, 19 вучылішчаў,

4 вышэйшыя каледжы, 8 вышэйшых навучальных устаноў, РIПА,

60 прафесійна-тэхнічных каледжаў,

8 вучэбных комплексаў «гімназія-каледж».

Па стану на пачатак 2010/2011 года ў Рэспублiцы Беларусь дзейнiчала 229 навучальных ўстаноў, якія забяспечваюць атрыманне прафесіянальна-тэхнiчнай адукацыi , уключаючы іншыя ўстановы адукацыi, якiя рэалiзуюць адукацыйныя праграмы прафесiянальна-тэхнічнай адукацыi (далей па тэксту – «установы»), з якiх 222 установы дзяржаўнай формы ўласнасцi і 7 устаноў прыватнай формы ўласнасцi.

Педагогические издания ("Настаўнiцкая газета" и др.)

1. "Настаўніцкая газета" выходзіць з 20 снежня 1945 года.

Заснавальнік - Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. Галоўны раэдактар Вадзім Кнышаў. Сайт http://www.nastgaz.by/

Установа “Рэдакцыя газеты “Настаўніцкая газета” з’яўляецца выдаўцом газеты "Настаўніцкая газета", часопіса "Народная асвета", газеты "Раніца" (дадатак да газеты «Переходный возраст), газеты "Переходный возраст"

Дадаткі да "Настаўніцкай газеты":

“Шосты дзень”

На старонках дадатку “Шосты дзень” можна пазнаёміцца з вопытам работы беларускіх педагогаў у няпростай, але адказнай справе выхавання падрастаючага пакалення. Як цікава і, галоўнае, карысна правесці вольны ад заняткаў час? Як сфарміраваць у навучэнцаў любоў да роднага краю?

“РЭЙ”

Культуралагічны дадатак “РЭЙ” створаны для тых цікаўных чытачоў, якія хацелі б жыць насычаным культурным жыццём і быць у курсе ўсіх значных падзей у сферы культуры на радзіме і за мяжой. На старонках дадатку можна бліжэй пазнаёміцца з вядомымі прадстаўнікамі айчыннай культуры (рубрыка “Суботні госць”), пачытаць рэцэнзіі на новыя беларускія і замежныя кнігі, тэатральныя прэм’еры і кінастужкі (“Кнігарня”, “Тэатр”, “Кіно”), віртуальна пабываць на адметных канцэртах (“Музыка”), наведаць выставы і фестывалі (“Вернісаж”, “Фестываль”).

“Партфоліа”

Метадычны дадатак “Партфоліа” – гэта скарбонка дасягненняў творчасці педагогаў рэспублікі. Штомесяц, пачынаючы з вясны 2006 года, на старонках “Партфоліа” пад рубрыкамі “Навука ў школе”, “Педагагічная майстэрня”, “Псіхалогія+”, “Аўтарская алімпіяда”, “Прастора ўрока”, “Тэхналогіі навучання”, “Практыкум”, “Майстар-клас”, “Факультатыў”, “Метадычны кабінет” друкуюцца лепшыя распрацоўкі ўрокаў і факультатыўных заняткаў.

“Абітурыент”

У дадатку “Абітурыент” вы можаце прачытаць пра асаблівасці цэнтралізаванага тэсціравання. Сумесна з Рэспубліканскім інстытутам кантролю ведаў мы аналізуем тэсты па мовах, матэматыцы, фізіцы і іншых прадметах.

2. Часопіс "Народная асвета" .

Установа “Рэдакцыя газеты “Настаўніцкая газета” з’яўляецца выдаўцом часопіса "Народная асвета"

У чэрвені 2004 года часопіс «Народная асвета» адзначыў сваё 80-годдзе.

За гэты час ён прайшоў вельмі складаны і разам з тым цікавы шлях.

Рубрыкі часопіса – гэта доўгатэрміновыя творчыя праекты і дыстанцыйныя навучальныя курсы, якія структурыраваны такім чынам, каб у выглядзе гатовага модуля маглі лёгка ўключацца ў навучальны і выхаваўчы працэс, у дзейнасць метадычнай службы і адміністрацыйнага блока.

Якія тэмы і праекты прапануе «Народная асвета» на сваіх старонках

Канкурэнтаздольнасць навучальнай установы, маніторынг адукацыйнага працэсу. Дадатковыя адукацыйныя паслугі ў школе. Рэйтынг настаўніка, аналіз дзейнасці педагога. Падрыхтоўка да алімпіяд, работа з адоранымі дзецьмі. Педсавет: падрыхтоўка, арганізацыя, рэфлексія. Бацькоўскі сход: рэкамендацыі, гутаркі, сямейныя святы. А яшчэ нашы калегі са школ, гімназій, ліцэяў Магілёва, Быхава, Ляхавіч, Насовіч, Гродна, Віцебска, Барысава і іншых цудоўных мясцін Беларусі разам з рэдактарскім корпусам будуць весці летапіс беларускай адукацыі ХХІ стагоддзя ў праекце «Энцыклапедыя «Школы Беларусі». Школы-маякі і настаўнікі – зоркі педагагічнага Алімпа – свецяць нам ярчэй сапраўдных зорак і не даюць збіцца з магістральнага шляху.

3. Часопіс "Роднае слова»

Часопіс створаны ў 1987 г. як штомесячнае навуковае і метадычнае выданне для настаўнікаў-беларусістаў. Пачаў выходзіць у студзені 1988 г. Першапачатковая назва – "Беларуская мова і літаратура ў школе", у 1992 г. перарэгістраваны як "Роднае слова". З 1 ліпеня 2001 г. рэдакцыя часопіса дзейнічае самастойна як Установа «Рэдакцыя часопіса "Роднае слова"». За 20 гадоў выдадзена больш за 2,9 млн. экз.; у сярэдзіне 1990‑х гг. часопіс меў найбольшы тыраж – больш за 10 тыс. экз.

"Роднае слова" – сацыяльна значнае выданне Рэспублікі Беларусь, на старонках якога друкуюцца літаратуразнаўчыя і мовазнаўчыя артыкулы, матэрыялы па сусветнай і нацыянальнай культуры. Часопіс змяшчае матэрыялы, якія дапамагаюць выкладаць літаратуру і мову ў арганічнай сувязі з нацыянальнай і айчыннай культурай. Педагогам адрасаваны цыклы артыкулаў пра ўвасабленне мастацкіх твораў беларускай літаратуры ў музыцы, выяўленчым, тэле- і кінамастацтве, што спрыяюць фарміраванню эстэтычна-этычнай культуры моладзі.

4. Журнал «Пачатковая школа» начал свое существование в 1992 году. Республика Беларусь приобрела независимость, и возникла необходимость в создании своего, белорусского научно-методического журнала для учителей начальной школы. Появление профессионального издания обрадовало педагогов нашей страны. Тираж в первые годы составлял более 30000 экземпляров. Благодаря журналу читатели пополнили свои знания об известных личностях, являющихся гордостью нашей страны. В этом ряду Ефросинья Полоцкая, Франциск Скорина, Кирилл Туровский, Всеслав Чародей, Франтишек Богушевич и многие-многие другие. Знакомим мы своих подписчиков и с известными современниками – белорусскими писателями, композиторами, спортсменами.

Издательства "Пачатковая школа", "Народная асвета", "Адукацыя і выхаванне")

1. Издательство «Пачатковая школа» создано в 2001 году на базе редакции научно-методического журнала «Пачатковая школа» для обеспечения учителей начальных классов, методистов, студентов педагогических учебных заведений, научных работников качественной учебно-методической литературой, отвечающей современным потребностям общеобразовательной школы Республики Беларусь. Учредитель - Министерство образования Республики Беларусь. Деятельность издательства осуществляется в соответствии с приоритетами государственной образовательной политики, Указами Главы государства, решениями правительства.

Основные направления деятельности:

Выпуск семи ежемесячных журналов: научно-методического журнала «ПАЧАТКОВАЯ ШКОЛА» с ежеквартальным мультимедийным приложением на компакт-диске, познавательно-игрового журнала «РЮКЗАЧОК» для детей 7-12 лет с ежемесячным музыкальным приложением на компакт-диске, детского познавательного журнала о животных «Рюкзачок. ВЕСЁЛЫЙ ЗООПАРК», детского познавательно-игрового журнала о странах и народах «Рюкзачок. МИР ПУТЕШЕСТВИЙ», познавательно-игрового журнала «Рюкзачок. МИР КОМПЬЮТЕРОВ», журнала для подростков «РЮКЗАК» и развивающего журнала «РЮКЗАЧИШКА"для детей 5-7 лет;

Подготовка и выпуск учебных и учебно-методических пособий и электронных средств обучения для общеобразовательной школы, научно-популярной, справочной, художественной литературы, а также изданий для досуга;

Выполнение заказов в рамках реализации Государственных программ.

Дважды было издано учебное пособие «Беларусь - страна твоего будущего. Книга для выпускника» с приложением на компакт-диске. Содержание книги помогает старшеклассникам осуществить сознательный выбор будущей профессии. Кроме того, по этому пособию абитуриенты, поступающие в высшие учебные заведения по социально значимым специальностям, могут готовиться к профессионально-психологическому собеседованию - своеобразному испытанию на гражданскую зрелость.

В рамках реализации Президентской программы «Дети Беларуси» четыре года выпускается комплектное подарочное издание «Я - гражданин Республики Беларусь» с приложениями на компакт-дисках, которое вручается 16-летним гражданам при получении паспорта. Это один из крупнейших издательских проектов в Республике Беларусь за последнее десятилетие.

2. Издательство «Народная асвета» создано в апреле 1951 года как специализированное предприятие по выпуску учебной литературы. Оно является лидером среди издательств, выпускающих учебную и учебно-методическую литературу. Основная его деятельность направлена на выполнение государственного заказа Министерства образования Республики Беларусь по изданию учебников и учебных пособий для традиционной и реформируемой школы . Кроме того, издательство выпускает социально значимую литературу по заказу Министерства информации Республики Беларусь.

Для успешной организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, ежегодно издается свыше 200 наименований учебных книг – учебников, учебных пособий, хрестоматий, дидактических материалов, рабочих тетрадей, методических пособий, словарей, научно-популярной и справочной литературы, а также книги, отпечатанные шрифтом Брайля.

3. Издательство "Адукацыя і выхаванне". Учредителем Республиканского унитарного предприятия "Издательство "Адукацыя і выхаванне" является Министерство образования Республики Беларусь. Возникновение издательства «Адукацыя і выхаванне» относится к 1991 году, когда был учрежден научно-теоретический и информационно-методический журнал «Адукацыя і выхаванне”. Сегодня издательство выпускае 30 журналов для педагогов. Имеет свою типографию.


Похожая информация.


совокупность установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения. Термин употребляется в двух значениях: 1) образование, ориентированное на освоение знаний и умений, минимально необходимых для жизни в обществе; 2) образование, полученное до вступления в сферу оплачиваемого труда и рассматриваемое как исходный пункт для продолжения учебы во взрослом возрасте.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

общественно необходимый уровень общеобразоват. подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этич. ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования, гражд. и проф. становления.

В условиях научно-технич. революции распространение многообразных форм дополнит, образования, охватывающих и Значит. часть взрослого населения, усиливают приоритетную роль общеобразоват. подготовки. Вместе с тем школа теряет свое значение образоват. института, единственного для большинства населения страны. Это позволяет существенно пересмотреть содержание общего образования, освободив его от спец. вопросов, второстепенных с позиций общей культуры; снять со школы несвойственные ей функции спец. подготовки, реально обеспечиваемые в проф. уч. заведениях. Общекультурная направленность общего Б. о. способна расширить адаптивные возможности выпускников школы в процессе их становления в мире совр. произ-ва, требующего высокого уровня общего образования и развития человека и предполагающего проф. мобильность, необходимость переучивания и смены профессий.

Исторически сложившаяся технократич. ориентация сов. школы привела к заметному разрыву между реальными требованиями жизни и характером получаемого школьниками образования. В его содержании недостаточно и неполно представлены такие гуманитарные компоненты, как этика и психология, экономика и экология, иск-во.

Общекультурная направленность ср. образования требует включения в его содержание осн. областей общечеловеческой культуры с учетом возрастных возможностей учащихся. Это обусловливает определенное структурирование содержания образования, отвечающее необходимости познания окружающего мира как единства человека, природы и общества. Особая роль здесь отводится родному языку и математике как предметам, обеспечивающим возможность усвоения всего программного комплекса. Базовый характер шк. программы по отношению к системе непрерывного образования проявляется в том, что общее образование становится реальной опорой последующих форм общекультурной и проф. подготовки. Это возможно, с одной стороны, лишь при условии га-рантиров. достижения каждым выпускником школы определенного, заранее заданного базового уровня общеобразоват. подготовки, что обеспечивает эквивалентность общего образования, полученного в разных типах школ. По своему замыслу базовый уровень общеобразоват. подготовки призван определить и задать нижнюю границу результата общего образования. Возможность ограничиться этим уровнем при изучении нелюбимых или трудных предметов, обеспечивая достаточные пределы их усвоения, одновременно является важным фактором ликвидации перегрузки школьника. С др. стороны, только освободив ученика от непосильной суммарной уч. нагрузки, можно направить его усилия в область склонностей и интересов, способствуя развитию личности, формированию положит. мотивации учения. Такой подход к формированию уч. требований реализует демокр. способ разрешения дилеммы прав и обязанностей ученика в обучении, но предполагает смену традиц. стереотипов оценки качества образования (достижение школьником базового уровня общеобразоват. подготовки должно расцениваться как явный успех), широкое использование тестов достижения, зачетных форм контроля.

Для реализации развивающей функции обучения наряду с заданием базового уровня общеобразоват. подготовки необходимо зафиксировать уровни повышенной подготовки. Восхождение ученика по своеобразной «лестнице» деятельности от базового к повышенным уровням подготовки способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуально посильном уровне трудности, что оптимизирует развивающую функцию учения. Эффективная реализация такого подхода достигается повышением уровня обучения по сравнению с обязат. требованиями. При этом гласное обозначение базового уровня создает возможности индивидуального выбора содержания образования, превышающего этот уровень, в интересах развития ученика в соответствии со способностями.

Содержание Б. о. раскрывается в гибких программах для предметных областей (словесность, математика, естествознание и пр.). Уровневая дифференциация в программах (предусматривающая, в частности, разделение уровня обучения и базового уровня) осуществляется посредством явного указания желательных целей обучения с одноврем. фиксацией уровня обязат. подготовки. Эти два уровня задаются по отношению к итоговым результатам обучения на разных ступенях школы.

В соответствии с Законом Рос. Федерации об образовании (1922) Б. о. задается в системе гос. стандартов образования (включают федеральный и нац.-регион. компоненты), определяющих требования к уровню подготовки выпускников школы. Гос-во гарантирует получение бесплатного общего образования в основной (9-летней) школе в пределах этих стандартов. В. В. Фирсов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...