Истории про русалок. Русальная неделя Страшные истории о русалках троицын день
Проводы (похороны) русалок
Проводы (похороны) русалок - весенне-летний обряд, во время которого происходило символическое изгнание из поселений нечисти в виде русалок, свободно разгуливавших по земле в течение предшествующего периода.
Сроки проведения обряда соответствовали мифологическому времени пребывания русалок на земле. Чаще всего проводы приурочивались к воскресенью Русальной недели или к первому дню Петрова поста, следующего за Русальной неделей. Обряд совершался также в клечальную субботу (тульск.;), в Духов день (астрах.) во вторник Русальной недели (рязанск.), в день Ивана Купала (псковск). День проводов русалки в Тамбовской губ. носил название «русалкин день».
Главным персонажем обрядового действия была русалка, которую обычно изображали ряженые; она имела антропоморфный или зооморфный облик. В роли русалок могли выступать девушки и молодые женщины, мужчины, обычно молодые, реже их изображала ряженая пара: девушка и парень, женщина и мужчина, старуха и старик. В целом формы и атрибуты ряженья указывали на принадлежность русалки к миру «нежити»; и, как правило, она имела устрашающий облик. Изображая нечисть, исполнители роли русалок непременно закрывали лица: надевали маски, чернили их сажей, девушки и женщины распускали волосы, перекидывая их на глаза. Характерной чертой ряженья было ношение белых не подпоясанных одежд - рубахи - «торпища» (тамбовск.), нередко сшитой из грубой ткани, или переодевание мужчин женщинами, женщин мужчинами, при этом их нарядом служили старые рваные рубахи, порты, сарафаны. В Рязанской губ. русалка появлялась на улице верхом на кочерге, с помелом в руках. Иногда девушки и молодые женщины представляли мифологический тип русалки: своим внешним видом они подчеркивали ее молодость, красоту. Привлекательный облик персонажа создавался также за счет полного или частичного украшения участниц зеленью и цветами (брянск., саратовск.).
Особой, часто встречающейся, разновидностью ряженой русалки была лошадь. Появление русалки-коня объясняется взаимовлиянием славянской и восточной мифологий, в последней образ коня тесно связан с водой. Согласно русским быличкам, умершие не своей смертью полные сил мужчины оборачивались лошадьми и поступали в услужение к черту / водяному. Русалку-коня изображали один или два парня / мужика; они клали на плечи жерди и покрывались сверху суровой тканью, украшенной лентами и колокольчиками. Первый из них держал в руках маску коня, которая представляла собой голову животного, изготовленную из соломы или тряпок. Вместо чучела на обернутую пологом палку с рожками насаживали также лошадиный череп, надевая на него упряжь или вешая колокольчик. Изготавливали маску коня молодые мужчины и парни, в Воронежской губ. - знающие старики; они же и «водили» русалку, т.е. одни рядились в нее, другие указывали ей дорогу. Участников вождения называли русальщиками или русалками (воронежск., симбирск.). Среди них выделяли «погонщиков», т.е. тех, кто сопровождал - погонял - ряженого коня. В ряде мест один из погонщиков рядился в «странное» одеяние (астраханск.), состоявшее зачастую из старинной женской одежды - рубахи и поневы (воронежск.), а лицо закрывал специально изготовленной глиняной маской. В симбирском варианте обряда русалку погоняли перепачканные сажей парни - «помелешники», «кочерешники». Погонщиком мог быть подросток, посаженный на спину ряженой лошади; он держал в руках повод от упряжи.
Крестьяне, вышедшие провожать русалку, одевались, как правило, празднично. Так, в Воронежской губ. ряженных с лошадью сопровождали обыкновенно группы женщин, наряженных в старинные костюмы, которые уже не использовались в качестве бытовой или праздничной одежды. Атрибутами участников обряда, также как и русалки, были кочерга, помело, кнуты, плети, заслонки, косы.
В некоторых местах русалка изображалась в виде чучела. Его обычно изготавливали девушки, женщины или даже старухи. Основой служил ржаной сноп или кокон из сшитых тряпок с приделанными руками; готовый торс обряжали в «бабий» наряд, иногда разрисовывали лицо, обозначая нос, глаза, рот. Куклу укладывали на носилки или в гроб, покрывали кисеей или скатертью с вышитыми полотенцами, убирали цветами. Чучело несли ряженые девушки. Одна из них рядилась священником: распускала волосы, одевала на плечи старую дерюгу и размахивая в виде кадила половинкой яичной скорлупы или лаптем, другая - дьячком, третья - дьяконом. Остальные участницы были наряжены в праздничные, но не торжественные костюмы, держали в руках ветки деревьев в качестве иконы, импровизированные свечи из тростника, полыни или конопли; иногда свечи ставили по краям носилок.
В тульском варианте обряда персонаж, изображавший русалку отсутствовал, участники обряда провожали воображаемую русалку.
Ритуальное изгнание русалок происходило вечером, нередко - в полночь. Традиционно их выпроваживали в ржаное поле, за деревню - за околицу, за лес, к реке - в места, которые осмыслялись в народе как пограничные между мирами мертвых и живых.
Центральным действием обряда «проводы русалки» было шествие с ряженым, группой ряженых или с чучелом; оно являлось непременным элементом почти всех локальных вариантов. В Рязанской губ. призыв женщин и девушек: «Пойдемте, сестры, кулеша варить» воспринимался как знак к сбору участников обряда на улице. Собравшийся народ вместе с русалкой неторопливо проходил вдоль поселения, реже по лугу или около поля. В ряде мест процессия двигалась бегом: одни участники проводов убегали, другие догоняли их. Русалка обычно шла во главе шествия, или ее окружал хоровод участников (симбирск.).
Шествия сопровождались веселыми плясовыми песнями типа: «Мы по лугу гуляли, с комариком плясали…» (рязанск.), «Да, посеяли, посеяли, посеяли девки лен. Танцы, бранцы, веретенца, вертатушки, вертата.» (воронежск.), «Во лузях, лузях» (симбирск.). Реже, в основном, тогда, когда «хоронют» куклу-русалку, пели заунывные прощальные песни и голосили.
Для поведения ряженых русалок во время шествия и перед их уходом характерно стремление напугать, пощекотать, ударить плетью или кнутом, насмешить сопровождавших их лиц. Испуг участников обуславливался часто эффектом неожиданности. Спрятавшиеся в ржаном поле русалки - переодетые в торпища мужчины, дожидались проходящей мимо группы девушек и женщин и, хлопая кнутами, выскакивали из засады и бросались на женщин, стараясь ударить замешкавшихся кнутом; затем начинали преследовать разбегавшихся (тамбовск.). В Рязанской губ. ряженая русалка, подойдя к полю, резко разворачивалась и кидалась к сопровождавшей ее толпе. Подбежав к кому-нибудь, она принималась щекотать его при усиленном противодействии других участников; внезапно она бросала свою жертву и накидывалась на следующую. В Орловской губ. две ряженые русалки незаметно подкрадывались к молодежному гулянью и вторгались в него с двух сторон. Молодежь с криками: «Ах, русалки идут!» бросалась врассыпную, а русалки ловили девушек и парней и щекотали их до слез. Конь-русалка во время шествия метался во все стороны, разгонял и давил народ, пугал тех, кто сидел около своих домов и не участвовал в обряде. «Помелешники», щелкая длинными кнутами, бегали за маленькими детьми, «пугая их и приговаривая: «Не станете ли просить молока?» (симбирск.; Обрядовая поэзия. 1989. №415). В то же время поведение русалок, их повадки, гримасы, шутки вызывали в народе смех и хохот. Например, погонщиком обязательно выбирали подростка, который знал много прибауток и смог бы рассмешить собравшихся; его нередко называли «говорок».
Активное участие в обряде принимало все население. В Рязанской губ. ряженую русалку постоянно догоняли дети и, хватая за рубашку, за руку, приговаривали: «Русалка, русалка! Пощекочи меня» или «не щекочи меня». В Данковском у. той же губернии вышедшие на улицу жители деревни нападали на ряженных русалками девушек и гнали их с криком: «Гони русалок!» на землю соседней деревни, в то же время, по пути им чинили разнообразные преграды. По тульскому обычаю, крестьяне бегали по полям, каждый из них махал помелом, отгоняя воображаемую русалку; при этом громко кричали: «Догоняй, догоняй!». В Спасске Рязанском участники проводов устраивали борьбу. Они разделялись на две части: одна из них стремилась отобрать кукол-русалок, которых женщины другой группы держали в руках и старались защитить. В действия участников входили традиционные приемы изгнания нечистой силы. К ним относится и создание шумового эффекта. Участники громко играли на музыкальных инструментах - гармонях, балалайках, дудках, гремели трещетками, били в заслоны, в косы, тазы, щелкали кнутами, по выходу из деревни стреляли холостыми из ружей.
Изгнанные ряженые русалки какое-то время прятались в жите, в соседних деревнях или в лесу; затем снимали с себя элементы ряженья и, оставив их тут же, возвращались обратно, стараясь не попадаться на глаза гуляющему народу. Русальный конь на глазах всей публики валился на бок, задирал вверх ноги, изображая смерть. Ряженые скидывали с себя маску с пологом, а народ бросал ее в реку, или, разорвав чучело по частям, раскидывал их по сторонам; глиняные маски провожатых также разбивали. Череп лошади «погребали» - бросали за деревней в яму, где и оставляли до следующего года. Соломенную или тряпичную куклу оставляли в поле на меже (саратовск.), сжигали на костре, заранее приготовленном детьми (рязанск.), разрывали на куски с последующим разбрасыванием или сжиганием. В Воронежской губ. считали, что русалку необходимо сжечь, а пепел зарыть в земле. Перед уничтожением русалку нередко раздевали, забирая домой полотенца и ленты от свечей. Сохраняли также деревянный остов коня, вилы, на которых держалась голова, и узду.
Зачастую проводам предшествовали и сопутствовали всеобщие гуляния, во время которых водили хороводы, устраивали игры и общие трапезы, пели песни. В Симбирской губ., когда процессия выходила за околицу несколько девушек и женщин брали в руки шесты - «лутошки», по которым ходили наиболее смелые девушки, приплясывая и подскакивая.
Во многих местах соблюдался обычай обливать друг друга водой. Это могло происходить во время хороводного шествия с русалкой (саратовск.); в Спасске Рязанском обливали друг друга водой противостоявшие группы участников, при этом они также кидались песком. В Тульской губ. существовал ритуал обязательного омовения в реке на рассвете после совершения обряда. Тульчане этот обычай связывают прежде всего с тем, что запрет на купание в связи с уходом русалок прошел.
В Рязанском уезде участники обряда должны были перепрыгивать через костер, на котором сгорала русалка. Считалось, что каждый перескочивший предохранялся тем самым от болезней, злых духов и колдунов.
В Астраханской губ. вождение русалки-лошади сопровождалось девичьим обрядом скидывания венков в реку, который также можно рассматривать как один из вариантов изгнания русалок, т.к. венок часто ассоциировался с русалкой.
После того, как все русалки были изгнаны - а некоторые крестьяне утверждали, что видели, как те с плачем и воплем отбегали от селений до леса» (тульск.; Зеленин Д.К. 1916 с. 238) - все присутствовавшие провозглашали: «Теперь мы русалку проводили, можно будет везде смело ходить!» (рязанск.), и гулянья продолжались. Лишь в некоторых местах участники проводов возвращались домой в полной тишине (симбирск.) или даже в унынии (рязанск.).
В народной интерпретации проведение обряда объясняется желанием избавиться от столь опасного существа как русалка, вселяющего в людей страх. Так, жители Воронежской губ. говорили, что, «если не бросают [в поле русалку], то русалки всю лету будут тращать (старщать, пугать)» (Обрядовая поэзия. 1989. №414). В то же время ритуальное оставление в ржаных полях или рядом с ними чучела-русалки обуславливало, с народной точки зрения, лучший рост хлебов. Обливание водой осмыслялось как призвание дождя в летний период (саратовск.).
Таким образом, проводы русалок можно рассматривать как изгнание, выпроваживание из пространства, освоенного человеком, русалок, в которых видят души умерших. После выполнения основных своих функций - благоприятного воздействия на урожай и на жизнь общины в целом, необходимо было удалить ее подальше, или, вернее, вернуть обратно на тот свет.
Обряд был известен на территории Астраханской, Воронежской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Саратовской, Симбирской губерний. Он бытовал здесь под названиями «водить русалку», «провожать русалку», «хоронить русалку», «прогонять русалку». В Нижегородской, Пензенской, Саратовской губерниях обрядовое действие, дословно совпадавшее с одним из вариантов русальных проводов, осмыслялось как прощание с весной и именовалось «проводами весны». Термин «провожать русалку» употребляли также по отношению к праздничному дню, отмечаемому в южнорусских губерниях по поводу ухода русалок. В этот день устраивались угощения в складчину, в котором нередко участвовали только женщины (тамбовск.), веселые гуляния с хороводами, песнями, плясками или обливания водой (тамбовск.).
Магические действия в последний день жатвы, означавшие завершение уборки урожая и приуроченная к ним праздничная трапеза. Самый распространенный обряд был «завивания бороды» - последних несжатых колосьев и ритуально магические действия с серпами. Обряд должен был обеспечить плодородящую силу земли.
1. Западноевропейских русалок называют словом mermaid, а для славянских существует особое имя... русалка.
2. Происхождение слова русалка даже для российских филологов весьма туманно. Одни исследователи связывают его со словами русло и роса, другие - с прилагательным русый, третьи - с названием реки Рось. Любое из этих предположений имеет под собой достаточно оснований, так как русалки, в основном, русоволосые, живут в руслах рек и умываются росой.
3. В отличие от большинства западных наяд, русские русалки не имеют рыбьего хвоста, а их тела, лишенные чешуи, настолько нежны, что на ярком солнце просвечиваются насквозь. Внутренностей при этом не видно, так как у духов их нет.
4. Мужа у русалки быть не может, но как и любой живой душе русалке тоже хочется немного любви и тепла, вот и старается она найти суженого. Кандидатами в мужья становятся разведенные мужчины и те, у кого с женами нелады. Когда русалки встречают таких, то предлагают разделить с ними брачное ложе. Если мужчина поддастся искушению, то после любовного акта русалка начинает уговаривать его отправиться с ней в подводное царство, утверждая, что ее избранник не утонет, а, наоборот, отныне будет жить вечно. Одурманенный любовными чарами русалки мужчина идёт в воду, где, естественно, тонет.
5. Изредка русалки наведываются в свои бывшие дома и семьи, но вреда, как правило, при этом никому не причиняют. Наоборот, если домашние, заметив дух умершей, оставляют на ночь на столе угощение, русалки становятся постоянными и невидимыми защитниками семьи, оберегая ее от напастей и невзгод.
6. Природные русалки, в отличие от натуральных, смертны и лишь доживают в облике духов воды свой земной срок. Русалке присущи те же черты характера, привычки и вкусы, что были у нее при земной жизни. Наиболее беспокойны русалки, у кого остались при жизни незаконченные.
7. Осень, зиму и весну русалки спят в подводных, невидимых человеческому глазу, хрустальных дворцах, а в начале лета, когда вместе с природой, по старинному преданию, оживают мертвецы, русалки выходят из воды и разбредаются по прибрежным рощам, где селятся на деревьях. Выбор этот не случаен, так как в стародавние времена именно на деревьях хоронили своих усопших славяне.
8. Русалки умеют петь, да так, что слушающие могут внимать им по нескольку дней подряд, не замечая хода времени. При этом слушающий не понимает ни слова из спетого, так как песни речных красавиц не похожи на человеческие и представляют собой набор магических слов, понятных только самим русалкам.
9. В лунные ночи русалки любят сидеть на прибрежном камне, расчесывая свои длинные, до пят, волосы гребнем, сделанным из рыбьей кости и покрытым золотом. Гребень этот подбирать нельзя: русалка будет каждую ночь приходить к вашему дому и стучать до утренней зари во все двери и окна, требуя обратно свою расческу. Если же это не поможет, она напустит на вашу семью мор и станет мстить до тех пор, пока не получит назад взятую без спроса вещь. Поступают так русалки потому, что гребень для них предмет особый. Пока они чешут им свои волосы, до тех пор с них продолжает струиться вода, которая освежает их нежные тела. Если же гребень утерян или украден, а русалка находится далеко от воды, то её кожа высохнет, как у кита, выброшенного на берег.
10. Время от времени на русалок находит беспричинная тоска. И тогда они, как и живые женщины, начинают рвать и метать. У рыбаков они путают и рвут сети, у мельников ломают жернова, на поля насылают проливные дожди и град. Слегка успокоившись, они садятся на ветви деревьев и начинают громко петь, после чего идут воровать, например, хлеб, который русалки очень любят.
11. Опасается русалка не только церковной атрибутики, но и мата. Если ее как следует обложить трехэтажным, она, возможно, побоится с вами связываться, но ни в коем случае нельзя пытаться воспользоваться этим временным преимуществом и пытаться преследовать русалок.
12. Бывали случаи, когда люди открывали на русалок охоту, стреляли в них из ружей. Месть русалки всегда страшна, прежде чем упасть замертво, русалка говорила: "Теперь тебе год от году будет хуже!" или "Вперед меня пропадешь!" - и пророчество это всегда сбывалось. Либо охотник сам в скором времени отправлялся в мир иной, либо ему в этом помогали подруги убитой русалки, певшие каждую ночь у его дома: "Плету, плету саван покойнику, плету покров мертвецу".
13. Главным оберегом от проделок русалок является обыкновенная полынь. Её веточки носят на груди, а при неожиданной встрече с русалкой вынимают, рисуют ими в воздухе большой крест, а затем бросают ей прямо в глаза. Русалка после такого обращения, конечно, сразу же убегает. Если же вы встретили русалку, а полыни у вас нет, то, чтобы остаться в живых, вам нужно обязательно вспомнить правильный ответ на волшебный вопрос русалки. Обычно при встрече с человеком русалка спрашивает: "Полынь или петрушка?" Если путник отвечает: "Полынь", русалка разочарованно кричит: "Сам ты сгинь!" и исчезает. Если же ответом будет слово петрушка, то русалка радостно восклицает: "Ах, ты моя душка!" и пытается защекотать несчастного до смерти.
14. Самые смелые раньше брали в лес кочергу и, при встрече с русалками, садились на нее и принимались скакать, как на лошади. Русалки, думая, что к ним едет ведьма, тут же разбегались в разные стороны.
15. Считалось, что самый большой праздник для них ночь на Ивана-Купалу. В эту ночь они выходили из воды и водили хороводы.
16. В русальную неделю (следующую за троицей), русалки выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду.
17. Особенно опасен для людей в русальную неделю четверг - русальичин велик день. Зазевавшихся, далеко заплывших или пьяных русалки в этот святой для себя день топят и умерщвляют иными способами десятками, а то и сотнями. На русальной неделе стараются не купаться, не стирать и не шить, а выходя из деревни, следует брать с собой полынь.
18. В русальную неделю нередки случаи обращения русалок к людям с просьбой дать им имя и одежду, потому что в русалок часто превращаются девочки, родившиеся мёртвыми или умершие до крещения и не имеющие имени. Вот они и хотят получить его сейчас, чтобы вновь превратиться в человеческого ребенка и умереть уже по-настоящему. Горе тому человеку, кто откажет в просьбе русалке, гнев ее будет страшен, а расправа ужасна. Связывают это с тем, что с подобной просьбой русалка может обратиться к людям только один раз в семь лет. Поэтому прохожий должен снять с себя что-нибудь из одежды и произнести: "Крещу тебя, Иван да Марья, во Имя Отца и Сына и Святого Духа". После этого невидимые ангелы подхватят душу ребенка и унесут в рай.
19. Говорят, что русалку можно поймать и даже поработить на некоторое время. Для этого следует выбрать наиболее посещаемое русалками место, нарисовать там на земле большой магический круг, внутри начертить крест и встать в центр, а при появлении русалки тут же загадать ей загадку посложнее. Русалка, обычно, принимает условия игры и, задумывается, пытаясь найти ответ на загадку. Вот тут-то ей и нужно умудриться надеть на шею нательный крест. Если это удастся - русалка станет покорной, ее можно отвести домой и заставить выполнять домашнюю работу. Лишь через год чары с русалки спадут и она вновь станет свободной...
Много сотен лет на земле славян празднуется один и тот же праздник. Есть поверье, что в день празднования все русалки могут искупить свою вину и спокойно успокоить свою душу. Многие зададутся вопросом, почему же упокоиться? Ведь русалки в славянской мифологии являются не просто мифологическими существами, а умершими людьми. Погибали они все, как правило, в водоёмах, то есть в воде. А это искупление проходит раз в семь лет и по сей день. По крайней мере так гласят легенды.Что же это за праздник, в честь которого даже душам умерших дают свободу? Он связан напрямую с православием. Это праздник Троицы.
Придется покопаться в истоках этих легенд, ведь много о чём они могут поведать. Как мы все знаем, славяне разделились на Русских, Украинцев, Белорусов, Болгарцев и других. Но почему у нас русалок называют именно так? Существует много разных очень интересных версий. Но одна из них манит своим происхождением больше, чем другие. Слово"русалка" в переводе с болгарского это бабочка-однодневка (бабочка, которая живёт всего лишь один день). Это очень странно звучит, но чем же утопленницы связаны с бабочками-однодневками? На это будет не менее странный ответ.Существует такое очень древнее слово "русалия". Оно означает поминальную неделю после праздника Троицы. Во всех языках, которые образовались от старославянского это слово звучит сильно схоже. Именно это слово и стало производным для нашего слова "русалка", вошедшего в лексикон каждого.
Со временем для славян это слово стало означать очищение грешной души мёртвой, а так же её поминание. А именно эти души матерелизируются, и весной разгуливают по лесам, полям и рекам. Если душа не могла отчиститься (не прошло 7 лет после утопления), то они приносили в жертву людей каждый год, пока не искупят своего греха. Поэтому в этот день возле ив можно увидеть силуэты поющих девушек, возле водоёмов их тени.Они пытаются заманить всех, чтобы исполнить свою мечту. В праздник Троицы после таких приданий запрещается приближаться к водоёмам. Иначе можно погибнуть. А для задабривания русалок, (чтобы они вас не утопили), люди должны обязательно привязать к ивам разноцветные ленты, а к ним прицепить различные заколки, вещи, зеркала и гребни для волос, блестящие побрякушки и так далее. Если вы это сделали, то русалки вас не тронут.
А теперь можно открыть завесу тайны. Чем же связаны русалки и бабочки-однодневки? Тем, что в Болгарии в День Троицы (причём всегда припадает в этот день), из воды вылетают эти бабочки. Они считают, что с этими бабочками будто вылетает душа утопленника, высвобождается. Поэтому этих бабочек в Болгарии называют русалками. Хотя это до сих пор звучит непривычно.
Но выхода душ предков славяне представляли лишь когда расцветает вся природа. Многие обряды, связанные с язычеством, теперь связаны с христианским праздником Троицы. А именно: украшение зеленью(листвой, палками ивы) домов, храмов, церквей; завивание берёзовых венков.
После заката уже нельзя ходить в лесу, ведь русалка может защекотать до смерти или утопить. Поэтому, лучше удержаться от походов в лес и на водоёмы в этот день. В 2016 году Троица прошла девятнадцатого (19) июня.
Теперь мы узнали, чем Троица связана с русалками, а они, в свою очередь, с этими необычными бабочками.
Не зря (Троица) считается одним из основных праздников у христиан и принадлежит к двунадесятым праздникам. Его обычно отмечают на пятидесятый день после того, как проходит — естественно, в воскресение. По западным христианским традициям в это время отмечается пятидесятница, а конкретнее то, как дух сошел на апостолов. Саму же Троицу празднуют уже на следующий воскресный день.
Когда прошло десять дней после того, как Христос вознесся, это были уже пятидесятые сутки после того, как он воскрес. Христовы ученики, Божья Матерь и другие верующие в тот момент пребывали в одной из иерусалимских горниц. Тогда раздался небесный шум, как будто это был несущийся сильный ветер. Затем появились языки огня и коснулись каждого из апостолов. Тогда ученики наполнились святым Духом и начали прославлять Господа на различных языках, хотя до этого и не знали эти языки.
Это было обетование Христа, чтобы Святой Дух огненными языками смог сойти на каждого апостола и те приобрели особенные способности, чтобы проповедовать учения Христа всякому народу. Огонь же символизировал возможность:
- опаления грехов и очищения,
- освящения,
- согревания души.
В то время Иерусалим был полон евреями, сошедшимися на празднество сюда из различных стран. И апостолы на языках этих людей стали рассказывать им про воскресение Христа. Воздействие проповеди было таким сильным, что немало людей тут же уверовали в Иисуса и крестились. Общее число крещенных составило три тысячи людей. И на земле появилось Божье Царство, именуемое Христовой Церковью.
О традициях и обрядах, соблюдаемых на Троицу.
Сегодня Троица считается наиболее светлым и красивым летним праздником. Так же называется Пятидесятница. Перед праздником хозяйки стараются убраться в доме, чистят, декорируют комнаты с помощью цветов, молодой травы, зеленых ветвей. Имеется немало разных традиций с поверьями и гаданиями, соблюдаемыми на Троицу и создающими неповторимость колорита при народном праздновании.
Как плетутся венки на Троицу
Раньше в этот праздник девушки занимались вплетением тонких березовых веток, а также полевых цветов прямо в косы. Также плелись большие венки. К ним относилось основное гадание, проводимое девицами о том, выйдут ли они замуж или до следующей Троицы будут оставаться в девушках. Гадание сопровождалось красивым пением, девушки срывали цветы в полях, срывали древесные побеги, сплетали все с помощью тугого узла в пышные венки. А девицы были заняты пением обрядовых песен, которые привлекали женихов. Затем венок одевался на голову и девушки могли любоваться собою в отражении, а венок впоследствии опускался на воду. И когда венок начинал плыть по течению, можно было готовиться к свадьбе. Когда же венок тонул, это обозначало, что еще не наступило время для того, чтобы выходить замуж. Иногда венки отдавались возлюбленным в качестве любовного знака.
Как завивались березки
В четверг прежде праздника Троицы юные девушки отправлялись в лес, где искали молодую березку и из ее веток делали венок. Когда наступала Троица, они снова возвращались к собственным березкам, чтобы посмотреть, в каком состоянии содержится венок и можно ли ждать впоследствии замужества. Венок необходимо было развить и тогда березки не должны были засохнуть.
Русалки на Троицу
Перед Троицей считалось, что ночью на берег должны выплывать , чтобы зазывать себе женихов. Если ребята соблазнялись на их мелодичное пение, их русалки утаскивали на дно или же щекотали до гибели. Данные поверья еще касались традиции, запрещающей купание на зеленой седмице (то есть, на той неделе, которая была перед Троицей). Запрещалось купание не только в каких-нибудь водоемах, но даже в домашних условиях.
О кукушке и замужестве
В этот праздник девушки старались прислушиваться к голосам птиц. Необходимо было различить из всего пения птиц кукование и спросить кукушку о количестве лет, которое осталось ей провести в девках. Девушки тогда особенно радовались, если кукушка вдруг молчала.
О «Тополях» на празднике
В этот праздник в определенных регионах в деревнях «водилась Тополя». То есть, из тех девушек, которые еще не были замужем, нужно было выбрать наиболее красивую, нарядить ее и сопроводить с пением и танцами. Такую девушку называли «Тополей», она же должна была здороваться со всеми, желать отличного урожая. Ее же угощали, давали ей монетки.
О приметах на Троицу
Травы, собранные на Троицу, сушили и могли применять в качестве лекарственного средства от разнообразных болезней. Как говорили приметы, эта зелень могла охранить жилище от грозы.
Сухари, оставшиеся от праздничного каравая, могли быть добавлены в свадебные пирог, и это должно было принести немало счастья для молодоженов.
В качестве отличной приметы рассматривалось сватанье. Люди считали, что молодежь, посватавшаяся на Троицу и поженившаяся на Покров, будет жить долгой и радостной жизнью. Непосредственно в Троицын день и на протяжении всей последующей недели церковь не венчает.
Что касается примет, используемых в сельском хозяйстве, то особенное внимание уделялось «дождевым» приметам, поскольку дождь считался к будущему урожаю, к сбору грибов, к хорошим погодным условиям, к отсутствию заморозков.
В этот праздник запрещено заниматься вышиванием, стиркой, домашней уборкой, копанием земли, покосом травы.