Марка 15 глава толкование. Библия онлайн. Введение к евангелию от марка

1 Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.

2 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь.

3 И первосвященники обвиняли Его во многом.

4 Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений.

5 Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.

6 На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили.

7 Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство.

8 И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них.

9 Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?

10 Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти.

11 Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву.

12 Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?

13 Они опять закричали: распни Его.

14 Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его.

15 Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

16 А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк,

Хохот. (Радуйся, царю иудейский). Художник И. Н. Крамской 1870 — 1880 гг.

17 и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;

18 и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!

19 И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.


Страдания Иисуса Христа. Художник Ю. Ш фон КАРОЛЬСФЕЛЬД

20 Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.

21 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.

22 И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место.


Путь на Голгофу. Художник Дуччо ди Буонинсенья 1308-1311 гг.

23 И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял.

24 Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять.

25 Был час третий, и распяли Его.

26 И была надпись вины Его: Царь Иудейский.

27 С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его.

28 И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен.

29 Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий!

30 спаси Себя Самого и сойди со креста.

31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.

32 Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.

Симон из Кирены принимает крест Иисуса. Художник Г. Доре

33 В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого.

34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?

35 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.

36 А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.

37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух.

Вид с креста. Художник Джеймс Тиссо 1886-1894 гг.

38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.

39 Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.

40 Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,

41 которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.

42 И как уже настал вечер, – потому что была пятница, то есть день перед субботою, – 43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.

44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?

45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.

46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.

47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

Похороны Иисуса (снятие с креста). Художник Г. Доре

Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связавши Иисуса, отвели и предали Пилату.

Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь.

И первосвященники обвиняли Его во многом.

Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. Но Иисус и на это ничего не ответил, так что Пилат дивился.

Когда рассвело, синедрион собрался снова, чтобы утвердить принятое ночью решение. Синедрион сам не имел полномочий и права привести в исполнение смертный приговор. Смертный приговор должен был быть утвержден римским прокуратором и приведен в исполнение римскими властями.

Из Евангелия от Луки мы узнаем, какую глубокую, безудержную и жгучую злобу питали к Иисусу иудеи. Как мы видели, иудеи обвинили Иисуса в богохульстве, в оскорблении Бога. Но на суд Пилата они привели Его уже не с тем обвинением, потому что они хорошо знали, что Пилат не захочет разбираться в религиозных спорах иудеев. Они привели Иисуса перед Понтия Пилата, обвинив Его в том, что Он развращает народ, запрещая людям платить подать кесарю и называя Себя Христом Царем (Лук. 23, 12). Иудеи должны были выдвинуть против Иисуса политическое обвинение, чтобы Пилат вообще стал слушать их. Они знали, что это ложное обвинение, и Пилат тоже знал это. Пилат спросил Иисуса: «Ты Царь Иудейский?» Иисус дал ему очень странный ответ: «Это ты говоришь так». Иисус не ответил ни положительно, ни отрицательно. Он собственно сказал вот что: «Может быть, Я и претендовал на то, что Я — Царь Иудеев, но ты хорошо знаешь, что я вкладывал в это вовсе не тот смысл, который мои обвинители вкладывают в их обвинение. Я не политический революционер. Мое Царство — это Царствие любви». Пилат отлично понимал это и потому продолжал допрашивать Иисуса, а иудейские власти продолжали нагромождать обвинения, а Иисус хранил полное молчание. Иногда молчание красноречивее слов, потому что молчанием можно выразить то, что нельзя выразить словами.

1. Есть молчание, которое выражает изумление и восхищение. Гром аплодисментов — это большая похвала исполнению или представлению, но еще большее одобрение — затаенное дыхание зала, который понимает, что аплодисменты были бы неуместны. Приятно, когда вас хвалят или благодарят на словах, но еще приятнее увидеть похвалу или благодарность в глазах, которые говорят, что ее нельзя выразить в словах.

2. Есть презрительное молчание. Люди имеют обыкновение встречать молчанием какое-либо заявление, довод или извинение, чтобы показать, что они недостойны даже того, чтобы на них отвечать. В ответ на протесты и возражения слушатель поворачивается и уходит, оставляя их без ответа.

3. Есть молчание страха. Иные люди хранят молчание лишь потому, что они боятся говорить. Душевный страх мешает им сказать то, что они знают и должны сказать. Страх может заставить их постыдно молчать.

4. Есть молчание уязвленного сердца. Действительно уязвленный и оскорбленный человек не пускается в протесты, взаимные оскорбления или в брань. Самая глубокая печаль — немая печаль, она выше гнева, упреков и всего того, что можно выразить словами, и только молча принимает свое горе.

5. Есть трагическое молчание, когда попросту уже нечего говорить. Вот поэтому Иисус и молчал. Он знал, что нельзя добиться взаимопонимания с иудейскими руководителями, Он знал также, что и к Пилату было бы в конечном счете бессмысленно обращаться. Он знал, что всякая связь с ними нарушена: ненависть иудеев представляла собой железный занавес, через который не могли пройти никакие слова. И страх Пилата перед толпой создал между ним и Иисусом барьер, через который не могли проникнуть слова. Ужасно, когда у человека такое сердце, что даже Иисус знает, что говорить бессмысленно. Да избавит Бог нас от этого!

Марка 15,6-15 Выбор, сделанный толпой

На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили.

Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство.

И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них.

Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?

Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти.

Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву.

Пилат отвечая опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с тем, Которого вы называете Царем Иудейским?

Они опять закричали: распни Его!

Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его!

Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

О Варавве мы знаем лишь то, что написано в Евангелии: это был не вор, а разбойник, не мелкий воришка, а бандит. И, должно быть, людям импонировала его отчаянная смелость и наглость. Можно даже догадаться, кем он был. Палестина всегда была полна мятежей, здесь всегда мог вспыхнуть пожар восстания. В частности, существовала такая группа иудеев, носивших название сикарии, что значит тот, кто носит с собой кинжал, — ужасные фанатические националисты, клявшиеся убивать открыто и из-за угла. Они носили свои кинжалы под плащом и при каждом удобном случае пускали их в ход. Вполне возможно, что Варавва был одним из них, и хотя был разбойником, он был человеком смелым, по-своему патриотом, и вполне понятно, что пользовался популярностью. Люди всегда видели что-то загадочное в том, что толпа, всего неделю назад криками приветствовавшая Иисуса при въезде в Иерусалим, теперь требовала Его распятия. Но в этом нет ничего загадочного. Дело в том, что толпа была совсем другая. Взять хотя бы арест. Его умышленно провели скрытно; ученики Иисуса сбежали и конечно разнесли весть об этом. Но ведь они не знали, что синедрион готов переступить собственные законы и проведет ночью пародию на судебное разбирательство, и потому в толпе не могло быть много сторонников Иисуса. Ну, а кто тогда мог быть в толпе? Давайте подумаем еще: люди знали, что по обычаю, на Пасху отпускают одного узника, и вполне могли собраться люди с единственной целью добиться освобождения Вараввы. И это, собственно, была толпа сподвижников Вараввы и почувствовав, что Пилат может освободить Иисуса, а не Варавву, они вышли из себя; для первосвященника это был ниспосланный свыше шанс. Обстоятельства играли ему на руку, он стал разжигать популярность Вараввы и преуспел в этом, потому что и толпа пришла для того, чтобы добиться освобождения Вараввы. Нет, не настроения толпы так быстро и резко изменились, а изменился состав толпы. И тем не менее народ мог выбирать: перед ним стоял Иисус и Варавва и он выбрал Варавву.

1. Толпа выбрала беззаконие вместо закона. Она отдала предпочтение преступнику, нарушившему закон, перед Иисусом. В Новом Завете для обозначения грех употребляется среди других слово аномия, что значит беззаконность, необузданность. В человеческом сердце всегда есть желание игнорировать закон, сделать все по-своему, опрокинуть ограничительные барьеры, выйти из повиновения и пренебречь всякой дисциплиной; в каждом человеке есть нечто такое. В стихотворении «Мандалай» английский писатель Редьярд Киплинг вкладывает в уста старого солдата такие слова: «За Суэц попасть хочу я, где зло с добром — в одной цене. Там не существуют десять заповедей и человек может возжелать». Ведь иногда многие из нас хотели бы, чтобы не было Десяти заповедей.

И толпа состояла из людей, отдававших предпочтение беззаконию.

2. Они войну предпочли миру, они предпочли разбойника, проливающего кровь людей, Князю Мира. За почти трехтысячелетнюю историю человечества едва ли наберется сто тридцать лет, когда на земле не свирепствовала война. В своем невероятном безумии люди всегда пытались решать свои проблемы войной, которая ничего не решает. И в этом случае толпа поступила точно так же, как часто поступали люди, отдававшие воину предпочтение перед мирным человеком.

3. Они отдали предпочтение ненависти и насилию перед любовью. Варавва и Иисус символизируют два различных образа действия: Варавва символизирует ненависть в сердце человека, применение оружия, крайнее насилие. Иисус же символизирует и предлагает людям путь любви. Как это часто бывает в жизни, в сердцах людей господствовала ненависть, а любовь они отвергли. Люди предпочли и дальше идти к победе своим путем, они не поняли, что подлинной победы можно добиться лишь с любовью.

За одним словом этого отрывка «бив», может быть, скрывается целая трагедия. Римское наказание, битьё, представляло собой ужасную вещь. Человека сгибали и связывали так, чтобы спина его была выгнута наружу. Бич представлял собой длинный кожаный ремень, на котором были закреплены заостренные куски свинца и костей. Таким бичом в буквальном смысле исполосовывали спину человека. Иногда такой бич вырывал человеку глаз, некоторые умирали под ним, другие становились буйно помешанными, лишь немногие сохраняли здоровый рассудок. Такому наказанию подвергли Иисуса.

Марка 15,16-20 Издевательства воинов

А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк;

И одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;

И начали приветствовать Его: радуйся Царь Иудейский!

И били Его по голове тростью, и плевали на Него и, становясь на колени, кланялись Ему.

Когда же посмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.

Вынесение приговора и осуждение в Риме проводились по установившейся формуле. Судья объявлял Иллум дуци ад круцем плацет — «Приговор гласит, что этот человек должен быть распят». После этого судья обращался к страже и говорил: «И, милее, експеди круцем» — «Иди, солдат, и приготовь крест». Вот, пока подготавливали крест, Иисус находился в руках солдат. В претории находилась резиденция прокуратора и штаб, а воины были из штабной когорты охраны. Нельзя забывать, что до того, как начались эти издевательства воинов, Иисус был подвергнут бичеванию и прошел через это. Вполне может быть, что из всего случившегося, издевательства воинов меньше всего задевали Иисуса. Все действия иудеев были полны злобы и ненависти. Согласие Пилата на казнь Иисуса было продиктовано трусливым стремлением избежать ответственности. Да, действия воинов были жестоки, но беззлобны — в их глазах Иисус был всего лишь еще один из осужденных на распятие и они разыгрывали свою казарменную пантомиму царской власти и почитания без злобы, как грубую шутку. Это было предвестием многих грядущих издевательств. На христианина всегда смотрели как на объект шуток. На стенах Помпеи, которые до сего дня изукрашены грубыми шутками, выцарапана такая картина: христианин, преклонивший колени перед распятым ослом и над ней надпись: «Анаксимен поклоняется своему богу». Когда люди издеваются и шутят над нашей верой, помните, что над Иисусом они издевались еще сильнее, и это поможет вам.

Марка 15,21-28 Распятие

И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.

И привели Его на место Голгофу, что значит: «лобное место».

И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял.

Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять.

Был час третий, и распяли Его.

И была надпись вины Его: Царь Иудейский.

С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его.

И сбылось слово Писания: «и к злодеям причтен».

Заведенный порядок распятия не был изменен. Преступник, в окружении четырех воинов, должен был сам нести свой крест до места казни; впереди воин нес доску с указанием вины преступника. Потом эту доску прикрепляли к кресту. Путь к месту казни выбирали самый длинный: проходили по каждой улице и по каждому переулку, чтобы как можно больше людей могли видеть и были предупреждены. Достигнув места казни, крест клали на землю. Приговоренного укладывали на крест и руки его прибивали гвоздями; ноги не прибивали, а просто свободно привязывали. Посередине между ногами распятого находился выступ, называвшийся седлом, который должен был принять на себя вес распятого, когда крест ставился отвесно, иначе гвозди прорвали бы плоть ладоней. После этого крест поднимали и устанавливали в гнездо и оставляли распятого умирать в таком виде. Крест был невысок и выполнен в форме буквы Т, без верхней части. Иногда распятый висел таким образом целую неделю, медленно умирая от голода и жажды, причем иногда страдания сводили его с ума.

Этот день должен был стать мрачным днем для Симона Киринеянина. Палестина была оккупированной страной и любой человек мог быть насильно привлечен римлянами для выполнения любой работы. Знаком такого привлечения был легкий удар по плечу римским копьем. Симон был из Киринеи, в Северной Африке. Он, конечно, прибыл в Иерусалим из такой далекой страны, чтобы принять участие в праздновании Пасхи. Ему конечно пришлось в течение многих лет копить и отказывать себе во многом, чтобы поехать так далеко; это, конечно было, его заветной мечтой — раз в жизни покушать Пасху в Иерусалиме. И потом случилось вот это. Должно быть, Симон сперва ужасно возмутился. Он, должно быть, ненавидел римлян, ненавидел преступника, крест которого он должен был нести. Но у нас есть полное право рассуждать, что же с ним случилось дальше. Вполне возможно, что его единственной мыслью было, как только он доберется до Голгофы, бросить на землю крест и как можно быстрее убраться оттуда. Но может быть все произошло иначе: может быть, Симон задержался там, потому что Иисус очаровал его.

Он охарактеризован здесь как отец Александра и Руфа. Предполагалось, очевидно, что люди, для которых было написано Евангелие, должны узнать его по этой характеристике. Наиболее вероятно, что Евангелие от Марка было первоначально написано для церкви в Риме. Обратимся теперь к Посланию ап. Павла к Римлянам, где читаем (16,13): «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою». Руф был столь выдающимся христианином, что он был избранным в Господе, а матерь Руфа была столь дорога Павлу, что он называет ее своей матерью. Должно быть, с Симоном на Голгофе произошло что-то необычное.

Обратимся теперь к Деян. 13, 1. Здесь приведен список людей, пославших Павла и Варнаву в то самое первое, имевшее эпохальное значение, миссионерское путешествие к язычникам. Среди имен — Симеон, называемый Нигер. Симеон — это одна из форм от Симон. Нигером же обычно называли человека со смуглым цветом кожи, происходившего из Африки. Вполне возможно, что мы встречаемся здесь вновь с тем же Симоном. Вполне возможно, что пережитое Симоном по дороге на Голгофу навечно привязало его к Иисусу и сделало его христианином. Вполне возможно также, что позже он стал руководителем Церкви в Антиохии и содействовал первому миссионерскому путешествию к язычникам. Может быть даже, что именно потому, что Симона заставили нести крест на Голгофу, и состоялось первое миссионерское путешествие к язычникам. А это значит, что мы стали христианами потому, что в тот пасхальный день одного паломника из Киринеи, ужасно рассердившегося сначала, безымянный римский офицер заставил нести крест Иисуса.

Иисусу предложили обезболивающее крепленое специями вино, но Он отказался от него. Набожные и милосердные иерусалимские женщины приходили на каждую такую казнь через распятие и давали преступнику испить такого крепленого вина, чтобы уменьшить его ужасные страдания; они дали своего вина и Иисусу, но Он отказался пить его. Иисус решил принять смерть в самом горьком виде и явиться пред Богом в ясном уме. Воины бросали жребий и делили одежды Его. Мы уже видели, как Он шел к месту казни, окруженный четырьмя воинами. Эти воины и получали в качестве дополнительного вознаграждения одежду казненного — нижнюю рубашку, верхнюю одежду, или мантию, сандалии, пояс и головной платок. Разделив между собой четыре мелкие части одежды, воины стали под распятием бросать жребий — кому достанется мантия, потому что было бы бессмысленно резать ее на части. Иисуса распяли между двумя разбойниками. Это было символично для всей Его жизни — даже в конце Он был с грешниками.

Марка 15,29-32 Безмерная любовь

Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм и в три дня созидающий!

Спаси Себя Самого и сойди со креста.

Подобно и первосвященники с книжниками насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти!

Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.

Иудейские руководители продолжали издеваться над Иисусом. «Сойди с креста», — говорили они, — и мы уверуем в Тебя». Но именно этот вызов был ошибочным. Как уже давно сказал генерал Бут: «Мы верим в Иисуса именно потому, что Он не сошел с креста». Смерть Иисуса была совершенно необходима и вот почему: Иисус пришел, чтобы рассказать людям о любви Божией, более того, Он был Сам воплощением любви Божией. Если бы Он отказался принять крест или, если бы Он в конце сошел с креста, это значило бы, что есть предел любви Божией; что существует нечто такое, чего эта любовь не хочет выносить ради людей; что существует граница, через которую эта любовь не может перейти. Но Иисус прошел весь предначертанный Ему путь и умер на кресте, и это значит, что в буквальном смысле слова любовь Божия не знает границ; что нет ничего во вселенной, чего бы эта любовь не была бы готова вынести ради людей; что нет ничего такого, будь то даже смерть на кресте, чего она не вынесла бы ради людей. Когда мы смотрим на распятие, Иисус говорит нам: «Вот так любит вас Бог: Его любовь не имеет границ, Его любовь может вынести любое страдание».

Марка 15,33-41 Трагедия и триумф

В шестом же часу настала тьма по всей земле, и продолжалась до часа девятого.

Некоторые из стоявших тут услышавши говорили: вот, Илию зовет.

А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.

Иисус же возгласив громко, испустил дух.

И завеса в храме разодралась надвое, сверху до низу.

Сотник стоящий напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно человек Сей был Сын Божий.

Были тут и женщины, которые смотрели издали; между ними была Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшого и Иосии, и Саломия,

Которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.

Эта последняя сцена столь ужасна, что даже небо неестественно потемнело и, показалось, что даже природе был невыносим вид происходившего. Давайте посмотрим на людей, принимающих участие в этой сцене.

1. Во-первых, на Иисуса. Он сказал две вещи.

а) Он издал страшный крик: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» За этим криком скрыта тайна, в которую мы не в силах проникнуть. Может быть дело обстояло так: Иисус жил нашей жизнью. Он делал нашу работу, испытывал наши искушения, переносил наши испытания. Он испытал все, что может дать жизнь: Он познал несостоятельность друзей, ненависть недоброжелателей, злобу врагов. Он познал самую опаляющую боль жизни. До этого момента Иисус познал все переживания и весь опыт жизни, за исключением одного — Он никогда не знал, что такое последствия греха. Грех в первую очередь и прежде всего отдаляет нас от Бога, он возводит между нами и Богом барьер, непреодолимую стену. Лишь через это жизненное ощущение никогда не проходил раньше Иисус, лишь этот жизненный опыт Он не познал, потому что Он был безгрешен. Может быть, в этот момент Он ощутил именно это — не потому, что Он согрешил, а для того, чтобы совершенно отождествиться с нашим человечеством и с человеческим, Он должен был пройти через это. В этот страшный, мрачный и беспощадный момент Иисус действительно и подлинно отождествил Себя с грехом человека. И в этом божественный парадокс — Иисус узнал, что значит быть грешником. И такое ощущение должно было быть вдвойне мучительным для Него, потому что Он до этого не знал, что это такое, быть отделенным от Бога барьером. Вот почему Он так хорошо может понять наше положение, вот почему мы никогда не должны бояться обратиться к Нему, когда грехи отделяют нас от Бога. Именно потому, что Он прошел через это, Он может помочь тем, кто проходит через это. Нет таких глубин, человеческих переживаний, в которые бы Он не проник.

б) Был громкий возглас. И Матфей (27, 50) и Лука (23, 46) сообщают об этом. Иоанн не упоминает о том, что Иисус издал громкий возглас, но он сообщает, что Иисус умер, произнесши: «Совершилось» (Иоан. 19, 30). Это слово и было тем громким возгласом: «Совершилось!» Иисус умер с победным криком на устах, Его задача была выполнена, Его работа была завершена, Он одержал победу. Ужасный мрак опять сменился светом и Он отправился домой к Богу торжествующим победителем.

2. На стоявших рядом, которые хотели видеть, придет ли Илия. Их болезненное любопытство не заглушил даже вид распятия. Вся страшная сцена не вызвала у них ни благоговения, ни почтения, ни даже жалости и они были намерены экспериментировать даже в момент, когда Иисус умирал.

3. На сотника. Сотник в римской армии соответствует старшине в современном полку. Он уже имел за плечами много походов и битв и уже не раз видел, как умирает человек, но никогда не видел, чтобы человек умирал вот так, и поэтому был уверен, что Иисус — Сын Божий. Если бы Иисус продолжал жить, учить и исцелять, Он мог бы привлечь внимание и любовь многих, но распятие обращается непосредственно к сердцам человеческим.

4. На смотревших издали женщин. Они были ошеломлены, убиты горем и печалью, но они тоже были там. Они гак любили Иисуса, что и здесь не могли оставить Его. Любовь влечет человека даже тогда, когда разум его отказывается понимать. Любовь, и только любовь, привязывает человека к Иисусу так, что никакие потрясения не могут нарушить эту связь. Следует отметить еще одно «И завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу». Это завеса, отделяющая Святое-святых, в которое ни один человек не мог войти. Этот факт символически говорит нам о следующем:

а) Путь к Богу теперь широко открыт. В Святое-святых мог входить лишь первосвященник один раз в году, в день Очищения, а теперь завеса была разодрана и путь к Богу был широко открыт для каждого.

б) В святом святых обитало существо Бога. Теперь, со смертью Иисуса, порвалась завеса, скрывавшая Бога, и люди смогли увидеть Его лицом к лицу. Бог больше не сокрыт от людей, и им не нужно больше гадать и ходить ощупью. Люди могли смотреть на Иисуса и сказать: «Вот каков Бог. Вот как любит меня Бог».

Марка 15,42-47 Человек, давший гроб для Иисуса

И как уже настал вечер, потому что была пятница, то есть, день пред субботою,

Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился пойти к Пилату и просил Тела Иисусова

Пилат удивился, что Он уже умер, и призвав сотника, спросил его давно ли умер?

И узнав от сотника, отдал тело Иосифу.

Он, купив плащаницу, и сняв Его, обвил плащаницею и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба

Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

Иисус умер в три часа пополудни в пятницу, и на следующий день была суббота. Как мы уже видели, новый день начинался в шесть часов пополудни, то есть, когда умер Иисус, уже пора было готовиться к субботе и времени было очень мало, потому что в 6 часов пополудни вступал в силу закон о субботе и запрещалось выполнять какую-либо работу. Иосиф из Аримафеи действовал быстро. Часто тела преступников не погребали вовсе, их просто снимали с распятия и оставляли на растерзание стервятникам и диким собакам. Собственно, высказывалось даже предположение, что Голгофу потому и называли горой Черепа, что она была усыпана черепами распятых. Иосиф из Аримафеи отправился к Пилату. Преступники часто висели по несколько дней, прежде чем умереть, и потому Пилат удивился, узнав, что Иисус умер уже через шесть часов после того, как Его распяли, но удостоверившись через сотника о свершившемся, выдал Иосифу тело Иисуса. Иосиф вообще для нас представляет особый интерес.

1. Вполне может быть, что все сведения об имевшем место в синедрионе судебном разбирательстве происходили от него, ведь никто из учеников Иисуса не мог присутствовать там, но возможно, Иосиф был там. Если это так, то он принял деятельное участие в написании Евангелия.

2. Его образ окутан некоторым драматизмом ведь он был членом синедриона, а у нас нет никаких указаний на то, что он хоть как-то выступил в защиту Иисуса или сказал хоть слово в Его пользу. Иосиф предоставил гроб для погребения Иисуса, когда Он умер, но молчал, когда Иисус был жив. И в этом трагедия многих — мы храним наши венки для могилы человека и хвалим его, когда он умер. Было бы намного лучше, если бы мы отдали им часть цветов из венка и высказали им несколько слов благодарности, пока они живы.

3. Но не надо очень ругать Иосифа, потому что и на него, как и на некоторых других людей, распятие повлияло больше, чем даже жизнь Иисуса. Когда Иосиф видел Иисуса живым, он чувствовал Его притягательную силу, но не больше, но когда он увидел Иисуса мертвым — а он должно быть присутствовал при казни, — его сердце переполнила любовь. Сперва сотник, а потом Иосиф — удивительно, как быстро начали сбываться слова Иисуса о том, что как только Он вознесен будет от земли, Он всех привлечет к Себе (Иоан. 12, 32).

 1 Иисус пред Пилатом; «распни Его». 16 Бичевание, насмешки; Голгофа. 22 Смерть на кресте и ее свидетели. 42 Погребение Иисуса.

1 Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.

2 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь .

3 И первосвященники обвиняли Его во многом.

4 Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений.

5 Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.

6 На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили.

7 Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство.

8 И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них.

9 Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?

10 Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти.

11 Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву.

12 Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царём Иудейским?

13 Они опять закричали: распни Его.

14 Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они ещё сильнее закричали: распни Его.

15 Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

16 А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк,

17 и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;

18 и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!

19 И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.

20 Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.

21 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.

22 И привели Его на место Голгофу, что значит: «Лобное место».

23 И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял.

24 Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять.

25 Был час третий, и распяли Его.

26 И была надпись вины Его: «Царь Иудейский».

27 С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его.

28 И сбылось слово Писания: «и к злодеям причтен».

29 Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм и в три дня созидающий!

30 спаси Себя Самого и сойди со креста.

31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.

32 Христос, Царь Израилев, пусть сойдёт теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.

33 В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого.

35 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.

36 А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придёт ли Илия снять Его.

37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух.

38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.

39 Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.

41 которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.

42 И как уже настал вечер, – потому что была пятница, то есть день перед субботою, –

43 пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.

44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?

45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.

46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.

47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Евангелие от Марка, 15 глава

35 И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; 36 и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.

37 Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? 38 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.

39 И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. 40 И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.

41 И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. 42 Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.

43 И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. 44 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно.

45 И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его.

46 А они возложили на Него руки свои и взяли Его. 47 Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо.

48 Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. 49 Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания.

50 Тогда, оставив Его, все бежали.

51 Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. 52 Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них.

53 И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. 54 Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня.

55 Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. 56 Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны.

57 И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: 58 мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный. 59 Но и такое свидетельство их не было достаточно.

60 Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? 61 Но Он молчал и не отвечал ничего.

Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?

62 Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.

63 Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? 64 Вы слышали богохульство; как вам кажется?

Они же все признали Его повинным смерти.

65 И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.

66 Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника 67 и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином.

68 Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух.

69 Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них. 70 Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно.

71 Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите.

72 Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.

15:1 Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.
Синедрион торопился, чтобы избавиться от Христа до праздника Пасхи.
Хотя синедрион обладал правом вынесения смертного приговора, он не вправе был приводить его в исполнение. А потому осужденный синедрионом должен был предстать перед римской властью (от Иоан. 18:31).
Прокуратор же Иудеи, Понтий Пилат, имел право или утвердить или отменить приговор синедриона (от Иоан. 19:10).

Для того, чтобы приговор синедриона на смертную казнь был утверждён римским судом, синедрион, выступающий в качестве обвинителя, должен был бы доказать, что Иисус нарушил римский закон. (богохульство, как помним (Mapк 14:64) не впечатлило бы прокуратора, ибо не нарушало римский закон). Синедрион вынужден был изменить формулировку обвинения, устраивающую их - на такую, чтобы она устроила бы и Понтия Пилата, от которого они ожидали подтверждения смертного приговора.

15:2 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский?
Из вопроса Пилата ясно, что речь при формулировании преступления Христа имела отношение к обвинению его в политическом преступлении: любой, кто выдвигает свою кандидатуру на царский престол в Иудее - противник кесарю. Только это «преступление» могло возыметь действие на прокуратора Понтия, представлявшего здесь царствование Рима: если бы это было так на самом деле, то Пилату бы угрожала опасность от мятежа, поэтому пройти мимо такого серьёзного обвинения он бы не смог. На это и рассчитывали религиозные руководители Иудеи.

Однако Пилат не поверил иудеям: так, как вёл себя Иисус Христос - мятежники, желающие занять царский престол, себя не ведут. Поэтому он и решил уточнить, неужели на самом деле Иисус желает воссесть на престол Иудеи?

Он же сказал ему в ответ: ты говоришь.
Или: «это ты говоришь, что я царь Иудейский». Иисус не собирался поднимать мятеж и занимать престол Иудеи. (от Иоанн 18:33-37). Для Понтия Пилата это означало, что виновный не признал ту свою вину, в которой его обвинял синедрион.

15:3-5 И первосвященники обвиняли Его во многом.
4 Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений.
5 Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.
Как видим, множество обвинений на Христа - а он не оправдывается, не пытается защищаться: это удивило Пилата, ведь ему, как верховному правителю над Иудеей в тот момент, предстояло принять решение, выносить смертный приговор этом обвиняемому или нет. На преступника, достойного смерти, этот человек не был похож.

Или, может, Христу всё равно, ЧТО о нём думает Пилат с обвинителями? Похоже, что ему было всё равно. Иисус был обеспокоен лишь тем, чтобы Бог остался им доволен.
А если Бог недоволен - то не имеет значения, насколько хорошо будут о нём думать люди.

Для того, чтобы вести себя так мужественно пред лицом верховного правителя и не слишком беспокоиться о своей репутации в глазах человеческих – нужно иметь твёрдую уверенность в том, что Бог твои действия одобряет . При помощи силы Божьей возможно пренебречь славой человеческой настолько, чтобы реагировать на все обвинения так, как реагировал на них Христос: никакого раздражения или досады, одна лишь усталость от жизни и человеческого общества. И всё.

15:6-9 На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили.
7 Тогда был в узах [некто], по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство.
8 И народ начал кричать и просить [Пилата] о том, что он всегда делал для них.
9 Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?
Пилат продолжал напоминать иудеям о том, что Иисус - не разбойник, а, по мнению их же руководителей - царь Иудеи, побуждая их этим к размышлению над абсурдностью просьбы убить своего же царя.
Этим Пилат не упустил возможность выказать пренебрежение к вождям Иудеи, якобы из лояльности к кесарю отвергающих претендента на царский престол Иудеи. Но он понимал, что их лояльность к кесарю - совсем ни при чём.

15:10 Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти.
Как видим, Пилат догадывался об истинных мотивах первосвященников: беспокойство о благополучии власти кесаря - тут совсем ни при чём, Иисус ненавистен им совсем по другой причине. Понтий Пилат не мог не услышать о великих способностях Иисуса, потому и определил, что религиозными вождями движет на самом деле примитивная зависть к растущей популярности Христа: они не о кесаре, а о себе беспокоились, о том, чтобы слава Иисуса не затмила их славу как вождей Божьего народа того времени.
Однако даже правильные выводы Пилата ни к чему не привели: в конечном итоге, он и сам беспокоился о себе и своём спокойствии гораздо больше, чем о возможности соблюсти справедливый суд.

15:11 Но первосвященники возбудили народ [просить], чтобы отпустил им лучше Варавву. Удивительное свойство массового психоза толпы сработало и в этот раз: несколько дней назад всей гурьбой дружно и счастливо они клали пальмовые ветви под ноги идущему Христу-царю, а сегодня - готовы его растерзать в угоду своим вождям.
Воистину, боязнь пред людьми (общественным мнением) ставит сеть: настолько слаб человек, у которого мало веры, что собственное мнение он предпочитает сравнять с мнением большинства (Пр.29:25). Вот почему духовность народа в целом - всегда зависит от духовности лидеров: куда направляют «течение» начальствующие, туда и «текут» все подчинённые.

15:12,13 Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?
13 Они опять закричали: распни Его.
Ещё одна попытка одновременно спасти Иисуса и показать иудеям, насколько же они неразумны: называют Иисуса царём Иудеи, и в то же время - своего царя желают убить.

15:14 Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его.
На правомерный вопрос: «за что?» - вместо ответа в таких случаях следует крик безумцев. Или копьё метнётся (1 Цар.20:32,33). Так всегда бывает, если нечего ответить на справедливый вопрос, раскрывающий какое-либо безумие запланированного поступка.

15:15 Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
Хотя Пилат и не считал Иисуса, достойным наказания смертью, однако руководствовался не требованиями справедливости, а политическими соображениями и личным интересом: пойди он против воли народа - даст повод для жалоб императору Тиберию и место его под солнцем – угрожающе пошатнётся (Иоан. 19:12).
Не желая рисковать своим положением, Пилат принял решение угодить воле безумного большинства.
Так убийца был выпущен на свободу, а сын Божий - приговорён к смертной казни.

15:16-20 А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк,
17 и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;
18 и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!
19 И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.
20Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.
Размышления над тем, какие глумления и издевательства от грешников пришлось перенести Христу ради того, чтобы грешники же имели возможность приблизиться к Богу - вынуждают прийти к выводу, что эта милость для человечества очень дорого стоила и ему, и его Отцу.
Как ему, так и Богу, пославшему Христа Своего, пришлось заплатить высокую цену для того, чтобы подарить нам прощение грехов и жизнь вечную в раю.

Часто слышны размышления о том, что Иуда и первосвященники очень дёшево оценили Христа, в цену обыкновенного раба, в результате чего - масса справедливого негодования по этому поводу со стороны размышляющих.
Однако, можно «посчитать», во сколько каждый из нас оценивает жизнь Иисуса Христа и кровь его. Как?
Известно, что любой грех ведёт к смерти, и искупается не иначе, как кровью Христа. И мы понимаем: для того, чтобы оправдаться перед Богом за каждый наш неправедный поступок, нам надо «зачерпнуть» крови Христа и «омыться» ею.
Если проанализировать наши согрешения, то можно «вычислить», за что мы готовы каждый раз «проливать» эту кровь и узнать, стремимся ли мы изо всех сил терпеть и переносить испытания сами, чтобы как можно меньше этой священной крови «потратить» на себя? Или нам удобнее хотеть, чтобы Христос за наши согрешения каждый раз «кровь свою расходовал» для нашего очищения - из любви к нам?
Можно выяснить, что мы этой «кровью» готовы покрыть - то, что в немощи совершили, или планируем путь Божий для себя «расширить» при помощи «крови» Христа, чтобы не терпеть трудности из-за попыток соблюсти нормы Божии, а согрешать и отмываться «кровью» Христовой?
Эти размышления помогут увидеть, во сколько же мы оцениваем жертву Христову и насколько она свята для нас.

Прежде, чем на милость Божию полагаться при желании согрешить - задумайтесь, отдали бы вы сына своего в жертву для того, чтобы кто-то мог лучше жизнь в этом мире устроить за счёт приспособленчества и нарушений праведных принципов? За то, например, что кому-то не хочется платить налоги, выполнять свои обещания или трудиться своими руками?
И тогда возможно понять, что все наши грехи стоят не более «30 серебряников». И что каждый раз, когда мы выбираем путь согрешений, оправдываясь своей немощью и полагаясь на милосердие Божие и искупление Христово, то так же, как и Иуда, «продаём» Христа очень дёшево.

15:21 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его.
Симон Кирениянин был уроженцем Кирина, большого прибрежного города в Северной Африке, где имелась значительная еврейская колония (см. Деян. 2:10). Возможно, он переселился в Иерусалим или, что более вероятно, пришел туда на праздник Пасхи

Александрова и Руфова . Сыновья Симона были членами той христианской общины (вероятно, римской, ср. Рим. 16:13), для которой Марк писал свое Евангелие.

(Женевская )
Обычно осуждённый к должен был сам нести поперечную балку от столба к месту казни (вес её около 50 кг). Сначала Иисус нёс свою ношу сам (см. Иоан. 19:17). Но он настолько ослабел от побоев, что смог донести его только до городских ворот. Солдаты заставили первого встречного, попавшегося на пути Христа, помочь нести Христу его ношу.

По сути, Симон Кирениянин исполнил призыв Христа следовать за ним и нести «бремя Христово» - ношу пути Христова, приводящую каждого христианина к трудностям и поруганию из-за отстаивания пути праведности и слова Бога (Марк 8:34, Откр.20:4).

15:22,23 И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место.
23 И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. См. также Мтф.27:32-37
Напиток, названный Марком "смирна" - это скисшее вино (уксус) со смолой мирры (имеет вкус горечи желчи или полыни).
На месте казни над Иисусом, наконец, сжалились, как того требовало предписание «милосердия» для палачей (он отказался отпить в этот раз, но отпил её перед смертью, так исполнился Пс.68:22, см. Мтф.27:46-50 ).
Смирна, как считают многие Библеисты – это наркотик для облегчения страданий. Почему Иисус отказался от возможности забыться от смирны и облегчить себе мучения? Он считал, что обязан выстоять до конца, сохраняя здравый рассудок, ибо если рассудок человека помутнён - есть опасность нарушить Божьи принципы. Доверие Богу и осознание своей правоты пред Ним - помогают выдержать самые тяжкие испытания, как показал пример Иисуса Христа.

Поэтому христиане не стремиться утопить страдания от личного «креста Христова» - в современной «смирне» (алкоголе или наркотиках). Но стараются терпеть, будучи в здравом уме и трезвом сознании всё, что выпадет на наш век, не отрекаясь от Бога.

15:24 Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять.
Исполнение пророчества из Псал.21:19

15:25 Был час третий, и распяли Его.
Час третий у Марка – по современному времени 9 часов утра; в шесть часов (совр. 12 часов, полдень) настала тьма, после девятого часа (между совр. 15 и 17 часами) он умер, как и должно было погибать пасхальному агнцу, в период у иудеев, называемый «между вечерами» (Марк15:33,34,37)
(смотри таблицу в статье Разногласия между синоптическими Евангелиями и Иоанном в дате Пасхи и распятия Иисуса Христа
Согласно сообщения Иоанна (19:14) решение по смертному приговору выносилось Понтием Пилатом в «шестом часу». Богословы, объясняя это расхождение во времени, считают, что апостол Иоанн пользовался римским (современным) методом отсчёта времени. То есть, Иисуса после ночного допроса привели к Пилату в 6 часов утра, бичеванием и издевательством над Христом, шествием его к месту казни и подготовкой к распятию был заполнен промежуток времени между 6 и 9 часами утра по современному времени.

15:26 И была надпись вины Его: Царь Иудейский.
Традиционно в процедуру распятия входило изготовление специальной таблички с описанием вины осужденного; по-латински эта табличка называлась "титулус" и ее несли перед осужденным к месту казни, а затем прикрепляли.. над головой. Пилат, а не иудеи, настоял на том, чтобы была сделана надпись "Царь Иудейский" (Ин. 19,19-22) (Женевская )

Пилат не верил всерьёз в то, что Иисус - царь иудейский. О своих царях не хлопочут, чтобы их распяли, он это знал. И живут цари в чертогах царских, а не путешествуют по стране, не имея своего дома. Пилат, как мог, высказал своё презрение «праведникам»-иудеям: ведь он знал, что те избавились от него из зависти: какой-то сын плотника, а по всем параметрам превосходит местных авторитетов. Такая надпись, с одной стороны, выставляла иудейских вождей - в глупом свете: все смотрели на надпись и думали над тем, как это иудеи казнили своего же царя. С другой - напоминала самим иудеям о низости их поступка.

15:27,28 С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую [сторону] Его.
28 И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен.
Иисус умер без почестей, не как посланник Божий, а с репутацией грешника - богохульника, его приравняли к злодеям. И все думали, что он ничем не отличается от разбойников. Можно себе представить, какие чувства мог испытывать Христос Божий, умирая как богохульник в то время, как он пришёл на Землю с целью прославить Бога.

15:29-32 Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий!
30 спаси Себя Самого и сойди со креста.
31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.
32 Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.
Римляне и иудеи во главе со своими вождями не переставали глумиться над Иисусом даже в последние минуты его жизни. Даже истерзанный и пригвождённый к деревяшке, умирающий и истекающий кровью Иисус не вызывал у этих людей ни жалости, ни сострадания.
А он понимал, что умирает ради того, чтобы они и подобные им имели возможность в будущем осознать, насколько милостив к ним Бог и насколько они неправы, поступая так жестоко и немилосердно с Христом Божиим.
Все, кто сегодня отрекается от Христа, выбирая жизнь по своим прихотям и согрешая против Бога - тоже «глумятся» над Христом, пролившим свою кровь за каждого из них. И суд на таких «козлов» - давно готов (Мт ф.25:3341-46)

15:33,34 В шестом же часу настала тьма по всей земле и [продолжалась] до часа девятого.
34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? - что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
В 12 часов по современному времени насупила тьма, символически показавшая, что Иерусалим Божий в этот момент полностью поглощён кромешной духовной тьмой.
После 15 часов – Иисус взмолился в последний раз перед смертью (См.15:25).
Как видим, в какой-то момент Иисусом овладело отчаяние:
ему показалось, что Бог совсем оставил его, и это могло для него означать, что он сделал что-то неправильно. Эти мысли отягощали ещё больше тяжесть его страданий. Однако Бог не оставлял Иисуса: духовная связь с ним не прерывалась, Он просто не имел права облегчать страданий Своему сыну потому, что в этом случае жертва Христа оказалась бы «неполноценной» . Иисус должен быть испить полную чашу земных «прелестей» для того, чтобы навыком понять, что могут чувствовать люди, которым ему предстояло помогать в становлении христианами - после своего воскресения.

15:35 -36 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.
36 А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.
В последние минуты жизни Христа люди всё ещё суетились в желании поглумиться над ним, они не понимали ни чаяний его, ни смысла происходящего, они желали продлить его агонию ради личного любопытства.

15:37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух.
Испустил дух
- означает, что дыхание его прекратилось, люди, умирая, испускают последний выдох как следствие расслабления органов дыхания.

15:38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.
О значении разрыва завесы в храме - см. подробно разбор Мтф.27:51
Разрыв завесы, отделяющий в храме Святое-Святых, показал иудеям, что отныне путь к Богу - открыт для искупленных Христом.

15:39 Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.
Сотник, наблюдая за странными явлениями, по землетрясению и тьме понял, что происходит нечто необычное. Наблюдение за происходящим и размышление помогло ему прийти к правильному выводу (Мтф. 27:54)

15:40,41 Были [тут] и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,
41 которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.
Страшно даже представить себе, что могли чувствовать те, кто верил ему, но ничем не могли помочь и никак не могли облегчить его страданий. Эти женщины, когда Иисус был в Галилее, возможно следовали за ним и служили ему и его ученикам, заботясь об их материальных нуждах (Луки. 8:1-3)

15:42 И как уже настал вечер,
В Иудее вечер первый наступал сразу после полудня, вечер второй – после захода солнца (после 18 часов в современном отсчёте времени). Иисус умер в период между этими двумя вечерами, где-то между 15 и 17 часами по совр. отсчёту. Потому и сказал Марк, что наступил вечер.

- потому что была пятница, то есть [день] перед субботою, -
Марк показывает, что Иисус умер в пятницу, перед наступлением субботы. То есть, до 18 часов (после захода солнца, в 18 часов наступала уже суббота). (см. Марк.15:25)

15:43-45 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?
45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.
Тела распятых по римскому закону можно было выдавать только с разрешения римского магистрата: Пилат удостоверился от сотника в том, что Иисус так быстро умер и разрешил Иосифу похоронить его.
Иосиф был иудеем и понимал, что нужно успеть похоронить Христа до наступления субботы, то есть, до 18 часов пятницы. (напоминаем, сутки в Иудее считались с вечера до вечера)

Хотя Иосиф, будучи членом Синедриона, жил в Иерусалиме - родом он был из Аримафеи, селения, находившегося в 30-40 километрах на северо-запад от Иерусалима. Он был богат (Мат. 27:57) и знаменит в Синедрионе. Он не одобрил решения предать Иисуса смерти и в этом "деле их" не участвовал (Луки 23:51).
Марк пишет об Иосифе, что он и сам ожидал Царствия Божия, из чего следует, что, оставаясь фарисеем, Иосиф, тем не менее, не перенял «закваску фарисейскую». Он верил, что Иисус –это Мессия, и был Его тайным учеником (Иоан. 19:38).

15:46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
Совершив спешно минимум процедур, предназначавшихся для умершего, Иосиф положил тело Иисуса в новой гробнице, высеченной в скале. Камень в качестве двери по желобу спускали сверху вниз так, чтобы он плотно прилегал к гробнице, наглухо запирая вход. Вот почему, когда камень был отвален в понедельник – все удивились: силой человеческих рук это сделать было невозможно.

15:47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
Иосифу, скорее всего, помогали ученики Христа, иначе он не справился бы один до наступления субботы, ведь в его распоряжении было каких-нибудь два часа (с 16 до 18).
Помогал им и пришедший с благовониями Никодим, тоже член Синедриона (Иоан. 19:39-40), и женщины, запоминавшие, куда его положили: им предстояло закончить ряд процедур над телом умершего после субботы.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...