Сухопутные войска государства. Вооруженные силы. Какое деление вооруженных сил существует

Сразу же после распада СССР на основе Комитета по военной реформе при Государственном Совете СССР была создана рабочая группа под руководством генерал-полковника Волкогонова Д. А. для разработки основных нормативных документов по реформированию бывших единых Вооружённых сил. При этом, первоначально были предприняты усилия по сохранению единого военно-политического руководства вооружёнными силами путём создания на базе Вооружённых сил Союза ССР Объединённых вооружённых сил СНГ , командующим которых был назначен последний министр обороны СССР Шапошников Е. И. Однако в условиях начавшегося процесса создания самостоятельных вооруженных сил, инициированного отдельными государствами СНГ, распоряжением Президента России № 158-рп, от 4 апреля 1992 г. была создана Государственная комиссия по созданию Министерства обороны, армии и флота Российской Федерации, которая в короткие сроки подготовила 13 томов с перечнем подразделений, частей и соединений, переводимых под юрисдикцию России .

7 мая 1992 Президент России Ельцин Б. Н. подписал указ № 466 о создании Российских Вооруженных сил .

В состав ВС России в таких условиях вошли управления , объединения , соединения , воинские части , учреждения , военно-учебные заведения, предприятия и организации Вооружённых Сил СССР , на момент мая 1992 года располагавшиеся на территории России, а также находящиеся под российской юрисдикцией войска (силы) на территории Закавказского военного округа , Западной , Северной и Северо-Западной групп войск , Черноморского флота , Балтийского флота , Каспийской флотилии , 14-й гвардейской общевойсковой армии , воинские формирования, находящиеся за рубежом на территории Германии , Монголии , Кубы и некоторых других стран общей численностью 2,88 млн человек .

На первоначальном этапе создания в РФ собственных вооружённых сил, Сухопутные войска, в том числе, столкнулись с рядом проблем объективного характера. Так, во-первых, находившиеся в пределах РФ военные округа по сути представляли собой базу для мобилизационного развёртывания войск и находившиеся на их территориях части и соединения войск были укомплектованы не по полному штату. Во-вторых, Сухопутные войска как и в целом Вооружённые силы в условиях распада СССР столкнулись с общим кризисом недофинансирования. В-третьих, в руководстве страны в то время не имелось единого четкого представления о том, какими должны быть Вооружённые силы РФ в целом, и Сухопутные войска как их составная часть.

На первоначальном этапе предполагалось при сохранении существующей видовой структуры и системы управления, создать «мобильные силы» - новое оперативно-стратегическое объединение на основе воздушно-десантных войск, морской пехоты, легких соединений Сухопутных войск, частей военно-транспортной авиации, вертолетов, других необходимых сил и средств, способных к оперативному решению поставленных задач. При этом, предполагалось значительно сократить общее число объединений и соединений и довести их укомплектованность до полного состава (при полной ликвидации частей не полного состава). Предполагался переход от армейской и дивизионной структуры управления Сухопутными войсками к корпусной и бригадной. Однако, многое из запланированного так и осталось на бумаге . Вместо планировавшихся для «мобильных сил» пяти мотострелковых бригад в 1993 году удалось создать только 3.

Сухопутные войска России в этот период участвовали в восстановлении конституционного порядка в Чеченской республике , которая уже на этом этапе выявила многие недостатки проводимой военной реформы. Так, в условиях отсутствия в Сухопутных войсках укомплектованных по полному составу боеготовых частей, командование вынуждено было формировать сводные части, комплектуя их соединениями из разных частей со всей страны.

В условиях нарастающего кризиса доверия к армии 16 мая 1996 года Президент РФ подписал указ № 722 «О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава ВС и других войск РФ на профессиональной основе» , планировавший переход армии на профессиональную основу к 2000 году.

Последовавшие за назначением новым Министром обороны РФ И.Сергеева преобразования (сокращение числа военных округов, упразднение Главкомата Сухопутных войск, формирование в каждой дивизии по одному полку по штату военного времени, перевод на штат военного времени отдельных мотострелковых бригад и ряда частей боевого обеспечения, а также всех дивизий и бригад воздушно-десантных войск, расформирование большинства частей и соединений сокращённого состава и «кадра» с обращением их личного состава на увеличение численности личного состава в частях и соединениях постоянной готовности) не привели к качественному скачку в повышении боеспособности Сухопутных войск , что и показала контртеррористическая операция на Северном Кавказе , в ходе которой остро встала проблема восполнения потерь в частях постоянной готовности.

Тем не менее, численный и организационный состав Сухопутных войск РФ после сокращений и реорганизаций 1997-1999 гг. стабилизировался и оставался относительно неизменным почти десятилетие - до начала реформ 2008 года.

К 1998 году в Сухопутных войсках сформировано 3 новые полноценные дивизии [какие? ] , 4 бригады, 21 полк, которые полностью были укомплектованы личным составом.

В 2003 году при министре обороны РФ С. Б. Иванове был предложен новый план реформирования, согласно которому все части и соединения постоянной готовности должны были быть переведены на контрактный способ комплектования, остальные же части и соединения, базы хранения, а также военные учреждения комплектовались бы военнослужащими по призыву. Но при этом система мобилизационного развертывания так и оставалась без изменений. Программа же полного перевода частей постоянной готовности на контракт была сорвана из-за нехватки ресурсов.

Таким образом, к 2008 году хоть и были достигнуты определенные положительные сдвиги в реформировании армии, однако ни одна реформа так и не была доведена до конца.

Происшедший в августе 2008 года вооружённый конфликт в Южной Осетии ускорил принятие руководством страны и военного ведомства окончательного решения об отказе от мобилизационной системы, существовавшей еще с советских времен, и необходимости создания в Сухопутных войсках частей и соединений, способных в максимально короткие сроки произвести развертывание и боевое выдвижение к месту выполнения задачи.

В условиях, когда программа набора контрактников даже для существующих частей постоянной готовности не выполнялась, Министерство обороны приняло решение отказаться от частей и соединений, полностью укомплектованных военнослужащими по контракту. Часть контрактников решено было уволить, а часть распределить между войсками на сержантские и старшинские должности. Бригады «нового облика» должны были комплектоваться военнослужащими срочной службы на должностях рядового состава, а военнослужащими по контракту - на должностях сержантского состава (старшинами). Переформирование на новые штаты подразделений, сокращение штатов штабов, а также расформирование кадрированных частей и соединений привели к резкому сокращению численности и офицеров. Переход Сухопутных войск к «новому облику» бригадной структуры организации был произведен в чрезвычайно сжатые сроки - уже к 1 декабря 2009 года.

Авторы текста Александр Шаганов , Юрий Гладкевич,

Вооружённые Силы Российской Федерации

Основание:

Подразделения:

Виды войск:
Сухопутные войска
ВВС
ВМФ
Самостоятельные рода войск:
Войска ВКО
ВДВ
РВСН

Командование

Верховный Главнокомандующий:

Владимир Путин

Министр обороны:

Сергей Кужугетович Шойгу

Начальник Генштаба:

Валерий Васильевич Герасимов

Военные силы

Призывной возраст:

С 18 до 27 лет

Срок службы по призыву:

12 месяцев

Занято в армии:

1 000 000 чел.

2101 млрд рублей (2013 год)

Проценты ВНП:

3,4 % (2013 год)

Промышленность

Внутренние поставщики:

Концерн ПВО «Алмаз-Антей» ОАК-ОДК Вертолёты России Уралвагонзавод Севмаш Группа ГАЗ Урал КамАЗ Северная верфь ОАО НПО Ижмаш ОАК(ОАО «Сухой»,МиГ) ФГУП «ММПП Салют» ОАО «Корпорация „Тактическое ракетное вооружение“»

Годовой экспорт:

15,2 млрд долларов США (2012 год) Военная техника поставляется в 66 государств.

Вооружённые Силы Российской Федерации (ВС России) - государственная военная организация Российской Федерации, предназначенная для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации - России, для вооружённой защиты целостности и неприкосновенности её территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.

В состав ВС России входят виды ВС: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот; отдельные рода войск - Войска воздушно-космической обороны, Воздушно-десантные войска и Ракетные войска стратегического назначения; центральные органы военного управления; Тыл Вооружённых сил, а также войска, не входящие в виды и рода войск (см. также ССО РФ).

ВС России созданы 7 мая 1992 года и на тот момент насчитывали 2 880 000 человек личного состава. Это одни из крупнейших вооружённых сил мира, численность их личного состава составляет более 1 000 000 человек. Штатная численность устанавливается Указом Президента Российской Федерации, на 1 января 2008 года установлена квота 2 019 629 единиц личного состава, в том числе военнослужащих 1 134 800 единиц. Вооружённые Силы России отличаются наличием крупнейших в мире запасов оружия массового поражения, в том числе ядерного, и хорошо развитой системой средств его доставки.

Командование

Верховный Главнокомандующий

Верховным главнокомандующим ВС России является президент России. В случаеагрессии против России или непосредственной угрозы агрессии он вводит на территории России или в отдельных её местностях военное положение, с целью создания условий для её отражения или предотвращения, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе для утверждения соответствующего указа.

Для решения вопроса о возможности использования Вооружённых сил России за пределами территории России необходимо соответствующее постановление Совета Федерации. В мирное время глава государства осуществляет общее политическое руководство Вооруженными силами , а в военное время руководит обороной государства и его Вооруженными силами по отражению агрессии.

Президент России также формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации; утверждает военную доктринуРоссии; назначает и освобождает от обязанностей высшее командование Вооружённых сил России . Президент в качестве Верховного главнокомандующего утверждает Военную доктрину России, концепцию и планы строительства Вооруженных сил , мобилизационный план Вооруженных сил , мобилизационные планы экономики, план гражданской обороны и другие акты в сфере военного строительства. Глава государства утверждает также общевойсковые уставы, положения о Министерстве обороны и Генеральном штабе. Президент ежегодно издает указы о призыве на военную службу, об увольнении в запас лиц определённых возрастов, отслуживших в ВС , подписывает международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве.

Министерство обороны

Министерство обороны Российской Федерации (Министерство обороны) является органом управления Вооруженными силами России . К основным задачам Минобороны России относятся выработка и проведение государственной политики в области обороны; нормативно-правовое регулирование в области обороны; организация применения вооружённых сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами России; поддержание в необходимой готовности вооружённых сил ; осуществление мероприятий по строительству вооружённых сил ; обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала вооружённых сил , граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества. Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы, военные комиссариаты.

Министерство обороны возглавляет министр обороны Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности президентом России по представлению председателя Правительства России. Министр подчиняется непосредственно президенту России, а по вопросам, отнесённым Конституцией России, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами президента к ведению правительства России, - председателю правительства России. Министр несет персональную ответственность за решение задач и реализацию полномочий, возложенных на Минобороны России и вооружённые силы , и осуществляет свою деятельность на основе единоначалия. В министерстве работает коллегия в составе министра, его первых заместителей и заместителей, начальников служб министерства, главнокомандующих видами вооружённых сил .

Действующий министр обороны - Сергей Кужугетович Шойгу.

Генеральный штаб

Генеральный штаб Вооружённых сил Российской Федерации - центральный орган военного управления и основной орган оперативного управления Вооружёнными силами . Генштаб осуществляет координацию деятельности пограничных войск и органов федеральной службы безопасности (ФСБ), внутренних войск Министерства внутренних дел (МВД), Железнодорожных войск, федерального органа специальной связи и информации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований, Службы внешней разведки (СВР) России, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти по выполнению задач в области обороны, строительства и развития вооружённых сил , а также их применения. Генеральный штаб состоит из главных управлений, управлений и иных структурных подразделений.

К основным задачам Генштаба относятся осуществление стратегического планирования применения вооружённых сил , других войск, воинских формирований и органов с учётом их задач и военно-административного деления страны; проведение оперативной и мобилизационной подготовки вооружённых сил ; перевод вооружённых сил на организацию и состав военного времени, организация стратегического и мобилизационного развёртывания вооружённых сил , других войск, воинских формирований и органов; координация деятельности по проведению в Российской Федерации мероприятий по воинскому учёту; организация разведывательной деятельности в целях обороны и безопасности; планирование и организация связи; топогеодезическое обеспечение вооружённых сил ; осуществление мероприятий, связанных с защитой государственной тайны; проведение военно-научных исследований.

Действующий начальник Генерального штаба - генерал армии Валерий Герасимов (с 9 ноября 2012 года).

История

Первое республиканское военное ведомство появилось в РСФСР (см. РККА ), позднее - в период развала СССР (14 июля 1990 года). Однако из-за неприятия большинством народных депутатов РСФСР идеи о самостоятельных ВС ведомство назвали не министерством обороны, а Государственным комитетом РСФСР по общественной безопасности и взаимодействию с Министерством обороны СССР и КГБ СССР. После попытки государственного переворота в Вильнюсе 13 января 1991 года, председатель Верховного Совета России Борис Ельцин выступает с инициативой о создании республиканской армии, и 31 января Госкомитет по общественной безопасности был преобразован в Госкомитет РСФСР по обороне и безопасности, во главе которого встал генерал армии Константин Кобец. В течение 1991 года Комитет неоднократно видоизменялся и переименовывался. С 19 августа (день попытки переворота в Москве) по 9 сентября временно функционировало Министерство обороны РСФСР.

Одновременно Ельциным была предпринята попытка создать национальную гвардию РСФСР, начался даже приём добровольцев. До 1995 года планировалось сформировать не менее 11 бригад численностью по 3-5 тысяч человек, общей численностью не более 100 тысяч. Предполагалось развернуть части Национальной гвардии в 10 регионах, в том числе в Москве (три бригады), в Ленинграде (две бригады) и в ряде других важных городов и районов. Были подготовлены положения о структуре, составе, методах комплектования, задачах Национальной гвардии. К концу сентября в Москве в ряды Национальной Гвардии успели записаться около 15 тысяч человек, большинство из которых - военнослужащие ВС СССР. В конце концов на стол Ельцину лег проект указа «О временном положении о российской гвардии», однако он так и не был подписан.

После подписания Беловежских соглашений 21 декабря государствами-участниками только что созданного СНГ был подписан протокол о временном возложении на последнего министра обороны СССР маршала авиации Шапошникова командования вооружёнными силами на их территории, в том числе стратегическими ядерными силами. 14 февраля 1992 года он формально стал Верховным главнокомандующим Объединенными вооруженными силами СНГ, а МО СССР преобразовано в Главкомат ОВС СНГ. 16 марта 1992 года Указом Ельцина были созданы в оперативном подчинении Главкомата ОВС, а также Министерство обороны, которое возглавил сам президент. 7 мая был подписан указ о создании вооружённых сил , а Ельцин возложил на себя обязанности Верховного Главнокомандующего. Первым министром обороны стал генерал армии Грачёв, ему же первому в Российской Федерации было присвоено это звание.

Вооружённые силы в 1990-е годы

В состав ВС Российской Федерации вошли управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения, военно-учебные заведения, предприятия и организацииВооружённых Сил СССР, на момент мая 1992 года располагавшиеся на территории России, а также находящиеся под российской юрисдикцией войска (силы) на территории Закавказского военного округа, Западной, Северной и Северо-Западной групп войск, Черноморского флота, Балтийского флота, Каспийской флотилии, 14-й гвардейской армии, соединения, воинские части, учреждения, предприятия и организации на территории Монголии, Кубы и некоторых других стран общей численностью 2,88 млн человек.

В рамках реформирования вооружённых сил в Генштабе была разработана концепция Мобильных сил. Мобильные силы должны были представлять собой 5 отдельных мотострелковых бригад, укомплектованных по штатам военного времени (95-100 %) с единым штатом и вооружением. Таким образом планировалось избавиться от громоздкого мобилизационного механизма, а в дальнейшем перевести ВС целиком на контрактную основу. Однако к концу 1993 года были сформированы лишь три таких бригады: 74-я, 131-я и 136-я, при этом не удалось ни свести бригады к единому штату (по штату различались даже батальоны в составе одной бригады), ни укомплектовать их по штатам военного времени. Недоукомплектованность частей была настолько значительной, что в начале Первой чеченской войны (1994-1996) Грачёв просил Бориса Ельцина дать санкцию на ограниченную мобилизацию, на что получил отказ, и Объединённую группировку войск в Чечне пришлось формировать из частей со всех военных округов. Первая чеченская выявила также серьёзные недостатки в управлении войсками.

После Чечни новым министром обороны был назначен Игорь Родионов, в 1997 году - Игорь Сергеев. Была предпринята новая попытка создать полностью укомплектованные части с единым штатом. В итоге к 1998 году в ВС России появились 4 категории частей и соединений:

  • постоянной готовности (укомплектованность личным составом - 95-100 % от штата военного времени);
  • сокращённого состава (укомплектованность - до 70 %);
  • базы хранения вооружения и военной техники (укомплектованность - 5-10 %);
  • кадрированные (укомплектованность - 5-10 %).

Вместе с тем перевод ВС на контрактный способ комплектования не представлялся возможным из-за недостаточного финансирования, в то время как этот вопрос стал болезненным в российском обществе на фоне потерь в Первой чеченской войне. При этом удалось лишь незначительно увеличить долю «контрактников» в Вооружённых Силах . К этому времени численность ВС была сокращена более чем в два раза - до 1 212 000 человек.

Во Второй чеченской войне (1999-2006) Объединённая группировка войск формировалась из частей постоянной готовности сухопутных войск, а также Воздушно-десантных войск. При этом из состава этих частей выделялись лишь по одной тактической батальонной группе (в полном составе воевала только одна мотострелковая бригада из Сибирского военного округа) - это делалось для того, чтобы оперативно компенсировать потери в войне за счёт личного состава, оставшегося в местах постоянной дислокации своих частей. С конца 1999 года доля «контрактников» в Чечне начала расти, достигнув в 2003 году 45 %.

Вооружённые силы в 2000-е годы

В 2001 году министерство обороны возглавил Сергей Иванов. После окончания активной фазы боевых действий в Чечне решено было вернуться к «Грачёвским» планам по переводу на контрактное комплектование войск: части постоянной готовности должны были быть переведены на контрактную основу, а остальные части и соединения, БХВТ, ЦБР и учреждения оставить на срочной основе. В 2003 году началась соответствующая Федеральная целевая программа. Первой частью, переведённой на «контракт» в её рамках, стал воздушно-десантный полк в составе 76-й Псковской дивизии ВДВ, а с 2005 года на контрактную основу начали переводить другие части и соединения постоянной готовности. Однако данная программа также не увенчалась успехом из-за слабого денежного довольствия, условий службы и отсутствия социальной инфраструктуры в местах несения службы военнослужащими по контракту.

В 2005 году началась также работа по оптимизации системы управления Вооружёнными Силами . По замыслу Начальника Генштаба Юрия Балуевского планировалось создать три региональных командования, которым подчинялись бы части всех видов и родов войск. На основе МВО, ЛенВО, Балтийского и Северного флотов, а также бывшего Московского военного округа ВВС и ПВО должно было быть создано Западное региональное командование; на основе части ПУрВО, СКВО и Каспийской флотилии - Южное; на основе части ПУрВО, СибВО, ДВО и Тихоокеанского флота - Восточное. Региональным командованиям должны были быть переподчинены все части центрального подчинения в регионах. При этом Главкоматы видов и родов войск планировалось упразднить. Реализация этих замыслов была однако отложена на 2010-2015 годы из-за сбоев в программе по переводу войск на контрактную основу, на что была срочно переправлена основная часть финансовых средств.

Тем не менее, при Сердюкове, заменившем Иванова в 2007 году, к идее создания региональных командований быстро вернулись. Решено было начать с Восточного. Был разработан штат для командования и определено место дислокации - Улан-Удэ. В январе 2008 года Восточное региональное командование было создано, но на совместных КШУ частей СибВО и ДВО в марте-апреле оно показало свою неэффективность, и уже в мае было расформировано.

В 2006 году была запущена Российская государственная программа развития вооружений на 2007-2015 годы.

Вооружённые силы после Пятидневной войны

Участие в вооружённом конфликте в Южной Осетии и его широкое информационное освещение выявили основные недостатки вооружённых сил : сложную систему управления и низкую мобильность. Управление войсками в ходе боевых действий осуществлялось «по цепочке» Генштаб - Штаб СКВО - Штаб 58-й армии и только потом приказы и директивы доходили непосредственно до частей. Низкая возможность по манёвру силами на больших расстояниях объяснялась громоздкой организационно-штатной структурой частей и соединений: по воздуху удалось перебросить в регион только части ВДВ. Уже в сентябре-октябре 2008 года было объявлено о переходе вооружённых сил на «новый облик» и о новой радикальной военной реформе. Новая реформа вооружённых сил призвана повысить их мобильность и боеспособность, согласованность действий разных родов и видов ВС .

В ходе военной реформы было полностью реорганизовано военно-административное устройство Вооружённых Сил. Взамен шести военных округов были сформированы четыре, при этом штабам округов были переподчинены все объединения, соединения и части ВВС, ВМФ и ВДВ. Система управления Сухопутными войсками была упрощена, благодаря исключению дивизионного звена. Организационные изменения в войсках сопровождались резким наращиванием темпов роста военных расходов, которые увеличились с менее чем 1 трлн рублей в 2008 до 2,15 трлн рублей в 2013 году. Это, а также ряд других мер позволили форсировать перевооружение войск, существенно увеличить интенсивность боевой подготовки, повысить денежное довольствие военнослужащих.

Структура Вооружённых Сил Российской Федерации

Вооруженные Силы состоят из трех видов Вооруженных Сил, трех родов войск, Тыла Вооружённых Сил, Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны и войск, не входящих в виды Вооруженных Сил. Территориально Вооружённые Силы разделены между 4-мя военными округами:

  • (Синий) Западный военный округ - штаб в Санкт-Петербурге;
  • (Коричневый) Южный военный округ - штаб в Ростове-на-Дону;
  • (Зеленый) Центральный военный округ - штаб в Екатеринбурге;
  • (Желтый) Восточный военный округ - штаб в Хабаровске.

Виды вооружённых сил

Сухопутные войска

Сухопутные войска, СВ - самый многочисленный по боевому составу вид вооружённых сил . Сухопутные войска предназначены для ведения наступления в целях разгрома группировки противника, овладения и удержания его территорий,районов и рубежей, нанесения огневых ударов на большую глубину, отражения вторжений противника и его крупных воздушных десантов. В сухопутные войска Российской Федерации, в свою очередь, входят рода войск:

  • Мотострелковые войска, МСВ - самый многочисленный род сухопутных войск, представляет собой мобильную пехоту, оснащенную БМП и БТР. Состоят из мотострелковых соединений, частей и подразделений, в которые входят мотострелковые, артиллерийские, танковые и другие части и подразделения.
  • Танковые войска, ТВ - основная ударная сила сухопутных войск, манёвренные, высокомобильные и устойчивые к воздействию ядерного оружия войска, предназначенные для осуществления глубоких прорывов и развития оперативного успеха, способны с ходу преодолевать водные преграды в брод и на переправочных средствах. Танковые войска состоят из танковых, мотострелковых (механизированных, мотопехотных), ракетных, артиллерийских и других подразделений и частей.
  • Ракетные войска и артиллерия, РВиА предназначены для огневого и ядерного поражения противника. Имеют на вооружении ствольную и реактивную артиллерию. Состоят из соединений частей и подразделений гаубичной, пушечной, реактивной, противотанковой артиллерии, миномётов, а также артиллерийской разведки, управления и обеспечения.
  • Войска ПВО Сухопутных войск, ПВО СВ - род сухопутных войск, предназначенный для защиты сухопутных войск от средств воздушного нападения противника, для их поражения, а также воспрещения его воздушной разведки. ПВО СВ вооружены мобильными, буксируемыми и переносными зенитно-ракетными и зенитно-пушечными системами.
  • Специальные войска и службы - совокупность войск и служб сухопутных войск, предназначенных для выполнения узкоспециальных операций по обеспечению боевой и повседневной деятельности вооруженных сил . Спецвойска состоят из войск радиационной, химической и биологической защиты (войск РХБ защиты),инженерных войск, войск связи, войск РЭБ, железнодорожных, автомобильных войск и т. д..

Главнокомандующий Сухопутными войсками - генерал-полковник Владимир Чиркин, начальник Главного штаба - генерал-лейтенант Сергей Истраков.

Военно-воздушные силы

Военно-воздушные силы, ВВС - вид Вооружённых Сил, предназначенный для ведения разведки группировок противника, обеспечения завоевания господства (сдерживания) в воздухе, защиты от ударов с воздуха важных военно-экономических районов и объектов страны и группировок войск, предупреждения о воздушном нападении, поражения объектов, составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника, поддержки с воздуха сухопутных войск и сил флота, десантирования воздушных десантов, перевозки войск и материальных средств по воздуху. В составе ВВС России выделяются:

  • Дальняя авиация - основное ударное средство Военно-воздушных сил, предназначенное для поражения (в том числе ядерного) группировок войск, авиации, военно-морских сил противника и разрушения его важных военных, военно-промышленных, энергетических объектов, узлов коммуникаций в стратегической и оперативной глубине. Может привлекаться также для ведения воздушной разведки и минирования с воздуха.
  • Фронтовая авиация - основная ударная сила ВВС, решает задачи в общевойсковых, совместных и самостоятельных операциях, предназначена для поражения войск, объектов противника в оперативной глубине в воздухе, на земле и на море. Может привлекаться для ведения воздушной разведки и минирования с воздуха.
  • Армейская авиация предназначена для авиационной поддержки Сухопутных войск путем поражения наземных бронированных подвижных объектов противника на переднем крае и в тактической глубине, а также для обеспечения общевойскового боя и повышения мобильности войск. Части и подразделения армейской авиации выполняют огневые, десантно-транспортные, разведывательные и специальные боевые задачи.
  • Военно-транспортная авиация - один из видов военной авиации, входящей в состав Вооруженных сил Российской Федерации. Она обеспечивает перевозку по воздуху войск, боевой техники и грузов, а также выброску воздушных десантов. Выполняет внезапные задачи в мирное время при возникновении как чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, так и конфликтных ситуаций в том или ином регионе, создающих угрозу безопасности государства. Основным предназначением военно-транспортной авиации является обеспечение стратегической мобильности Вооруженных Сил России, а в мирное время - обеспечение жизнедеятельности войск в различных регионах.
  • Специальная авиация предназначена для решения широкого спектра задач: дальнего радиолокационного обнаружения и управления, ведения радиоэлектронной борьбы, разведки и целеуказания, обеспечения управления и связи, дозаправки самолетов в воздухе, ведения радиационной, химической и инженерной разведки, эвакуации раненых и больных, поиска и спасения летных экипажей и т. д.
  • Зенитные ракетные войска, ЗРВ предназначены для защиты от средств воздушного нападения важных административных и экономических районов и объектов России.
  • Радиотехнические войска, РТВ предназначены для ведения радиолокационной разведки, выдачи информации для радиолокационного обеспечения частей зенитных ракетных войск и авиации, а также для контроля использования воздушного пространства.

Главнокомандующий Военно-воздушными силами - генерал-лейтенант Виктор Бондарев

Военно-морской флот

Военно-морской флот - вид вооружённых сил, предназначенный для проведения поисково-спасательных операций, защиты экономических интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах военных действий. Военно-морской флот способен наносить обычные и ядерные удары по морским и береговым силам противника, нарушать его морские коммуникации, высаживать морские десанты и т. д. ВМФ России состоит из четырех флотов: Балтийского,Северного, Тихоокеанского и Черноморского и Каспийской флотилии. В составе Военно-морского флота выделяются:

  • Подводные силы - основная ударная сила флота. Подводные силы способны скрытно выходить в океан, приближаться к противнику и наносить по нему внезапный и мощный удар обычными и ядерными средствами. В подводных силах выделяют многоцелевые/торпедные корабли и ракетные крейсера.
  • Надводные силы обеспечивают скрытный выход в океан и развёртывание подводных сил, их возвращение. Надводные силы способны перевозить и прикрывать высадку десанта, устанавливать и снимать минные заграждения, нарушать коммуникации противника и защищать свои.
  • Морская авиация - авиационная составляющая Военно-морского флота. Выделяют стратегическую, тактическую, палубную и береговую авиацию. Морская авиация предназначена для нанесения бомбовых и ракетных ударов по кораблям противника и по его береговыми силам, ведения радиолокационной разведки, поиска подводных лодок и их уничтожения.
  • Береговые войска предназначены для защиты военно-морских баз и пунктов базирования флота, портов, важных участков побережья, островов и проливов от нападения кораблей и морских десантов противника. Основу их вооружения составляют береговые ракетные комплексы и артиллерия, зенитные ракетные комплексы, минное и торпедное оружие, а также специальные корабли береговой обороны. Для обеспечения обороны силами войск на побережье создаются береговые укрепления.
  • Соединения и части специального назначения ВМФ - соединения, части и подразделения Военно-морского флота, предназначенные для проведения специальных мероприятий на территории военно-морских баз противника и в прибрежных территориях, ведения разведки.

Главнокомандующий Военно-Морским Флотом ВС России - адмирал Виктор Чирков, начальник Главного штаба ВМФ - адмирал Александр Татаринов.

Самостоятельные рода войск

Войска воздушно-космической обороны

Войска воздушно-космической обороны - самостоятельный род войск, предназначенный для доведения информации предупреждения о ракетном нападении,противоракетная оборона Москвы, создание, развертывание, поддержание и управление орбитальной группировки космических аппаратов военного, двойного, социально-экономического и научного назначения. Комплексы и системы Космических войск решают задачи общегосударственного стратегического масштаба не только в интересах Вооружённых Сил, других силовых структур, но и большинства министерств и ведомств, экономики, социальной сферы. В структуре Космических войск выделяются:

  • Первый государственный испытательный космодром «Плесецк» (до 2007 года функционировал также Второй государственный испытательный космодром «Свободный», до 2008 года - Пятый государственный испытательный космодром «Байконур», впоследствии ставший только гражданским космодромом)
  • Запуск космических аппаратов военного назначения
  • Запуск космических аппаратов двойного назначения
  • Главный испытательный космический центр имени Г. С. Титова
  • Управление по вводу средств РКО
  • Военно-учебные заведения и части обеспечения (Основное учебное заведение - Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского)

Командующий Космическими войсками - генерал-лейтенант Олег Остапенко, начальник главного штаба - генерал-майор Владимир Деркач. С 1 декабря 2011 года на боевое дежурство заступил новый род войск - войска воздушно-космической обороны (ВВКО).

Ракетные войска стратегического назначения

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) - род войск Вооружённых Сил , главный компонент стратегических ядерных сил России. РВСН предназначены для ядерного сдерживания возможной агрессии и поражения в составе стратегических ядерных сил или самостоятельно массированными, групповыми или одиночными ракетно-ядерными ударами стратегических объектов, находящихся на одном или нескольких стратегических воздушно-космических направлениях и составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника. На вооружении РВСН состоят межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования с ядерными боезарядами.

  • три ракетные армии (штаб-квартиры в городах Владимир, Оренбург, Омск)
  • 4-й Государственный центральный межвидовой полигон Капустин Яр (в состав которого входит также бывший 10-й Испытательный полигон Сары-Шаган в Казахстане)
  • 4-й Центральный научно-исследовательский институт (г. Юбилейный Московской области)
  • учебные заведения (Военная академия имени Петра Великого в Москве, военный институт в городе Серпухов)
  • арсеналы и центральные ремонтные заводы, базы хранения вооружения и военной техники

Командующий РВСН - генерал-полковник Каракаев Сергей Викторович.

Воздушно-десантные войска

Воздушно-десантные войска (ВДВ) - самостоятельный род войск, имеющий в своём составе аэромобильные соединения: воздушно-десантные и десантно-штурмовые дивизии и бригады, а также отдельных частей. ВДВ предназначены для оперативного десанта и ведения боевых действий в тылу противника.

В составе ВДВ имеется 4 дивизии: 7-я (Новороссийск), 76-я (Псков), 98-я (Иваново и Кострома), 106-я (Тула), Учебный центр (Омск), Высшее Рязанское училище, 38-й полк связи, 45-й развед. полк, 31-я бригада (Ульяновск). Кроме того в военных округах (в подчинении округа или армии) имеются воздушно-десантные (или десантно-штурмовые) бригады, которые административно относятся к ВДВ, но оперативно подчиняются командующим ВО.

Командующий ВДВ - генерал-полковник Владимир Шаманов.

Вооружение и военная техника

Традиционно, начиная с середины XX века в ВС СССР практически полностью отсутствовали иностранная военная техника ивооружение. Редкое исключение составляла продукция социалистических стран 152-мм САУ vz.77). В СССР было создано полностью самодостаточное военное производство, которое было способно производить для нужд вооружённых сил любое вооружение и технику. В годы Холодной войны происходило её постепенное накопление, и к 1990 году объём вооружений в ВС СССР достиг небывалых значений: только в сухопутных войсках находилось около 63 тысяч танков, 86 тысяч боевых машин пехоты и бронетранспортёров, 42 тысяч стволов артиллерии. Значительная часть этих запасов перешла вВооружённые Силы Российской Федерации и других республик.

В настоящее время на вооружении сухопутных войск состоят танки Т-64, Т-72, Т-80, Т-90; боевые машины пехоты БМП-1,БМП-2, БМП-3; боевые машины десанта БМД-1, БМД-2,БМД-3,БМД-4М; бронетранспортёры БТР-70, БТР-80; бронеавтомобили ГАЗ-2975 «Тигр», итальянские Iveco LMV; самоходная и буксируемая ствольная артиллерия; реактивные системы залпового огня БМ-21, 9К57, 9К58, ТОС-1; тактические ракетные комплексы Точка и Искандер; системы противовоздушной обороны Бук, Тор, Панцирь-С1, С-300, С-400.

На вооружении Военно-Воздушных Сил состоят истребители МиГ-29, МиГ-31, Су-27, Су-30, Су-35; фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34; штурмовики Су-25; дальние и стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3,Ту-95, Ту-160. В военно-транспортной авиации используются самолёты Ан-22, Ан-70, Ан-72, Ан-124, Ил-76. Используются специальные самолёты: воздушный танкер Ил-78, воздушные командные пункты Ил-80 и Ил-96-300ПУ, самолёты дальнего радиолокационного обнаружения А-50. На вооружении ВВС имеются также боевые вертолёты Ми-8, Ми-24 различных модификаций,Ми-35М, Ми-28Н, Ка-50, Ка-52; а также зенитные ракетные системы С-300 и С-400. Готовятся к принятию на вооружение многоцелевые истребители Су-35С и Т-50 (заводской индекс).

В составе Военно-Морского Флота имеется один авианесущий крейсер проекта 1143.5, ракетные крейсера проекта 1144 ипроекта 1164, эскадренные миноносцы-большие противолодочные корабли проекта 1155, проекта 956, корветы проекта 20380, проекта 1124, морские и базовые тральщики, десантные корабли проекта 775. В составе подводных сил имеются многоцелевые торпедные корабли проекта 971, проекта 945, проекта 671, проекта 877; подводные ракетоносцы проекта 949, ракетные крейсера стратегического назначения проектов 667БДРМ, 667БДР, 941, а также РПКСН проекта 955.

Ядерное оружие

Россия обладает самым крупным в мире запасом ядерного оружия и второй после США по численности группировкой стратегических носителей ядерного оружия. К началу 2011 года в составе стратегических ядерных сил находилось 611 «развёрнутых» стратегических носителей, способных нести 2679 ядерных боезарядов. В арсеналах на долговременном хранении в 2009 году находилось около 16 тысяч боезарядов. Развёрнутые стратегические ядерные силы распределены в так называемую ядерную триаду: для его доставки используются межконтинентальные баллистические ракеты,баллистические ракеты подводных лодок и стратегические бомбардировщики. Первый элемент триады сосредоточен вРВСН, где на вооружении состоят ракетные комплексы Р-36М,УР-100Н, РТ-2ПМ, РТ-2ПМ2 и РС-24. Морские стратегические силы представлены ракетами Р-29Р, Р-29РМ, Р-29РМУ2, носителями которых служат ракетные подводные крейсера стратегического назначения проектов 667БДР «Кальмар», 667БДРМ «Дельфин». Приняты на вооружение ракета Р-30 иРПКСН проекта 955 «Борей». Стратегическая авиация представлена самолётами Ту-95МС и Ту-160, вооружёнными крылатыми ракетами Х-55.

Нестратегические ядерные силы представлены тактическим ракетным вооружением, артиллерийскими снарядами, корректируемыми и свободнопадающими авиабомбами, торпедами, глубинными бомбами.

Финансирование и обеспечение

Финансирование вооружённых сил осуществляется из федерального бюджета России по статье расходов «Национальная оборона».

Первый военный бюджет России в 1992 году составлял 715 трлн неденоминированных рублей, что было равно 21,5 % от общих расходов. Это была вторая по величине статья расходов республиканского бюджета, уступавшая только финансированию народного хозяйства (803,89 трлн рублей). В 1993 году на национальную оборону было выделено всего 3115,508 млрд неденоминированных рублей (3,1 млрд в номинальном выражении в нынешних ценах), что составило 17,70 % от общих расходов. В 1994 году было выделено 40,67 трлн рублей (28,14 % от общих расходов), в 1995 году - 48,58 трлн (19,57 % от общих расходов), в 1996 году - 80,19 трлн (18,40 % от общих расходов), в 1997 году - 104,31 трлн (19,69 % от общих расходов), в 1998 году - 81,77 млрд деноминированных рублей (16,39 % от общих расходов).

В рамках ассигнований по разделу 02 «Национальная оборона», по которому финансируется большая часть расходов Минобороны России в 2013 году, предусмотрены бюджетные средства на решение ключевых вопросов деятельности Вооруженных Сил, в том числе дальнейшее переоснащение на новые образцы вооружения, военной и специальной техники, социальную защиту и обеспечение жильем военнослужащих, решение других задач. В законопроекте расходы по разделу 02 «Национальная оборона» на 2013 год предусмотрены в сумме 2 141,2 млрд рублей и превышают объёмы 2012 года на 276,35 млрд рублей или на 14,8 % в номинальном выражении. Расходы на национальную оборону в 2014 и 2015 годах предусмотрены в сумме 2 501,4 млрд рублей и 3078,0 млрд рублей соответственно. Рост объёмов бюджетных ассигнований по отношению к предыдущему году предусмотрен в сумме 360,2 млрд рублей (17,6 %) и 576,6 млрд рублей (23,1 %). В соответствии с законопроектом в планируемом периоде рост доли расходов на национальную оборону в общих расходах федерального бюджета составит в 2013 году - 16,0 % (в 2012 году - 14,5 %), в 2014 году - 17,6 % и в 2015 году - 19,7 %. Доля планируемых расходов на национальную оборону по отно-шению к ВВП в 2013 году составит 3,2 %, в 2014 году - 3,4 % и в 2015 году - 3,7 %, что выше параметров 2012 года (3,0 %).

Расходы федерального бюджета по разделам на 2012-2015 гг. млрд. руб.

Наименование

Изменения к предыдущему году, %

Вооружённые силы

Мобилизационная и вневойсковая подготовка

Мобилизационная подготовка экономики

Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности

Ядерно-оружейный комплекс

Реализация международных договоров в сфере

Военно-технического сотрудничества

Прикладные научные исследования в области обороны

Другие вопросы в области национальной обороны

Военная служба

Военная служба в ВС России предусматривается как по контракту, так и по призыву. Минимальный возраст военнослужащего составляет 18 лет (для курсантов военных учебных заведений может быть меньше на момент зачисления), предельный - 65 лет.

Комплектование

Офицеры армии, авиации и флота проходят службу только по контракту. Офицерский корпус готовится в основном в высших военных учебных заведениях, по окончании которых курсантам присваивается воинское звание «лейтенант». Первый контракт с курсантами - на весь период обучения и на 5 лет военной службы - заключается, как правило, на втором курсе обучения. Контракт о прохождении военной службы в офицерском звании имеют право заключить и граждане, находящиеся в запасе, в том числе и получившие звание «лейтенант» и определённые в запас после обучения на военных кафедрах (факультетах военного обучения, циклах, военно-учебных центрах) при гражданских вузах.

Рядовой и младший командный состав набирается как по призыву, так и по контракту. Призыву подлежат все военнообязанныеграждане Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Срок службы по призыву - один календарный год. Призывные кампании осуществляются дважды в год: весенняя - с 1 апреля по 15 июля, осенняя - с 1 октября по 31 декабря. По истечении 6 месяцев службы любой военнослужащий может подать рапорт о заключении с ним первого контракта - на 3 года. Предельный возраст для заключения первого контракта - 40 лет.

Число призванных на военную службу по призывным кампаниям

Весенняя

Общее число

Подавляющее большинство военнослужащих - мужчины, кроме того военную службу проходят около 50 тысяч женщин: 3 тысячи на офицерских должностях (в том числе 28 полковников), 11 тысяч прапорщиков и около 35 тысяч на рядовых и сержантских должностях. При этом 1,5 % от офицеров-женщин (~45 человек) служат на первичных командных должностях в войсках, остальные - на штабных.

Различают текущий мобилизационный резерв (количество подлежащих призыву в текущем году), организованный мобилизационный резерв (количество ранее служивших в Вооружённых Силах и зачисленных в запас) и потенциальный мобилизационный резерв (количество людей, которые могут быть призваны в войска (силы) в случае мобилизации). В 2009 году потенциальный мобилизационный резерв составил 31 млн человек (для сравнения: в США - 56 млн человек, в Китае - 208 млн человек). В 2010 году организованный мобилизованный резерв (запас) составлял 20 млн человек. По версии некоторых отечественных демографов численность 18-летних (текущий мобилизационный резерв) к 2050 году сократится в 4 раза и составит 328 тысяч человек. Делая расчёт на основании данных указанной статьи, потенциальный мобилизационный резерв России в 2050 году составит 14 млн человек, что на 55 % меньше уровня 2009 года.

Численный состав

В 2011 году численность личного состава ВС России составляла около 1 млн человек. Миллионная армия стала результатом постепенного многолетнего сокращения с 2880 тысяч, числившихся в вооружённых силах в 1992 году (−65,3 %). К 2008 году почти половину личного состава составляли офицеры, прапорщики и мичманы. В ходевоенной реформы 2008 года должности прапорщиков и мичманов были подвергнуты сокращению, были ликвидированы также около 170 тысяч офицерских должностей, посредством чего доля офицеров в штатах составила около 15 %[источник не указан 562 дня ], однако позже указом Президента установленная численность офицерского состава была доведена до 220 тысяч человек.

В штатную численность ВС входят рядовой и младший командный состав (сержанты и старшины) и офицеры, проходящие службу в войсковых частях и центральных, окружных и местных органах военного управления на воинских должностях, предусмотренных штатом тех или иных подразделений, в комендатурах, военных комиссариатах, военных представительствах за рубежом, а также курсанты высших военных учебных заведений Министерства обороны и учебных военных центров. За штатом находятся военнослужащие, переведенные в распоряжение командиров и начальников в связи с временным отсутствием вакантных должностей либо невозможностью увольнения военнослужащего.


Денежное довольствие

Денежное довольствие военнослужащих регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. № 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту».

Денежное довольствие военнослужащих состоит из окладов денежного содержания (оклад по воинской должности и оклад по воинскому званию), стимулирующих и компенсационных (дополнительных) выплат. К дополнительным выплатам относятся:

  • за выслугу лет
  • за классную квалификацию
  • за работу со сведениями, составляющими государственную тайну
  • за особые условия военной службы
  • за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время
  • за особые достижения в службе

Помимо шести ежемесячных дополнительных выплат предусмотрены ежегодные премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей; установленный коэффициент к окладу военнослужащих, проходящих службу в районах с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, за пределами территории России и так далее.

Воинское звание

Сумма оклада

Высшие офицеры

Генерал армии, адмирал флота

Генерал-полковник, адмирал

Генерал-лейтенант, вице-адмирал

Генерал-майор, контр-адмирал

Старшие офицеры

Полковник, капитан 1-го ранга

Подполковник, капитан 2-го ранга

Майор, капитан 3-го ранга

Младшие офицеры

Капитан, капитан-лейтенант

Старший лейтенант

Лейтенант

Младший лейтенант


Сводная таблица окладов денежного содержания по некоторым воинским званиям и должностям (с 2012 года)

Типовая воинская должность

Сумма оклада

В центральных органах военного управления

Начальник главного управления

Начальник отдела

Начальник группы

Старший офицер

В войсках

Командующий войсками военного округа

Командующий общевойсковой армией

Командир бригады

Командир полка

Командир батальона

Командир роты

Командир взвода

Военные учения

В 2010 году проведено более 2 тысяч мероприятий с практическими действиями соединений и воинских частей. Это на 30 % больше, чем в 2009 году.

Наиболее крупными из них стало оперативно-стратегическое учение «Восток-2010». В нём приняли участие до 20 тысяч военнослужащих, 4 тысяч единиц боевой техники, до 70 самолётов и 30 кораблей.

В 2011 году планируется провести около 3 тысяч практических мероприятий. Наиболее важными из них является оперативно-стратегическое учение «Центр-2011».

Важнейшим событием в Вооружённых Силах в 2012 году и завершением летнего периода обучения стали стратегические командно-штабные учения «Кавказ-2012».

Питание военнослужащих

На сегодняшний день рацион питания военнослужащих ВС России организуется согласно принципу построения продовольственных пайков и построен «на системе натурального нормирования, структурную основу которой составляет физиологически обоснованный набор продуктов для соответствующих контингентов военнослужащих, адекватный их энергозатратам и профессиональной деятельности». По сообщению начальника тыла вооружённых сил России Владимира Исакова, «…сегодня в рационе российского солдата и матроса стало больше мяса, рыбы, яиц, масла, колбас и сыров. Например, суточная норма мяса каждого военнослужащего по норме общевойскового пайка увеличилась на 50 г и теперь составляет 250 г. Впервые появился кофе, также увеличены нормы выдачи соков (до 100 г), молока и сливочного масла…».

Решением министра обороны России 2008 год объявлен годом совершенствования питания личного состава вооружённых сил РФ.

Роль вооружённых сил в политике и обществе

Согласно Федеральному закону «Об обороне» вооружённые силы составляют основу обороны государства и являются главным элементом обеспечения его безопасности. Вооружённые силы в России не являются самостоятельным политическим субъектом, не принимают участия в борьбе за власть и формировании государственной политики. При этом отмечается, что отличительной особенностью российской системы государственной власти является определяющая роль Президента во взаимоотношениях власти и вооружённых сил , порядок которых фактически выводит ВС из-под отчёта и контроля как законодательной, так и исполнительной власти при формальном наличии парламентского надзора. В новейшей истории России отмечались случаи, когда вооружённые силы прямо вмешивались в политический процесс и играли в нём ключевую роль: во времяпопытки государственного переворота в 1991 году и в ходе конституционного кризиса 1993 года. Среди наиболее известных политических и государственных деятелей России в прошлом действующими военнослужащими были В. В. Путин, бывший губернатор Красноярского края Александр Лебедь, бывший полномочный представитель Президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин, губернатор Московской области Борис Громов и многие другие. Возглавлявший в 2000-2004 годах Ульяновскую область Владимир Шаманов продолжил военную службу после сложения с себя полномочий губернатора.

Вооружённые силы являются одним из крупнейших объектов бюджетного финансирования. В 2011 году на цели национальной обороны было выделено около 1,5 трлн рублей, что составило более 14 % от всех расходов бюджета. Для сравнения, это втрое больше расходов на образование, вчетверо больше - на здравоохранение, в 7,5 раз больше - на ЖКХ или более чем в 100 раз больше - на охрану окружающей среды. Вместе с тем военнослужащие, гражданские служащие Вооружённых Сил , работники оборонного производства, сотрудники военных научных организаций составляют значительную долю экономически активного населения России.

Российские военные объекты за рубежом

Ныне действующие

  • Российские военные объекты в СНГ
  • На территории города Тартус в Сирии располагается пункт МТО России.
  • Военные базы на территории частично признанных Абхазии и Южной Осетии.

Планируемые к открытию

  • По данным некоторых российских СМИ, Россия через несколько лет будет иметь пункты базирования своих боевых кораблей на острове Сокотра (Йемен) и Триполи (Ливия) (в связи со сменой власти в этих государствах, планы скорее всего реализованы не будут).

Закрытые

  • В 2001 году правительство России приняло решение о закрытии военных баз в Камрани (Вьетнам) и Лурдесе (Куба), вызванное изменением геополитической обстановки в мире.
  • В 2007 году правительство Грузии приняло решение о закрытии российских военных баз на территории своей страны.

Проблемы

В 2011 году свели счёты с жизнью 51 солдат проходящих службу по призыву, 29 солдат проходящих службу по контракту, 25 прапорщиков и 14 офицеров (для сравнения, в армии США в 2010 году покончили жизнь самоубийством 156 военнослужащих, в 2011 году - 165 военнослужащих и в 2012 году - 177 военнослужащих). Самым суицидным для ВС России стал 2008 год, когда покончили с собой 292 человека в армии и 213 на флоте.

Существует прямая зависимость между суицидом и потерей социального статуса - то, что называют «комплексом короля Лира». Так, высокий уровень самоубийств среди уволенных в запас офицеров, молодых солдат, людей, взятых под стражу, недавних пенсионеров

Коррупция

Сотрудники Военно-следственного управления СК России ведут доследственные проверки по факту деятельности не только центрального офиса «Славянки», но и его региональных подразделений. Большинство этих проверок перерастают в расследования о хищениях бюджетных средства. Так, на днях подмосковные военные следователи возбудили уголовное дело по факту хищения около 40 000 000 рублей, поступивших филиалу «Солнечногорский» ОАО «Славянка». Эти деньги должны были пойти на ремонт зданий Минобороны, однако оказались похищены и «обналичены».

Проблемы реализации свободы совести

Учреждение института военных священников может считаться нарушением свободы совести и вероисповедания.

Цель урока: Ознакомить учащихся с основными родами войск и их боевыми возможностями,

основными видами стрелкового оружия в составе Сухопутных войск.

Время: 45 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс

ХОД УРОКА

I . Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

— Какое основное предназначение ВС РФ?

— Каков состав современных ВС РФ?

— Кто осуществляет руководство ВС РФ?

— Для решения каких задач предназначен новый самостоятельный род войск –

Космические войска?

Основная часть

— объявление темы и цели занятия

— объяснение нового материала: § 34, стр. 172-177.

Сухопутные войска - вид Вооруженных Сил Российской Фе­дерации, предназначенный для прикрытия государственной гра­ницы, отражения ударов агрессора, удержания занимаемой тер­ритории, разгрома группировок войск и овладения территорией противника.

Сухопутные войска (СВ), оснащенные различными видами военной техники и оружия, включают в себя органы военного управления, мо­тострелковые, танковые войска, ракетные войска и артиллерию, вой­ска противовоздушной обороны (ПВО), являющиеся родами войск, а также специальные войска (соединения и части разведки, связи, ин­женерные, ядерно-технические, технического обеспечения, автомо­бильные и охраны тыла), воинские части и учреждения тыла, другие воинские части, учреждения, предприятия и организации.

Мотострелковые войска предназначены для ведения боевых действий самостоятельно и совместно с другими родами войск и спе­циальными войсками. Они способны действовать как в условиях при­менения обычных средств поражения, так и ядерного оружия.

Мотострелковые войска могут прорывать подготовленную оборону противника, развивать наступление с высоким темпом и на большую глубину, совместно с другими родами войск уничтожать противника, закреплять и удерживать захваченную местность.

Танковые войска составляют главную ударную силу Сухопутных войск. Обладают большой устойчивостью к поражающим факторам ядерного оружия, используются преимущественно на главных направ­лениях в обороне и наступлении.

Танковые войска способны наиболее полно использовать резуль­таты огневых ударов и в короткие сроки достигать конечных целей боя и операции.

Ракетные войска и артиллерия являются основным средством ядерного и огневого поражения противника во фронтовой, армейской (корпусной) операциях и общевойсковом бою.

Ракетные войска Сухопутных войск включают в себя соединения и воинские части оперативно-тактических ракет фронтового и армейского подчинения и тактических ракет армейского и дивизионного подчинения.

Артиллерия включает в себя соединения и воинские части гаубичной, пушечной, реактивной, противотанковой артиллерии, минометов, противотанковых управляемых ракет и артиллерийской разведки.

Войска противовоздушной обороны Сухопутных войск (ПВО СВ) предназначены для прикрытия группировки войск, объектов и их ты­ла от ударов противника с воздуха. Они способны самостоятельно и во взаимодействии с силами и средствами ВВС уничтожать самоле­ты и беспилотные средства воздушного нападения противника, вести борьбу с воздушными десантами противника на маршрутах их поле­та и во время их выброски, вести радиолокационную разведку и опо­вещать войска об угрозе воздушного нападения.

СТРЕЛКОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК

5,45-мм автомат Калашникова АК74М (вклейка, фото 2)

Предназначен для уничтожения живой силы и поражения огневых средств противника. Имеет стандартный узел крепления (планка) для ночных приборов прицеливания.

7,62-мм модернизированный пулемет Калашникова ПКМ (вклейка, фото 3)

Предназначен для уничтожения живой силы и поражения огневых средств противника. Прицел механический, открытого типа. Стволы сменные.

7,62-мм снайперская винтовка Драгунова СВД (вклейка, фото 4)

Предназначена для уничтожения различных появляющихся, движу­щихся, открытых и замаскированных одиночных целей.

В комплект винтовки входит снайперский оптический прицел, до­полнительно может комплектоваться ночным прицелом, позволяющим нести стрельбу в сумерках и ночью. Для ведения рукопашного боя к винтовке Драгунова присоединяется штык-нож.

12,7-мм пулемет НСВ-12,7 (вклейка, фото 5)

Пулемет НСВ-12,7 предназначен для борьбы с групповыми целя­ми, легкобронированными транспортными средствами, огневыми точ­ками и низколетящими воздушными целями. Спусковой механизм позволяет вести только автоматический огонь короткими (4-6 выстрелов), длинными (10-15 выстрелов) очередями и непрерывно. Ствол быстросменяемый.

30-мм автоматический станковый гранатомет АГС-17 «Пламя» (вклейка, фото б)

Предназначен для поражения живой силы и огневых средств про­тивника, расположенных вне укрытий, в открытых окопах (траншеях) и за естественными складками местности (в лощинах, оврагах, на обратных скатах высот). Нарезной ствол гранатомета быстросъемный.

Гранатомет имеет ударно-спусковой механизм, позволяющий вести одиночный и автоматический непрерывный огонь.

Стрельба из автоматического гранатомета АГС-17 ведется по настильной или навесной траектории короткими очередями (до 5 выстрелов) и длинными (до 10 выстрелов), а также непрерывно.

Гранатомет снабжен оптическим прицелом с 2,7-кратным увеличением.

Для стрельбы АГС-17 устанавливается на треножный станок, который имеет секторные механизмы горизонталь­ного и вертикального наведения, гильзоотражатель, меха­низм точного горизонтирования. 9-мм пистолет Макарова ПМ (вклейка, фото 7)

Пистолет предназначен для поражения противника на коротких расстояниях.

БРОНЕТАНКОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ И ТЕХНИКА СУХОПУТНЫХ ВОЙСК

Танк Т-90С (вклейка, фото 8)

Танк предназначен для комплектования танковых и мотострелко­вых частей и соединений, а также разведывательных подразделений и частей ВМФ, действующих в приморской полосе, для успешного прорыва обороны противника, развития тактического успеха в опера­тивных и стратегических операциях, разгрома противника после ис­пользования ядерных ударов, увеличения размаха операции и дости­жения целей в сравнительно короткое время, а также для повышения активности и устойчивости обороны в тактическом и оперативном масштабах.

Бронетранспортер БТР-90 (вклейка, фото 9)

Предназначен для перевозки мотострелковых подразделений к по­лю боя, их огневой поддержки при спешивании, перевозки оружия и военных грузов на поле боя.

Бронетранспортер может быть использован в качестве базового шасси для создания различных образцов вооружения и военной тех­ники разных родов войск.

Боевая машина пехоты БМП-3 (вклейка, фото 10)

Боевая машина пехоты предназначена для транспортирования лич­ного состава подразделений, поражения и подавления танкоопасной живой силы противника, уничтожения его противотанковых и проти­вопехотных средств, отражения атак танков, вертолетов и низколетя­щих самолетов.

Боевая машина десанта БМД-3 (вклейка, фото 11)

Предназначена для ведения боевых действий в составе парашют­но-десантных и десантно-штурмовых подразделений во всех условиях их боевого применения.

РАКЕТНО-АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК

Тактический ракетный комплекс «Точка-У» (вклейка, фото 12) Предназначен для поражения важнейших целей в тактической глу­бине построения войск противника.

120-мм самоходное орудие «Нона-СВК» (вклейка, фото 13) Самоходное орудие «Нона-СВК» предназначено для поражении живой силы, расположенной открыто или в укрытиях, огневых

средств, командно-наблюдательных пунктов, бронированных объектов противника.

120-мм автоматизированное самоходное орудие «Вена» (вклейка, фото 14)

Самоходное орудие предназначено для поражения живой силы, расположенной открыто или в укрытиях, огневых средств, командно-наблюдательных пунктов батальонов и рот, бронированных объектов.

Радиолокационный комплекс «Зоопарк-1» (вклейка, фото 15)

Предназначен для разведки по выстрелу (пуску) огневых позиций стреляющих минометов, артиллерии, реактивных систем залпового ог­ня, стартовых позиций тактических ракет и обеспечения стрельбы (пусков) своих аналогичных средств.

152-мм самоходная гаубица «МСТА-С» (вклейка, фото 16)

Гаубица предназначена для поражения артиллерийских батарей, Пиков и БТР, разрушения оборонительных сооружений, подавления Пунктов управления, уничтожения живой силы и огневых средств противника.

Выводы:

  1. Сухопутные войска предназначены вести боевые действия преимущественно на суше.
  2. По своим боевым возможностям Сухопутные войска способны самостоятельно или во взаимодействии с другими видами ВС вести наступление и отражать вторжение противника на территорию страны.
  3. В своем составе Сухопутные войска имеют различные рода войск, специальные войска и службы.
  4. В организационном отношении Сухопутные войска состоят из подразделений, частей, соединений и объединений.

Сухопутные войска

Сухопутные войска (СВ) – наиболее многочисленный и разнообразный по вооружению и способам боевых действий вид Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ), предназначенный для отражения агрессии противника на континентальных театрах военных действий, защиты территориальной целостности и национальных интересов РФ.

По своим боевым возможностям они способны во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил Российской Федерации вести наступление в целях разгрома группировки противника и овладения его территорией, наносить огневые удары на большую глубину, отражать вторжение противника, его крупных воздушных десантов, прочно удерживать занимаемые территории, районы и рубежи.

Эмблема Сухопутных войск Российской Федерации

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Свою историю Сухопутные войска Вооруженных Сил России ведут от княжеских дружин Киевской Руси. В сражениях с хазарами и половцами, татаро-монгольскими, немецкими, шведскими и многими другими завоевателями кровью русских ратников писалась летопись борьбы государства за свою независимость.

Наиболее яркой страницей военной истории является разгром Ливонского ордена дружинами князя Александра Невского на льду Чудского озера. Это была большая победа русского народа и его воинов, вставших на защиту независимости Руси.

Образцы военного искусства и воинской доблести показали русские войска под командованием великого князя Московского Дмитрия Донского в борьбе против татаро-монгольских завоевателей. Своего апогея она достигла в последней четверти XIV в. и завершилась 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле полным разгромом 150-тысячной орды Мамая. Русские полки преследовали убегавшего в панике врага на протяжении 50 верст.

Борьба за преодоление феодальной раздробленности, образование централизованного государства и ликвидацию иноземного гнета повлекла за собой увеличение численности армии, а укрепление хозяйственно-экономического уклада жизни создало условия для первых военных реформ на Руси, которые активно проводил царь Иван IV (Грозный). В результате появились усовершенствованная артиллерия, минно-взрывные средства, ручное огнестрельное оружие, а также проведено упорядочение системы комплектования и военной службы в поместном войске, организовано централизованное управление армией и ее снабжение. Наряду с этим были созданы стрелецкое войско и постоянная сторожевая служба, а «наряд» артиллерии выделен в самостоятельный род войск. Эти меры по укреплению армии позволили русским войскам успешно отстаивать интересы Руси в борьбе с многочисленными врагами.

Значительные преобразования в русской армии провел Петр I. Им была создана регулярная армия с однотипными организацией и вооружением, единой системой воинского обучения и воспитания, централизованным военным управлением. В этот же период учреждена должность главнокомандующего, при котором был создан полевой штаб во главе с генерал квартирмейстером, открыты военные школы для подготовки офицерских кадров, регламентирована служба офицеров, проведены военно-судебные реформы.

Благодаря петровским реформам русская армия одержала блистательную победу над Швецией в ходе Северной войны (1700-1721 гг.), в которой основной целью России было возвращение исконно русских земель, захваченных Швецией.

В генеральном сражении между русскими и шведскими войсками 27 июня 1709 г. при Полтаве русская армия полностью разгромила шведскую, считавшуюся лучшей в Европе. Русские воины проявили храбрость, стойкость, верность долгу, любовь к Отчизне, готовность отстоять ее от иноземных захватчиков.

Дальнейшее развитие военного искусства и умножение побед России связано с деятельностью великого русского полководца генералиссимуса Александра Васильевича Суворова.

В войнах против Турции А.В.Суворов отказался от старых громоздких и неповоротливых боевых порядков, смело и решительно применив новые, более маневренные и подвижные. Ярким примером торжества русского оружия, образцом разгрома противника «не числом, а умением» служат победы русских войск под предводительством Суворова при Рымнике (1789 г.), штурме крепости Измаил (1790 г.).

Блестящие образцы стратегии решительных действий, ударной тактики колонн и рассыпного строя показала русская армия под командованием Суворова в Итальянском и Швейцарском походах (1799 г.). В этих походах проявились многие характерные черты полководческого таланта Суворова, высокие морально-боевые качества русских воинов - суворовских чудо богатырей.

В историческом развитии Сухопутных войск Вооруженных Сил России особое место занимает Отечественная война 1812 г. В сражениях против сильной французской армии, покорившей всю Европу, русские войска оказались более подготовленными к длительной и напряженной борьбе. Искусству опытного врага были противопоставлены мастерство, стойкость, мужество, инициатива и решительность русских войск. Под Бородино был развеян миф о непобедимости французов.

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.), 50-летие Победы в которой наша страна отмечает в этом году, стала для Сухопутных войск исключительно трудным испытанием. Все важнейшие боевые задачи по борьбе с немецко-фашистскими захватчиками - жестоким, опытным и сильным врагом, решались прежде всего Сухопутными войсками.

В ходе войны Сухопутные войска получили значительное развитие. Наращивание их огневой и ударной мощи, маневренности и боеспособности шло на базе внедрения новых, более эффективных систем вооружения и боевой техники, роста боевого опыта войск, приобретения мастерства командным составом и совершенствования средств и методов управления. Все это привело к тому, что Сухопутные войска за годы войны стали первоклассными по своему вооружению, непревзойденными по моральному состоянию и самыми передовыми по искусству ведения операций и боев.

Победы, одержанные под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и Курском, на Украине, в Белоруссии и Прибалтике, привели к окончательному овладению стратегической инициативой и освобождению советской территории от захватчиков. В результате дальнейшего стремительного наступления были разгромлены основные группировки фашистских войск на Висле, Дунае и Одере, что привело к победному завершению войны в Европе, а в последующем и на Дальнем Востоке.

В боях с немецко-фашистскими захватчиками и японскими милитаристами солдаты и офицеры Сухопутных войск показали себя бесстрашными и мужественными воинами, проявили образцы поразительной стойкости, находчивости и храбрости.

Основные задачи Сухопутных войск

В мирное время:

· поддержание боевого потенциала, совершенствование боевой и мобилизационной готовности войск к отражению агрессии локального масштаба;

· обеспечение готовности войск к осуществлению мероприятий мобилизационного и оперативного развертывания для отражения агрессии противника;

· подготовка органов управления и войск к ведению военных действий в соответствии с их предназначением;

· создание запасов вооружения, военной техники и материальных средств в объемах, обеспечивающих решение задач, стоящих перед СВ, и их содержание в готовности к боевому применению;

· участие в операциях по поддержанию (восстановлению) мира, проводимых по линии Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами РФ;

· участие в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

· участие в выполнении мероприятий по оперативному оборудованию территории страны.

В угрожаемый период:

· наращивание состава и повышение боевой и мобилизационной готовности войск;

· усиление сил и средств боевого дежурства и разведки за действиями войск противника;

· оперативное развертывание группировок войск на угрожаемых направлениях, в том числе и коалиционных, в соответствии с Договором о коллективной безопасности СНГ;

· увеличение объемов проводимой военно-сборовой подготовки граждан, пребывающих в запасе;

· участие в проведении отдельных мероприятий территориальной обороны;

· подготовка вооружения и военной техники к боевому применению, наращивание базы материально-технического обеспечения и возможностей ремонтных органов;

· прикрытие государственной границы РФ;

· подготовка первых оборонительных операций.

В военное время:

· выполнение задач по плану стратегического развертывания ВС РФ;

· локализация (пресечение) возможных военных конфликтов, отражение агрессии противника боеготовыми в мирное время группировками войск, а при необходимости – с отмобилизованием соединений и воинских частей;

· проведение совместно с другими видами и родами войск ВС РФ (при участии вооруженных сил стран–участниц СНГ, подписавших Договор о коллективной безопасности) оборонительных и контрнаступательных операций по разгрому агрессора;

· участие в отражении воздушно-космического нападения противника, проведении воздушно-десантных, морских десантных и других совместных операций видов ВС;

· участие в ведении территориальной обороны (охрана и оборона важных военных, государственных объектов и объектов на коммуникациях; борьба с диверсионно-разведывательными и террористическими силами и десантами противника; обеспечение установления и поддержания режима военного положения).

Структура:

Руководство Сухопутными войсками возложено на Главное командование Сухопутных войск .

Впервые Главное командование Сухопутных войск было сформировано в марте 1946 года. На завершающем этапе Великой Отечественной войны численность Сухопутных войск составляла 9 млн. 822 тыс. человек. После проведения демобилизации, к концу 1948 года - 2 млн. 444 тыс. человек. Для повседневного руководства такой сложной и многочисленной структурой требовался отдельный орган управления. За последние полвека система управления Сухопутными войсками неоднократно претерпевала изменения:

· первый раз Главное командование Сухопутных войск было расформировано в марте 1950, а через пять лет, в марте 1955 года, сформировано вновь;

· второй раз расформировывалось в марте 1964 года и через 2,5 года, в ноябре 1967 года, вновь сформировано.

· третий раз Главное командование Сухопутных войск, в ноябре-декабре 1997 года было преобразовано в Главное управление Сухопутных войск.

Главкомат Сухопутных войск является таким органом управления, который сочетает в себе всю полноту ответственности за состояние вида Вооруженных сил, его строительство, развитие, подготовку и применение.

На Главкомат Сухопутных войск возложено выполнение следующих задач:

  • осуществление подготовки войск к ведению боевых действий, исходя из задач, определенных Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ;
  • совершенствование структуры и состава, оптимизация численности, в т.ч. родов войск и специальных войск;
  • развитие военной теории и практики;
  • разработка и внедрение в подготовку войск боевых уставов, наставлений, методических пособий;
  • совершенствование оперативной и боевой подготовки Сухопутных войск совместно с другими видами ВС РФ.

В состав Сухопутных войск входят:

Мотострелковые войска

Танковые войска

Ракетные войска и артиллерия

Войска противовоздушной обороны

Разведывательные соединения и воинские части

Инженерные войска

Войска радиационной, химической и биологической защиты

Войска связи

Внешняя политика Российской Федерации направлена на ограничение и сокращение ядерных и обычных вооружений, формирование системы региональной и глобальной безопасности, ограничение всех видов военной деятельности.

Россия поддерживает усилия международного сообщества по поддержанию мира, стабильности и прекращению военных конфликтов в различных регионах: на Ближнем Востоке, в районе Персидского залива, в Африке и на Балканском полуострове, в странах ближнего зарубежья.

В целях согласования усилий мирового сообщества в вопросах поддержания мира (выполнение п.6 Устава ООН «Миссии наблюдения») на Сухопутные войска возложена задача по реализации функций миротворческой деятельности. Мы оказываем помощь другим государствам в военном строительстве, организации эксплуатации и обслуживания приобретенного у России вооружения и военной техники, подготовке специалистов различного профиля в учебных заведениях Сухопутных войск.

С учетом предназначения и решаемых задач Сухопутные войска приведены к трехкомпонентной структуре, позволяющей минимизировать затраты на их содержание и адекватно реагировать на военные угрозы различного масштаба.

Первый компонент - органы военного управления, соединения и воинские части постоянной готовности, способные выполнять задачи в штатах мирного времени без доукомплектования и предназначенные для решения задач, совместно с другими войсками (силами), в локальных (приграничных) военных конфликтах. Этому компоненту СВ уделяется сейчас самое пристальное внимание в вопросах укомплектования их военнослужащими контрактной службы, современным вооружением, военной техникой, материальными средствами, обеспечения эффективности и качества боевой подготовки. Кроме того, предполагается и впредь наращивать количество соединений и частей постоянной готовности в составе СВ.

Второй компонент – это соединения и воинские части сокращенного состава, БХВТ и кадра, способные выполнять ограниченные боевые задачи в штатах мирного времени и предназначенные для наращивания группировок войск в локальной (региональной) войне.

Третий компонент - стратегические резервы, предназначенные для усиления группировок войск в региональной войне.

В настоящее время доля Сухопутных войск в Вооруженных Силах РФ не превышает 30%, что является самым низким показателем по сравнению с другими армиями мира.

Сухопутные войска организационно состоят из мотострелковых и танковых войск, ракетных войск и артиллерии, войск ПВО, являющихся родами войск, а также специальных войск (разведывательных, связи, РЭБ, инженерных, РХБ защиты, технического обеспечения, охраны тыла, частей и организаций тыла). Основу их боевого состава составляют мотострелковые, танковые дивизии и бригады (в том числе горные), бригады (полки) родов войск и специальных войск, организационно сведенные в армии и фронтовые (окружные) группировки войск (сил).

Объединения и соединения Сухопутных войск являются главной составляющей частью военных округов: Московского (МВО), Ленинградского (ЛенВО), Северо-Кавказского (СКВО), Приволжско-Уральского (ПУрВО), Сибирского (СибВО), Дальневосточного (ДВО).

Мотострелковые войска – самый многочисленный род войск, составляющий основу Сухопутных войск и ядро их боевых порядков. Они оснащены мощным вооружением для поражения наземных и воздушных целей, ракетными комплексами, танками, артиллерией и минометами, противотанковыми управляемыми ракетами, зенитными ракетными комплексами и установками, эффективными средствами разведки и управления.

Танковые войска – род войск и главная ударная сила Сухопутных войск. Применяются преимущественно на главных направлениях для нанесения по противнику мощных рассекающих ударов на большую глубину.

Обладая большой устойчивостью и огневой мощью, высокой подвижностью и маневренностью танковые войска способны наиболее полно использовать результаты ядерных и огневых ударов, в короткие сроки достигать конечных результатов боя и операции.

Ракетные войска и артиллерия – род войск Сухопутных войск, являющийся основным средством огневого и ядерного поражения во фронтовых и армейских (корпусных) операциях и в общевойсковом бою. Предназначены для поражения средств ядерного нападения, живой силы, артиллерии, других огневых средств и объектов противника.

Войска противовоздушной обороны - род войск Сухопутных войск предназначенный для отражения ударов средств воздушного нападения противника и защиты группировок войск и объектов тыла от ударов с воздуха.

Специальные войска - воинские формирования, учреждения и организации, предназначенные для обеспечения боевой деятельности Сухопутных войск и решения присущих им специальных задач.

Успешное выполнение общевойсковыми формированиями стоящих перед ними задач обеспечивается специальными войсками (инженерными, радиационной, химической и биологической защиты и другие) и службами (вооружения, тыла).

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...