Жалоба в порядке надзора по административному делу. Жалоба в порядке надзора по делу об административном правонарушении образец. Федеральный номер для других регионов России

Судебные решения по административным вопросам можно обжаловать в порядке надзора. Таким образом можно изменить постановление суда уже после того, как оно вступило в юридическую силу.

Что это такое

— это один из инструментов контроля за тем, насколько обоснованы с точки зрения закона решения, вынесенные судом. А для рядовых граждан это еще одна возможность добиться пересмотра их дела в вышестоящей судебной инстанции. Все вопросы относительно рассмотрения надзорной жалобы приведены в Главе 41 ГК РФ.

К числу лиц, имеющих право подавать надзорную жалобу, относятся:

  • участники процесса (ответчик, истец, их законные представители);
  • , чьи интересы были затронуты в данном конкретном разбирательстве;
  • органы государственного и местного самоуправления;
  • прокурор, участвующий в данном заседании.

Куда подается

Существует несколько факторов, от которых зависит, куда направляется надзорная жалоба по административному делу:

  1. При попытке обжаловать постановление областного отделения суда, оглашенные по первичной инстанции при соблюдении условия, что они ранее не являлись вопросом надзорного либо в верховной инстанции, судебных решений местных и , тогда документ необходимо посылать в Президиум областного суда.
  2. При желании обжаловать постановления районного отделения суда, вынесенные по первичной инстанции при условии, что они не являлись предметом кассационного рассмотрения в РФ, на решение районного суда одобренных в первой инстанции и жалобы были составлены без согласования с Президиумом областного суда, документ нужно подавать в Судебную коллегию Верховного суда РФ.
  3. При попытке оспорить постановление Верховного судебного отделения, рассмотренного по первичной инстанции, принятой в кассационном процессе подавать документ требуется в Президиум Верховного суда РФ.

Как написать надзорную жалобу по административному делу

Жалоба на судебное решение, вступившие в юридическую силу на основании должна включать следующую информацию:

  1. Наименование судебной инстанции, в которую подается жалоба.
  2. Данные гражданина направляющего надзорную жалобу, а также данные прочих лиц участвующих в процессе (имена, адреса и прочее).
  3. Информация о деле, которое подлежит оспариванию (краткое содержание, основные реквизиты, итоговое заключение судьи).
  4. Основания и аргументы, по которым дело должно быть рассмотрено в надзорном порядке. В данном пункте наибольшее внимание следует уделять тем обстоятельствам, которые могут стать причиной отмены вынесенного постановления.
  5. Перечень приложений.
  6. Просьба гражданина оспаривающего вынесенное судебное постановление, например, об отмене конкретного судебного акта, окончании судебного производства и прочее.
  7. В конце гражданин, составивший жалобу, должен поставить свою подпись.

В качестве обязательного списка приложений выступают следующие документы:

  • копии жалобы (по одной на каждого участника процесса);
  • производственное постановление;
  • постановление по завершению рассмотрения надзорной жалобы;
  • доверенность (требуется в случаях, когда гражданин не сам представляет свои интересы).

Образец 2019

.

Срок и порядок подачи

Обжалования судебных постановлений возможны в течение одного года с даты их вступления в юридическую силу.

Подать данную жалобу можно только в вышестоящую судебную инстанцию в отношении судебного органа, вынесшего первоначальное решение. При принятии решения обжалования надзорным судом жалобу могут снова направить в вышестоящую инстанцию.

Важно! Подать надзорную жалобу можно исключительно в надзорный суд.

Госпошлина

Вопрос о том, нужно ли платить , вызывает немало противоречий в интернете. Это связанно с тем, что ранее до 2009 года по делам, которые обжаловались в кассационном порядке, госпошлина не взималась.

Однако теперь, на основании , при подаче надзорной жалобы нужно внести пошлину, соизмеримую по размеру с той, которая платится при подаче исковых заявлений (200 рублей ).

Важно помнить! Без оплаты государственной пошлины надзорную жалобу не примут.

Сроки и порядок рассмотрения

Рассмотрение надзорной жалобы занимает 30 дней с момента ее передачи в суд. Время прохождения документа между инстанциями на сегодняшний день никакими законодательными нормами не ограничен. При подаче жалобы из мест заключения (обычно подобное встречается в , а не административных делах) срок передачи документа в суд занимает больше месяца.

При суд может:

  • отказать в ее принятии (аргументировав это тем, что не видит никаких нарушений, допущенных предыдущей судебной инстанцией);
  • начать надзорное рассмотрение дела — в любом случае гражданина, подавшего жалобу, должны оповестить о том, какое решение вынес суд.

Судебная практика

Существует мнение, что нет никакого смысла подавать надзорные жалобы, поскольку их все равно не рассматривают. Это связанно с тем, что у граждан нет понимания, как устроена судебная практика.
Подача жалобы совсем не означает, что ее обязательно рассмотрят в рамках судебного заседания. Постановление может быть пересмотрено после соответствующего решения заместителя надзорной инстанции.

Если говорить простым языком, то надзорный суд проводит своего рода ревизии решений, вынесенных предыдущими судебными инстанциями. Вынесение худшего приговора невозможно с точки зрения закона. Надзорные суды очень редко отправляют дело на пересмотр, но при этом они могут существенно уменьшить меру наказания.

Надзорная жалоба — это отличная возможность добиться пересмотра решения по административным нарушениям. Даже если до повторного разбирательства дело так и не дойдет, шансы, что наказание будет уменьшено, достаточно высоки.

Видео: Консультация специалиста


Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, вступившее в законную силу, в порядке статей 30.12 - 30.14 КоАП
Содержание надзорной жалобы
Как правильно составить надзорную жалобу на постановление по делу об административном правонарушении

Федеральным законом от 04.06.2014г. № 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами" внесены изменения в название жалобы: слова "в порядке надзора " исключены и заменены словами "вступивших в законную силу ". Соответственно "надзорная жалоба " и "жалоба в порядке надзора " заменены на "жалобу на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов ". В данной статье, как, впрочем, и на сайте, наряду с формулировкой "жалобу на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении ..." используются формулировки "надзорная жалоба " и "жалоба в порядке надзора " для упрощения изложения материала.

Кроме того, обращаем Ваше внимание, что с 01 июля 2019 года в связи с созданием кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции изменится порядок обжалования вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и вступит в силу новая редакция статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 июня 2018 года № 22), согласно которой жалобы на вступившее в законную силу постановления по делу об административном правонарушении необходимо будет подавать в кассационные суды общей юрисдикции (кассационный военный суд). При этом, право пересматривать вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов кроме председателей кассационных судов общей юрисдикции (кассационного военного суда) и их заместителей также будет предоставлено судьям кассационных судов по поручению председателя или его заместителей.

Жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов должны содержать :

обязательные требования к содержанию жалобы на вступившее в законную силу постановление

1) наименование суда или председателю суда, в который она адресуется;

2) наименование и сведения о лице, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения;

3) наименования и сведения о других лицах, участвующих в деле, указанных в статьях 25.1 - 25.4, 25.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ, если таковые имеются, их место жительства или место нахождения;

4) указание на суды, рассмотревшие дело по первой, апелляционной (имеется в виду инстанция, рассмотревшая ), если таковая была пройдена, и первой надзорной инстанции, когда жалоба адресуется в Верховный Суд РФ, их решения и содержание принятых ими решений;

5) доводы лица, подавшего жалобу, с указанием оснований для пересмотра в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалобы.

Основное внимание следует уделить выявлению в материалах дела обстоятельств и сведений, которые в силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов.

Перед составлением жалобы настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалами дела в полном объеме () и запросить из суда надлежащим образом оформленные копию постановления по делу об административном правонарушении с отметкой о вступлении в силу и копию решения по жалобе на постановление, если осуществлялось обжалование не вступившего в законную силу постановления ().

В жалобе указывайте на существенные нарушения норм материального и процессуального права, на нарушение требований статей 24.1, 26.1 и 29.10 КоАП РФ, допущенные судебными инстанциями, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выяснить и установить существенные обстоятельства события и состава вменяемого правонарушения, доказать обстоятельства, на основании которых вынесены постановление и решение, вынести мотивированное решение по делу. Обосновывайте недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесены постановление и решение и сформулированы выводы судов. Указывайте на допущенные судами существенные нарушения закона и обосновывайте это ссылками на нормы закона. Имейте в виду, что законность судебных решений, обозначенных в качестве предмета судебного разбирательства в надзорном порядке, связывается с правильностью применения норм административного права. В связи с этим в своей жалобе следует непременно указать на допущенные судом (судами) нарушения норм Кодекса РФ об административных правонарушениях при исследовании или оценке доказательств, повлиявшие на правильность установления судом (судами) фактических обстоятельств дела и приведшие к судебной ошибке. Указывайте на наличие обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, на отсутствие объективной и/или субъективной стороны состава правонарушения, если в материалах дела имеются соответствующие сведения. Важно правильно определить предмет довода или доводов надзорной жалобы, правильно, ясно и четко их сформулировать, избегая двусмысленности изложения и неточности формулировок.

Например, по мнению заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Военной коллегии Хомчик В.В. "В соответствии со ст. 30.17 КоАП РФ основаниями для отмены судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело ".

Согласно закону надзорная жалоба рассматривается единолично уполномоченным судьей в отсутствии участников производства по делу по доводам, приведенным в жалобе, в ряде случаев и по усмотрению судьи, с запросом материалов дела. При этом судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право, но не обязан, проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Обратите внимание, что надзорную инстанцию не будут интересовать Ваши доводы по существу вменяемого правонарушения, по правильности установления фактических обстоятельств дела (вопросы факта), если указанные доводы не были предметом рассмотрения в нижестоящих судах (формулировка в жалобе: "... не принят во внимание довод о..."), если доводы не относятся к нарушению установленного порядка исследования и/или оценки доказательств, что повлияло на правильность установления судом фактических обстоятельств дела (доводы о недопустимости доказательств и о недоказанности обстоятельств, положенных в основу судебных решений), или если Ваши доводы не основаны на новых доказательствах, которые нельзя было по объективным причинам получить в предыдущих судебных инстанциях или представить в суд, при этом объективность и "уважительность" причин, естественно, придется обосновать должным образом.

Также надзорную инстанцию вряд ли заинтересуют Ваши доводы по нарушениям со стороны ИДПС, если допущенные нарушения прямо не связаны с законностью получения доказательств Вашей вины, не влияют на правильность оценки судами события и состава вменяемого правонарушения, на соблюдение закона при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и при судебном производстве по делу (формулировки в жалобе: "... не принято во внимание, что..." или "... не принят во внимание довод о..."). Например, решение Меркулова с прекращением производства по делу об административном правонарушении, предусматривающим административную ответственность по ст. 12.26 ч. 1 КоАП, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП - постановление от 22 декабря 2014 года № 23-АД14-2.

Доводы по существу правонарушения следует приводить в качестве иллюстрации невыясненных, неисследованных и неразрешенных вопросов и обстоятельств, имеющих существенное правовое значение для правильного разрешения дела в соответствии с законом, в качестве не учтенных судами обстоятельств дела, в качестве доказательств, опровергающих выводы судов.

Следует указать, какие права или законные интересы нарушены вступившим в законную силу судебными постановлениями и мотивировать, в чем состоит нарушение единства судебной практики с соответствующим обоснованием этого нарушения ссылками на постановления Верховного Суда РФ и решения Конституционного Суда.

Целесообразно так структурировать свои доводы в жалобе, чтобы для судьи, который будет рассматривать жалобу, было ясно, что Вы считаете наиболее значимым, а что - менее. Желательно либо в начале жалобы после вводной части, либо в конце жалобы перед просительной частью, привести общий вывод в общих фразах о нарушениях закона со стороны нижестоящих судебных инстанций. Для этого потребуется всего лишь один абзац небольшого или среднего размера в несколько строк.

Нецелесообразно перегружать надзорную жалобу всеми возможными доводами, следует, учитывая практику надзорных инстанций, которую Вам следует изучить, ограничиться несколькими наиболее важными доводами. Остальные доводы Вы можете привести в жалобе, например, в виде их перечня со ссылками на соответствующие листы дела.

6) перечень материалов, прилагаемых к жалобе, перечень прилагаемых к жалобе новых доказательств. Ссылка лица, подающего жалобу, на новые доказательства, которые не были представлены в суды предыдущих инстанций, допускается только в случае обоснования в жалобе, что эти доказательства невозможно было получить и представить в суды первых инстанций (см. сноску к статье - ). Нецелесообразно прилагать к жалобе доказательства, имеющиеся в материалах дела. Для того, чтобы обратить внимание суда на эти доказательства необходимо четко сформулировать соответствующие доводы и привести ссылки на листы дела, чтобы у суда возникла необходимость истребовать материалы дела;

7) просьба лица, подающего жалобу;

8) жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его защитником. К жалобе, поданной защитником, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия защитника, заверенные в установленном порядке;

9) к надзорной жалобе прилагаются заверенные надлежащим образом (чтобы исключить возможность возвращения жалобы по основанию сомнения в соответствии копий оригиналам) копии судебных постановлений и решений, принятых по делу (прилагаемые к жалобе копии судебных актов должны быть прошиты, пронумерованы, подписаны судьей и скреплены гербовой печатью; копия постановления по делу об административном правонарушении, копии решения по результатам рассмотрения жалобы, если такое решение вынесено; в случае подачи надзорной жалобы в Верховный Суд РФ - обязательно полученная Вами копия или оригинал постановления по жалобе суда, указанного в части 2 статьи 30.13 КоАП РФ), копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, копия доверенности или выданный соответствующим адвокатским образованием ордер, которыми удостоверяются полномочия адвоката, в случае, если жалоба подписана указанными лицами; копии жалобы, число которых соответствует числу других участников производства по делу об административном правонарушении, указанных в статьях 25.1 - 25.4, 25.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

10) Повторная подача жалобы в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ, по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший жалобу на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, не допускается. При этом закон не запрещает подачу повторной жалобы по иным или новым основаниям, либо по вновь открывшимся обстоятельствам (см. ).

Срок подачи надзорной жалобы не ограничен.

Жалоба в порядке надзора подается приносится непосредственно в суд надзорной инстанции.

Надзорная жалоба государственной пошлиной не облагается.

Жалоба в порядке надзора подается в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, Верховный Суд Российской Федерации.

Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, правомочны пересматривать в порядке надзора председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители либо по поручению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителей судья Верховного Суда Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает , решения по результатам рассмотрения жалоб на указанное постановление. Указанные постановление и решения рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации в случае, если они были рассмотрены председателями соответствующих верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместителями.

О принятии к рассмотрению жалобы на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении , решения по результатам рассмотрения жалоб на постановление, судья выносит определение.

Решение по жалобе выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.

Постановление, принимаемое по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы (жалобы на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении , решения по результатам рассмотрения жалоб на постановление), должно отвечать требованиям ст. 30.18 КоАП РФ.

Настоятельно рекомендуем для анализа административного материала, материалов дела в целом, постановления и решения судов предыдущих инстанций привлечь специалиста (защитника/адвоката), имеющего достаточно большой опыт в данной отрасли права, который может выявить такие недостатки, которые ни Вы сами, ни Ваш защитник или адвокат, не учли ранее и по какой-то причине не обратили на них внимание, но которые могут в корне изменить представление, формулировку и изложение доводов в надзорной жалобе с целью повлиять на результат рассмотрения жалобы.

Ознакомьтесь с информацией, приведенной на страничке " ", где, кроме всего прочего, также приведены основания для обжалования, применимые и для надзорной жалобы.

Советуем по возможности изучить практику суда, в который планируется подача надзорной жалобы. При этом не стоит ограничиваться изучением только решений по аналогичным делам. Полезная информация содержится и в других делах данного суда, например, касающихся рассмотрения надзорных жалобы в области дорожного движения. Это в какой-то мере позволит более правильно сформулировать доводы и их изложение в надзорной жалобе. Имеет смысл проанализировать практику Верховного Суда РФ по конкретным доводам, которые планируются для использования по защите. Для обоснования ряда доводов по защите рекомендуем привести ссылки на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в соответствующих определениях, решениях и постановлениях Конституционного Суда РФ.

Настоятельно рекомендуем проконтролировать правильность оформления прилагаемых к жалобе копий судебных актов, которые должны быть прошиты, пронумерованы, подписаны судьей и скреплены гербовой печатью суда, чтобы избежать возврата жалобы из-за несоответствия приложенных копий требованиям Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003г. № 36. Да, и сами не забудьте подписать жалобу.

Обращаем Ваше внимание, что наличие прямо и очевидно свидетельствуют о необходимости идти до конца, осуществляя полноценную защиту на всех этапах судебных разбирательств, накапливая все необходимые и достаточные доводы для успешного разрешения дела.

Примерами положительного разрешения дел об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность по ст. 12.26 ч. 1 и по ст. 12.8 ч. 1 КоАП РФ, являются решения Верховного Суда РФ об отмене судебных решений нижестоящих инстанций - постановление от 22 декабря 2014 года № 23-АД14-2, от 23 апреля 2015 года № 56-АД15-10, от 20 мая 2015 года № 49-АД15-2, от 27 ноября 2015 года № 45-АД15-8, а также другие, с которыми Вы можете ознакомиться на . Отсюда простой практический вывод: следует набраться терпения и идти до конца.

По вопросам составления надзорной жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вступившее в законную силу, с учетом индивидуальных нюансов и обстоятельств события, производства по делу в судах нижестоящих инстанций, по вопросам особенностей производства в судах надзорных инстанций, оценки постановлений по надзорным жалобам, по прочим вопросам, связанным с обжалованием постановления по делу об административном правонарушении, Вы можете обратиться по контактной информации, приведенной на страничке " "

Как выглядит на практике презумпция невиновности, сформулированная в ст. 1.5 КоАП РФ при рассмотрении дел о правонарушениях в области дорожного движения? Если посмотреть на доказательства, которые «подтверждают виновность» лица, то ответ будет как минимум неоднозначным. Доказательная база может строиться на противоречивых документах, а устные пояснения представителей государственной службы редко ставятся под сомнения и принимаются за достоверные. При этом в Российском законодательстве последней инстанцией для защиты прав лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, должно являться обжалование постановления по КоАП РФ в Верховном Суде.

Верховный Суд Российской Федерации согласно ст. 7 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» вправе в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты .

Верховный Суд рассматривает жалобы на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб. Указанные постановление и решения рассматриваются Верховным Судом в случае, если они были рассмотрены председателями соответствующих судов субъектов Российской Федерации или их заместителями.

Обжалование постановления по КоАП РФ в Верховном Суде осуществляется путем (с копиями для других участников производства по делу об административном правонарушении, указанных в статьях 25.1 — 25.4, 25.11 КоАП РФ) и копиями постановления и решений по делу об административном правонарушении

Постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу. Однако установлено правило, что судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Регламентировано, что решение по жалобе выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы в Верховный Суд Российской Федерации, а в случае истребования дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.

Частью 4 ст. 30 .16 КоАП РФ установлено, что повторные подача жалоб, принесение протестов по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на такое постановление, не допускаются .

В п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» сформулировано, что рассмотрение надзорных жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ. Если у председателя или заместителя председателя соответствующего суда возникнут сомнения в законности обжалованного, опротестованного постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, он вправе истребовать дело для проверки. При этом в соответствии с частью 2 статьи 30.16 КоАП РФ указанные лица в интересах законности могут проверить дело в полном объеме .

То есть лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, при обжаловании постановления по КоАП РФ в Верховном Суде может получить в надзорной инстанции де-факто судебный акт, построенный исключительно на информации из постановления и решений, которые жалобщиком ставятся под сомнение.

Например, обжалование постановления по КоАП РФ в Верховном Суде происходит по следующим основаниям:

  • ненадлежащее оформление письменных доказательств по делу при составлении протокола об административном правонарушении должностными лицами (нарушен порядок заполнения, оспариваются подписи, место составления);
  • противоречия в пояснениях лица, составившего протокол об административном правонарушении, отражённые в протоколе судебного заседания в мировом суде;
  • ненадлежащая трактовка пояснений свидетеля, отраженная в протоколе судебного заседания;
  • наличие письменных ходатайств в деле об административном правонарушении, которые направлены на истребование доказательств по делу (видеозаписи), которые суд первой инстанции не рассмотрел по существу;
  • противоречия свидетельских показаний от тех, сведений которые он подтвердил как понятой в Акте (разница во времени фиксации);
  • факт отсутствия в материалах дела об административном правонарушении исследованной в открытом судебном заседании видеозаписи обстоятельств, которые подлежат доказыванию.

При таких доводах жалобы логично исследовать материалы дела об административном правонарушении и исключить сомнения, которые к тому же подробно изложены в жалобе.

Однако судья Верховного Суда Российской Федерации 18 декабря 2014 года принимает жалобу к производству, а 24 декабря 2014 года выносит решение по жалобе без исследования материалов дела об административном правонарушении в полном объеме. При этом обжалуемые судебные акты также не содержали оценки пояснений лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, оценки всех доказательств в совокупности с пояснениями свидетеля.

Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 года № 113-О «По жалобе гражданина Овчинникова Виктора Александровича на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 30.11 КоАП РФ» проверка в порядке надзора судебных актов по делу об административном правонарушении не может быть осуществлена в тех же пределах, что и на предыдущих стадиях. Суд надзорной инстанции может проверить только законность судебных актов, не вдаваясь при этом в вопросы факта, а потому на данной стадии процесса недопустимо применение по аналогии положений статьи 30.6 КоАП Российской Федерации, регламентирующей порядок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении: согласно пункту 8 ее части 2 законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании как имеющихся в деле, так и дополнительно представленных материалов, проверка же дела в полном объеме безотносительно к доводам жалобы (часть 3) на основании в том числе дополнительно представленных материалов придает такой процедуре (согласно части 3 статьи 30.9 она применяется и при пересмотре решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении) характер апелляционной процедуры, которая в надзорной стадии применена быть не может .

Таким образом обжалование постановления по КоАП РФ в Верховном Суде России на практике может являться проверкой законности вынесения судебных актов, без полного изучения материалов дела, независимо от доводов жалобы .

Жалоба на получившее законную силу постановление суда должна включать следующие сведения (п. 2 ст. 30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ):

  • название судебного органа, в который направляется жалоба;
  • данные лица, представляющего жалобу, и иных лиц — участников дела (наименование, адрес проживания или местонахождения);
  • данные об оспариваемом постановлении по делу: его реквизиты, краткое содержание, заключение суда;
  • основание для изучения в надзорном порядке оспариваемого судебного постановления, приведение аргументов; наибольшее внимание должно уделяться обнаружению и выделению обстоятельств дела, которые могут повлечь отмену имеющегося постановления по делу (сюда, согласно пп. 4 п. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, могут быть отнесены обстоятельства, перечисленные в ст. 2.9, 24.5 указанного кодекса, а также недосказанность обстоятельств, несоблюдение положений процессуального и материального законодательства и т. д.);
  • список приложений;
  • четко составленная просьба лица, оспаривающего конкретный судебный акт, например, об отмене конкретного судебного постановления, завершении производства по делу и т. д.

Жалоба должна быть подписана составившим ее лицом.

Обязательными приложениями к жалобе являются копии следующих документов:

  • самой жалобы (копии представляются в количестве, равном числу участников дела);
  • постановления по делу;
  • постановлений по итогам изучения жалоб (при наличии);
  • доверенности на представителя или иного документа, удостоверяющего его полномочия.

Подача надзорной жалобы по административному делу

Закон не содержит ограничений по сроку представления надзорной жалобы в рамках административного законодательства. За указанную жалобу не предусмотрена уплата госпошлины (п. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

Указанная жалоба по административному делу должна подаваться в верховный суд соответствующего субъекта РФ (п. 2 ст. 30.13 КоАП РФ).

Верховный суд РФ является следующей надзорной инстанцией и изучает на предмет соответствия требованиям законности действующие судебные постановления или решения, вынесенные по итогам рассмотрения жалоб, если они предварительно изучались верховными судами субъектов РФ (п. 3 указанной статьи).

Повторное направление жалобы в надзорную инстанцию по старым основаниям в судебный орган, ранее рассматривавший соответствующее постановление или решение по итогам изучения жалобы, запрещено.

Таким образом, жалоба на действующее постановление суда в рамках административного законодательства должна быть направлена в верховный суд субъекта РФ. Только после рассмотрения такого постановления указанным судебным органом жалоба или решение по итогам изучения жалобы могут быть переданы в Верховный суд РФ.

Госпошлина за рассмотрение надзорной жалобы по административному делу не уплачивается. Срок подачи такой жалобы не регламентирован.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...