Сказки на лингвистические темы или как исчезли предлоги. Сказка «Ссора предлогов со всеми словами Соединительные О и Е в сложных словах

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу познакомить вас с творчеством моего старшего сына. Сейчас он студент, но когда-то и он был школьником и писал свои сказки, как вариант творческого сочинения.
Буду рада, если кому-то из вас, учителей, его сказки пригодятся.

Сказка "Выборы"
В стране Портфель, в городе Русский язык, на улице Части речи, проходили выборы нового главы города.
Глагол сказал:
- Если вы выберете меня, то я вам разрешу бегать, ездить, плавать и прочие вольности.
Прилагательное объявило:
- Если вы выберете меня, то я вам разрешу писать в школе пастой красного, черного, зеленого, фиолетового и оранжевого цвета.
А существительное прочитало в книге о том, что «40 % слов - существительные», значит, выбирайте меня и я оправдаю ваше доверие.
Знаки препинания, части речи и четыре депутата: Орфография, Пунктуация, Лексика и Фразеология выбирали нового главу города и 40% выбрали Имя Существительное, а по 30% выбрали Имя Прилагательное и Глагол.
Поэтому большинством голосов выбор пал на Имя Существительное, оно было признано главнее всех и стало Главой Города.

"Сказка о предлоге"
Предлог, единственный сын Имени Существительного и Наречия, учился в школе, с названием «Учиться, вперед пригодится» (сокращенно «УВП»), в третьем классе «Б». Учился он хорошо, и учитель Глагол Глагольевич им очень гордился, но одноклассники его недолюбливали, особенно Деепричастие и братом Причастием.
Они постоянно делали ему всякие пакости, один раз даже пасту в его ручке заменили на красную. Но Глагол Глагольевич понимал Предлога, и хотел помочь ему с одноклассниками. И помог! Один раз даже сделал его старостой, но весь класс взбунтовался, кроме его соседки по парте Категории Состояния. И она сказала, что уйдет из этой школы и всем будет её не хватать. А она была самой нужной ученицей в классе, так как отвечала за изготовление стенгазеты.
Вот таким образом Предлог стал старостой, а Категорию Состояния сделал своим заместителем, но она по-прежнему отвечала за стенгазету и была в составе редколлегии.
Но вскоре его жизнь изменилась, у него появились брат и сестра: Частица и Междометье – близнецы, которые были похожи друг на друга, только у Частицы волосы были светлые, а у Междометья – темные.
Предлог любил сидеть с ними, играть, читать и придумывать сказки, но Частица любили сказки с принцессами и принцами, а Междометье с драконами и динозаврами. И Предлогу приходилось придумывать сказки, угождая обоим близнецам.
А когда в школе узнали, что у Предлога появились близнецы, стали ему во всем помогать, потому что была традиция: почитать тех, у кого родственников больше.
Потом близнецы выросли, у них появились дети….но, это уже другая история.
А Предлог стал всем необходим и его никем нельзя было заменить. Поэтому он всегда был нарасхват.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ

Цели: 1) Отработка умения правильного употребления предлогов благодаря, согласно, вопреки и др.

2) Развитие грамматически правильной речи обучающихся;

3) Отработка правописания предлогов.

Оборудование урока: карточки – задания, таблицы употребления предлогов.

Тип урока: комбинированный.

Подготовка к уроку: разучивание миниатюр по теме урока.

ХОД УРОКА:


  1. Вступительная беседа.
Сказка «Ссора предлогов со всеми словами»

Послушайте сказку, определите, о каком главном грамматическом правиле написания предлогов идет речь?

Жили в одном из городов Морфологии предлоги. Были они драчуны, забияки, задиры и всегда старались кого–нибудь задеть или обидеть. Особенно доставалось существительным и местоимениям. Поэтому, когда их ставили рядом с предлогами, бедняги старались отодвинуться подальше, так, что между ними порой умещались целые прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно, благодаря дурной репутации, они отдалились от всех слов – все старались держаться от них на расстоянии.

Так предлоги стали отдельными словами.

Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книге Правил это событие, и появилось правило…

О каком правиле идет речь?


  1. Повторение. Определение предлога, как части речи.
Дайте определение предлога.

Не найти никак предлог

Рассказать вам про предлог .

Так расскажем просто так,

Что он делает и как.

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова он связывает.

Определите лексическое значение выделенных слов. Как называются такие слова?

Выпишите предлоги вместе со словами, которые они связывают.


  1. Новая тема.
А. Миниатюра «Кто прав?»

1. Технический секретарь Аня влетела в секретариат, помахивая листком бумаги. Она швырнула листок машинистке Марванне (Марии Ивановне) и выпалила:

- Поправь и перепиши. Тараканыч ругается. Ни одной бумажки у вас, говорит, толком не перепишут, всегда наврут.

Тараканычем называли Тараса Ивановича. Марванна спокойно прочитала бумажку и спросила:

- Где ошибка?

- Вот, - указала Аня пальцем, - «согласно договору», а надо «согласно договора»!

- Я написала правильно, - сказала машинистка. – А договора – это неграмотно.

- Ну, это не мое дело и не твое тоже! – крикнула Аня. – Тараканыч лучше знает. Он приказал переписать.

- А я не перепишу, - сказала Марванна, - я написала правильно.

Кто же прав? Марванна или Тараканыч? Докажите.

Б. 2. Запомните: благодаря, вопреки, согласно, наперекор, навстречу - с Д. падежом

3. Запомните: вблизи, вглубь, вдоль - с Р. Падежом

4. Запомните: посредством, путем, в роли, в зависимости - с Р. Падежом

5. Запомните: в течение, в продолжение, ввиду- с Р. Падежом

В. 4. Запишите существительные с данными предлогами.

Согласно (желание, телеграмма, известие);

Вопреки (просьба, решение, распоряжение);

Благодаря (доктор, солнышко, мать);

Наперекор (шторм, обычай, все);

Навстречу (друг, я, солдат);

Вблизи (дом, школа, ты);

Вглубь (озеро, лабиринт, текст);

Вдоль (дорога, море, тетрадь);

Посредством (ключ, нож, вода);

Путем (пробы, опыт, эксперимент);

В роли (заяц, королева, Иванушка);

В зависимости (обстоятельств, время, учителя);

В течение (урок, день, весна);

В продолжение (матч, встреча, ночь);

Ввиду (болезнь, обстоятельства, поломка)

Запишите по одному предложению, используя данные предлоги со словами.


  1. Закрепление.

  1. Вернемся к нашей сказке, прозвучавшей в начале урока. Определите, какая неточность была допущена в употреблении предлога. Почему так нельзя говорить? (благодаря дурной репутации )

  2. Выбери правильный вариант:
Быть в лесе Работать в саде

В лесу в саду

Увязнуть в снегу Жить в рае

В снеге в раю

Танцевать на бале

На балу


  1. Полминутки для шутки.

  1. Из каких трех предлогов можно составить название важной принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку? (На-со – с)

  2. Название какого очень распространенного дерева состоит из трех предлогов? (Со – с – на)

  3. Из каких трех предлогов можно составить название домашнего животного? (К – о – за). А из двух? (К – от).

  4. В каком падеже личное местоимение МЫ состоит из двух предлогов? (В родительном – на – с).

  5. Миша читает приключенческую повесть. Ему встретилось такое место в книге: «Три месяца находился узник в сыром и мрачном подвале. В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей».
- Откуда же там взялись кости? – думает Миша. Потом он сообразил, что во всем виноват корректор, который пропустил в тексте ошибку.

Вы догадались, какую?


  1. Чейз – стадии.
Что нового вы узнали на уроке?

Какие предлоги требуют постоянного пристального внимания? Почему?

С каким падежом нельзя употреблять предлоги благодаря, согласно, вопреки?


  1. Чтоб упрочить ваши знания,
Даю домашнее задание:

Упр.345, 338 (в словарик).

Организация: Бобровский детский сад №5 «Сказка»

Населенный пункт: Воронежская область, г. Бобров

Цель: Закрепить представление детей о семантическом значении предлогов в, из.

Задачи:

Образовательная: продолжать формировать представление о предлоге, как об отдельном слове, навык правильного употребления той падежной формы имени существительного, которой требует связанный с существительным предлог.

Развивающая: развивать слуховое и зрительное внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление.

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе, воспитывать положительную мотивацию к занятиям.

Форма проведения: групповое занятие.

Оборудование: схемы предлогов в, из (демонстрационные и раздаточные по количеству детей), графические схемы предложений, сюжетная картина.

Предметы: стакан, ложка, коробка с цветными карандашами, мяч, кукла Петрушка.

Словарь: шалун, шалунишка, шалить, щебечут.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Прежде чем начать занятие, давайте вспомним правила речи.

Говори громко, четко, выразительно. Все слова проговаривай ясно, правильно.

II . Постановка цели занятия.

Сегодня мы будем продолжать знакомиться с маленькими словами, составлять с этими словами предложения. Какие это маленькие слова попробуйте догадаться.

III . Уточнение представления о смысловом значении предлогов в, из.

1. – Посмотрите внимательно и скажите, что я сделала?

а) Логопед кладет ложку в стакан (Дети описывают действие).

б) Логопед достает карандаш из коробки (Дети описывают действие).

2. Выполнение инструкций логопеда воспитанниками.

Логопед: Я скажу Саше, что надо сделать. Смотрите внимательно и опишите его действия (Логопед говорит на ушко ребенку, что нужно сделать, например: положи карандаш в коробку, достань ложку из стакана, остальные дети описывают его действия).

Ребята, вы догадались, какие маленькие слова мы сегодня повторяем? Правильно маленькие слова в , из .

3. Вопросы и задания:

а) по восстановлению обратных связей.

Ребята, ответьте, где должна лежать ложка, чтобы ее можно было взять из стакана?

Если я беру ложку из стакана, то где она лежала до этого?

б) выполнение двойных инструкций.

Аня, достань зеленый карандаш из коробки, а ручку положи в стакан. Ребята, что сделала, Аня. (Дети описывают действие).

IV . Формирование навыка предложного управления.

1.- Ребята, посмотрите внимательно на картину. Здесь нарисован наш знакомый котенок Тишка, Тишка-шалунишка. Как, вы думаете, кого можно назвать шалуном, шалунишкой? (Того, кто шалит, балуется).

Вот и наш котенок любит шалить, убегать, прятаться где-нибудь. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Наоборот». Я буду двумя словами говорить, куда спрятался Тишка, а вы двумя словами отвечать, откуда он появился.

Игра с мячом «Наоборот».

Логопед : в трубу – дети : из трубы

Логопед : в дом – дети : из дома

Логопед : в ведро – дети : из ведра

Логопед : в лес – дети : из леса

А теперь наоборот.

Логопед : из будки – дети : в будку

Логопед : из окна – дети : в окно

Логопед : из бочки – дети : в бочку

Логопед : из ящика – дети : в ящик

2. Составление предложений по сюжетной картине.

Придумайте предложения про котенка Тишку, используя предметы, изображенные на картине. Не забудьте, что предложения должны быть с маленькими словами в, из .

Дети, произнося составленные предложения голосом выделяют предлоги в, из.

3. Задания со схемами предлогов.

а) Ребенок называет маленькое слово в своем предложении, показывает схему предлога.

б) Ребенок отхлопывает количество слов в своем предложении, называет это количество, показывает схему предлога.

в) Ребенок выкладывает графическую схему своего предложения.

г) Ребенок находит графическую схему своего предложения.

V . Динамическая пауза.

А теперь мы отдохнем, отправимся с вами в лес и посмотрим, что там происходит.

Белочка в дупле сидит.

Мышка в норочку бежит.

Мишка вышел из берлоги.

Филин из гнезда кричит уф-уф!

Еще раз выполним физкультминутку. Если в предложении есть маленькое слово в – хлопнем в ладоши 1 раз в конце предложения. Если в предложении есть маленькое слово из – хлопнем в ладоши 2 раз в конце предложения.

Сейчас мы тихо сядем, закроем глаза и представим, что еще может происходить в лесу.

Релаксация.

Звучит музыка с записью пения птиц.

Мы идем по лесной тропинке, выходим на солнечную полянку, слышим как весело щебечут (поют) птицы, нам тепло и уютно.

Вы хорошо отдохнули, расскажите, что вы видели в лесу? Не забудьте, что в ваших предложениях должны быть маленькие слова в, из.

Дети отвечают, используя предлоги в, из.

Побывали мы в лесу, в гостях у животных

А вот и к нам гость пришел.

Кто это? Петрушка.

VI . Упражнения в включении в предложение пропущенного предлога.

Игра «Незнайкино письмо»

Петрушка: Здравствуйте ребята. Я получил письмо от своего друга Незнайки, но в нем не все понятно.

Я живу_____ большом городе.

Нашем доме много жильцов.

Окна видно парк.

Парке растут красивые деревья и цветы.

Дети называют предлоги, пропущенные в предложениях, находят и показывают соответствующую схему предлога.

Петрушка благодарит детей.

VII . Итог занятия.

Чем мы занимались на занятии? Какие маленькие слова повторяли? Что мы составляли с маленькими словами?

Литература:

  1. Т.А. Ткаченко «В первый класс – без дефектов речи», Санкт-Петербург «Детство-Пресс» , 1999г.
  2. В.В. Волина «Занимательное Азбуковедение», Москва «Просвещение», 2001г.

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития. Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта.В ходе общего развития ребенок постепенно овладевает языковыми средствами общения: происходит накопление его словарного запаса и формирование системы различных форм слов и словосочетаний (грамматического строя). В процессе общего и речевого развития ребенка его словарь не только обогащается, но и качественно совершенствуется. Постепенно ребенок овладевает смысловым значением слова, повышается уровень обобщения и отвлечения в содержании усваиваемых им слов.

Отставание в развитии различных сторон речи создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального развития.

Сегодня мы начинаем новый цикл в работе по усвоению детьми предлогов - это сказки про предлоги. Сказки помогут родителю объяснить и показать ребёнку разнообразие предложно-падежных конструкций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сказка про маленькие слова»

Предлоги.

Далеко-далеко есть большая страна Слов. В этой стране живёт много-много разных слов. А вы знаете, зачем нужны слова? Без слов люди ничего не могли бы сказать друг другу. Словами мы называем разные предметы: стол, дерево. Всё, что мы делаем, тоже можно назвать словами-действиями: гулять, играть.

В стране Слов живёт Волшебник. Он умеет делать много разных чудес. Но больше всего ему нравится играть со словами. Когда дети играют, они могут из деталей конструктора сделать дом, машину, робота, дворец для куклы-принцессы. А у волшебника есть другой конструктор. Он создает слова из звуков и букв.

Наша речь состоит из разных слов. Как дом строится из кирпичиков, так и наша речь складывается из слов. Слова бывают длинные – когда в них много букв. Например, в слове «конструктор» - 11 букв. А в слове «дом» - всего 3 буквы.

У волшебника много разных слов. И среди них есть очень маленькие – из двух букв – ИЗ, НА, ОТ. И даже из одной буквы – В, К, С, О, У. Эти отдельные волшебные слова называются ПРЕДЛОГАМИ.

Кирпичи в здании, чтобы они не рассыпались, промазывают цементом. Цемент, как клей, соединяет большие и маленькие кирпичи. Вот так и короткие слова – предлоги, - как по волшебству, помогают сложить, связать слова в предложения, в понятную речь. Вот какая у них волшебная роль.

А ещё предлоги помогают нам рассказать, где что находится. Например: книга лежит НА столе, карандаши В столе, а мяч ПОД столом, картина висит НАД кроватью, а шкаф стоит ЗА кроватью. Даже не видя этих предметов, мы можем себе представить, где они, нам легко будет их найти.

А теперь представьте, что предлоги вдруг исчезнут. Нам придётся говорить без предлогов: книга столе, карандаши столе, мяч столом, картина кроватью, шкаф кроватью. Совсем непонятно, где искать эти предметы. Поэтому очень важно не забывать про маленькие слова - предлоги и правильно их использовать, когда мы говорим.

ЗАПОМНИТЕ:

Предлоги – это маленькие слова. Они помогают нам говорить правильными предложениями и рассказывать, где что находится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основная задача данного занятия - научить детей с ОНР образовывать имена существительные единственного числа Родительного падежа без предлога и с предлогами У,БЕЗ,ИЗ на материале лексических тем "Овощ...

Падежи и предлоги. Предложный падеж с предлогом НА.

Данный материал адресован родителям, дети которых имеют речевые проблемы (ОНР, ЗПР, ФФНР). Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи,...

112. Рассмотрите записи. Какие предлоги здесь «спрятались»? Запишите их.

На, по, до, за, из, в, с, у, о, к, об, над.
Около, без, для, под, про.

Упражнение 113, с. 52

113. Рассмотрите рисунки. Прочитайте предлоги.

Под, на, над, за, около, по, с, в.

  • Составьте предложение по любому рисунку. Запишите его.

На ветке щебечет птичка .
Под деревом растут грибы .
Над нами пролетела ласточка .
За конурой прячется кошка .
Около собаки стоит миска с косточкой.
По небу плывут облака .
В небе светит солнце .
Курочка с цыплятами гуляет по двору.

  • Подчеркните в предложении грамматическую основу.

Упражнение 114, с. 53

114. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы, а в сочетания слов подходящие по смыслу предлоги.

Сок из зе мля ники, приехал из Мо сквы, ра ботал в ма га зине, катался на ко ньках, жи л в де ревне, чай с саха ром, пришё л из школы, гулял на ули це, листь я берёзы.

Упражнение 115, с. 53

115. Прочитайте. Вставьте в предложения пропущенные предлоги.

Путешествие паучка

Паучок спустился со стебля на листок, с листка на цветок. Собрал свои восемь ног вместе к голове, брюшко повернул к небу. Ветерок оторвал паучка от цветка. Летит паучок над травой на паутинке. Зацепилась паутинка за травинку,
сущ. гл. пр. прил. сущ.
порвалась. Паучок отлетел в зелёную траву.

В. Бианки.

  • Придумайте и запишите к тексту заголовок.
  • Укажите, какой частью речи является каждое слово в последнем предложении.

Упражнение 116, с. 54

116. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы. Под каждым именем существительным запишите другое, но с тем же предлогом.

в па льто над бе рёзой
в море над городом

без па льто около де ревни
без перчаток около леса

из ме тро для мальчи ка
из школы для мамы

Упражнение 117, с. 54

117. Прочитайте. Чем интересны выделенные слова?

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...