Газопровод "сила сибири" является оптимальным маршрутом поставок газа в китай по трем причинам. Магистральный газопровод "сила сибири" - самый амбициозный проект современности

На 1 января 2017 года «Газпром» сварил уже около 700 км газопровода «Сила Сибири», по которому Россия должна поставлять газ в Китай. До конца года запланирована прокладка ещё 600 км трассы, сообщает ТАСС . Однако эксперты полагают, что поставки газа в Китай могут быть невыгодны России и ударят по финансам россиян.

На 1 января сварено 700 км газопровода, уложено 490 км. До конца года «запланировано сооружение более 600 км», сообщил изданию член правления «Газпрома» Олег Аксютин.

В Китай Россия планирует транспортировать газ с месторождений Восточной Сибири: Чаяндинского месторождения в Якутии и Ковыктинского ― в Иркутской области. На российско-китайской границе в районе Благовещенска будет построена ветка в восточные районы Китая (через реку Амур расположен китайский город Хэйхэ). Кроме того, по газопроводу газом будут снабжаться российские регионы (через Хабаровск во Владивосток).

В 2017 году инвестиции «Газпрома» в газопровод увеличены с 76,162 млрд рублей до 158,811 млрд рублей.

В мае 2014 года между «Газпромом» и китайской газонефтяной компанией CNPC был подписан контракт на поставку в Китай по «восточному маршруту» в объёме 38 млрд кубометров газа ежегодно в течение 30 лет. Сумма контракта составляет $400 млрд. Поставки газа в Китай по контракту могут начаться в период 2019–2021 годы.

Спонсируем Китай?

Рост стоимости строительства, возможно, будет компенсирован за счёт федерального бюджета или роста цен на газ внутри России, опасаются «Ведомости».

Тем временем эксперты полагают, что стоимость газопровода не окупится. Китайцы более 10 лет не соглашались покупать российский газ на условиях «Газпрома». Они и сейчас демонстрируют, что российский газ им не сильно нужен, считает Михаил Крутихин.

По его мнению, Китай будет закупать газ по цене ниже его себестоимости. «Они явно рассчитывают на то, что „Газпром“, соорудив за государственный счёт газодобывающую и газопроводную систему ценой больше $100 млрд в безумном расчёте на милость единственного покупателя, будет умолять этого покупателя брать газ на любых условиях», ― цитирует Крутихина «Российская политика».

В случае завершения постройки газопровода и требования Китая продавать газ по низким ценам, у России есть три варианта. Первый ― принять все условия и снабжать китайских потребителей газом за счёт российских налогоплательщиков. Второй вариант ― продолжать тратить деньги и тянуть «Силу Сибири» до Тихого океана, где можно построить завод по сжижению газа и выйти на рынки АТР.

Третий путь ― строить новые трубопроводы. Аналитик ссылается на слова президента РФ, который заявил о возможном соединении «Силы Сибири» с сетью «Газпрома» и перегонке газа из Якутии и Иркутской области в Европу. При этом Крутихин заметил, что себестоимость газа будет фантастической.

О неокупаемости проекта «Сила Сибири» говорил ранее и экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковской. В интервью «Ведомостям» Ходорковский ранее заявил, что «в лучшем случае проект выходит в ноль».

«По сути, мы спонсируем промышленность Китая. Стратегически ситуация ещё хуже: мы Китаю нужны именно как сырьевой ресурс… В ситуации, когда страна поставила под удар свои поставки на Запад и мои китайские контрагенты понимают, что сейчас я в ослабленном положении, я бы договор никогда подписывать не стал. Я бы подождал ― полгода, год. Изменилась ситуация, китайские контрагенты понимают, что они для меня не единственные, что я имею возможность поставлять не менее выгодно в других направлениях, ― о! вот в этот момент можно разговаривать», ― пояснил Ходорковский.

Партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин выразил сомнения в целесообразности проекта , который должен поставлять российский газ в Китай c 2019 года. Он поделился своими соображениями о том, почему проект может оказаться убыточным, и почему для России так важно восточное направление.

Deutsche Welle : Какой вы видите судьбу газопровода "Сила Сибири"?

Михаил Крутихин: Строительство " Силы Сибири" началось, но идет с большими задержками. Признано, что в 2018 году никакого газа на границе с Китаем не будет. Сейчас говорят, что поставки начнутся не раньше 2021 года. Но это тоже вызывает сомнения. Разработка Чаяндинского месторождения идет с большим отставанием. А там еще нужно построить газоперерабатывающий завод в Амурской области. Так что у "Силы Сибири" сомнительные перспективы. Цена газа по формуле, о которой договорились, меньше, чем себестоимость его добычи и транспортировки.

- Китайцы скептичны?

Китайцы спокойны. Они отказались кредитовать этот проект. В самом начале, когда шла речь о подписании контракта, в России объявили, что Китай, мол, даст 25 млрд долларов на строительство трубы, а китайцы сказали, что ничего подобного делать не будут.

- Как на контракт повлияет падение цен на нефть?

Изменится стоимость газа. И России придется умолять Китай изменить условия контракта. Китайцы очень трудные переговорщики. Получается, что своим газом Россия будет субсидировать китайских потребителей, поскольку продавать его она будет им ниже себестоимости. Это не коммерция.

- А он вообще нужен, этот контракт?

Китай сводит свой газовый баланс без российского газа. У него достаточно газа из Средней Азии, сжиженного природного газа, своей добычи, газа из Мьянмы. Из этих источников Китай покрывает свой газовый баланс на долгие годы вперед. Россия фактически навязала этот контракт Китаю. Много лет велись переговоры. Наконец, китайцев уговорили на то, чтобы последний договор в Шанхае назвали контрактом, - чтобы было приятно российскому руководству. Назвали. Стали строить трубу.

Чаяндинское месторождение, которое на первом этапе будет поставлять туда газ, больше 25 млрд кубометров в год не даст. А подписались на 38 млрд кубометров. Это означает, что нужно задействовать еще и Ковыктинское месторождение в Иркутской области. А там конь не валялся - оттуда еще надо построить 800 км газопровода для Чаяндинского месторождения и освоить само месторождение. В общем обязались поставлять газ, не имея представления о том, как это можно выполнить.

- А зачем это России?

России это абсолютно не нужно. Это гигантские затраты. Но это политическая воля руководства. Когда просчитывалась экономическая целесообразность этих проектов, экономисты "Газпрома" были категорически против. Это чистые потери для России, для бюджета, для "Газпрома". Но в октябре 2012 года президент России Владимир Путин дал указание принимать инвестиционные решения по этим проектам. И они были приняты. И туда пошли деньги. Теперь видим, что эти проекты либо проваливаются, либо эти деньги были пущены неизвестно куда.

- Вы считаете, что проект держится на политической воле?

Это воля одного человека, который, судя по всему, действует так или из-за некомпетентности, или из каких-то собственных соображений. Это надувание щёк, которое очень легко разоблачить.

- А что с проектом "Сила Сибири-2"?

Это газопровод, который будет брать газ из тех же месторождений, что сейчас обеспечивают голубое топливо для Европы. Путин уже несколько раз говорил, что если на рынке в Азии цена будет более выгодной, будем перебрасывать газ туда. Если в Европе, то в Европу. Но это фактически невозможно. России довольно легко построить этот газопровод до собственной границы. Но дальше начинаются приключения.

Китайцам же, для того, чтобы доставить этот газ в свои промышленные районы на востоке, нужно построить еще примерно 3000 км газопровода. Во время переговоров с заместителем премьера Китая в Москве ему было предложено профинансировать этот проект. Он сказал, что они ничего финансировать не будут.

- Выходит, газовое сотрудничество между Россией и Китаем - пока утопия?

Контекст

Китаю оно совершенно не нужно. И это очень хорошо оценивают аналитики, например, в BP. В своем прогнозе до 2035 года они показали, что в Китае объем получаемого из-за границы трубопроводного газа расти не будет. Они не верят, что Россия будет поставлять трубопроводный газ Китаю в коммерческих объемах.

Для России это сотрудничество было бы выгодно, если бы Китай соглашался покупать этот газ, если бы этот газ ему был нужен. Ведь рынки для российского газа сужаются. Даже внутренний российский рынок немного сократился. В Европе тоже рост крайне незначительный. Особых перспектив я не вижу.

Если брать сжиженный природный газ, то здесь Россия уже проиграла все соревнования. В России есть действующий проект - "Сахалин-2". Он был построен при помощи компании Shell. Еще один проект "Ямал-СПГ", не имеющий никакой коммерческой ценности, погоды на рынке не делает. В прошлом году потенциал добычи газа в России был больше на 174 млрд кубометров, чем на самом деле "Газпром" смог продать за границу.

Четыре тысячи км трубы, 770 млрд рублей капвложений, почти 15 тысяч строителей – это магистральный газопровод «Сила Сибири», по которому газ из России потечет в Китай

 

Справочная информация:

  • Название: «Сила Сибири».
  • Назначение объекта: магистральный газопровод.
  • Начало строительства: 2014 год.
  • Завершение: 2019 год (достигнет полной мощности в 2025 году).
  • Стоимость объекта: по оценке 770 млрд рублей.
  • Кто строит (основной ген. подрядчик/бенефициар): ПАО «Газпром» / ключевые фигуры холдинга Алексей Миллер и Виктор Зубков.

Газопровод «Сила Сибири» уверенно можно считать самым масштабным проектом современности по транспортировке газа. С его реализацией России обеспечены:

  • диверсификация экспорта сырья;
  • более эффективное развитие Восточной Сибири;
  • лидирующие позиции в мире по производству гелия.

И тот же нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан или газопровод Сахалин—Владивосток обсуждались куда больше, чем «Сила Сибири». Но это не мешает этому газотранспортному проекту оставаться самым амбициозным по геополитическому значению.

«Новая газовая магистраль позволит существенно укрепить экономическое сотрудничество с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, и, прежде всего, с нашим ключевым партнером — Китаем» (В. В. Путин).

Стране пришлось форсировать работы по разработке месторождений газа в Восточной Сибири по вполне объяснимым причинам - отношения России и Европы переживают не лучшие времена (напряженность, санкции и другие ограничения).

«Чтобы что-то сделать в сжатые сроки, нам нужен либо мегапроект, достойный масштабов России, либо внешний стресс для мобилизации. Сейчас сошлись во времени оба эти фактора… “Сила Сибири” — самый крупный газотранспортный проект в мире и самый амбициозный, поскольку пройдет в трудных условиях по болотам, скалам, тайге» (Юрий Шафраник, председатель совета Союза нефтегазопромышленников России).

С началом обустройства Чаяндинского месторождения и реализации проекта строительства магистрального газопровода «Якутия — Хабаровск — Владивосток» стали возможны переговоры с Китаем по поводу «восточного маршрута» и невероятно сильный контракт Газпрома с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC), заключенный в мае 2014-го на тридцать лет стоимостью почти в 400 млрд долларов. Он стал для стройки реальным катализатором. Россия по нему обязалась поставлять ежегодно до 38 млрд куб. м.

А уже в сентябре газовый гигант приступил к строительству нового газопровода, получившего название «Сила Сибири», по которому с якутских и иркутских месторождений через Хабаровский край и Приморье газ потечет прямо в Китай.

Справочно. Газпром - безусловный лидер по , но и в мире, единственный отечественный экспортер сжиженного природного газа, входит в десятку , ПАО, более 50% акций принадлежит государству. В рейтинге Forbes Global 2000 в 2017-м среди крупнейших в мире публичных компаний Газпром занимает 40-е место, это лучшая оценка среди 27 российских компаний. Председатель Правления, заместителем Председателя Совета директоров ПАО является Алексей Миллер.

Стройка обещала стать явлением, самым грандиозным подобным проектом не только в масштабах страны, но и мира. Строительство должно проходить в сложнейших и неоднородных геологических условиях сибирского края. По оценкам, в «Силу Сибири» будет вложено 770 млрд рублей, проложено 4 000 км труб, пропускная способность которых достигает 61 млрд куб. м газа в год. Строительство планировалось завершить в 2017-м, чтобы в 2019-м начать поставки голубого топлива в Китай.

Рис. 1. Публикация в АиФ в сентябре 2014-го
Источник: сайт aif.ru

Основные этапы строительства

2012 год - готовность инвестиционного решения, о чем было объявлено Газпромом».

В сентябре 2014-го трубопроводу был дан старт.

Рис. 2. Президент России дал старт «Силе Сибири»
Источник: сайт polit.ru

Отчасти строящийся газопровод пойдет по уже существующему коридору нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) - другого масштабного проекта, бывшего основным каналом, по которому российский газ направится в Китай.

Строительство организовано крупнейшим российским газовым гигантом Газпром в две очереди:

  1. Газопровод «Якутия-Хабаровск-Владивосток» - он протянется от Чаяндинского месторождения на 2 200 км до г. Благовещенск, что на Алтае, именно оттуда газ направится в Китай.
  2. Более 700 км до Ковыктинского месторождения - это не просто расширение газовых потоков, но и их перенаправление с востока на запад, и наоборот.

В разработку, возможно, будут вовлечены, кроме этих двух крупных месторождений с запасами газа у Чаяндинского в 1,2 трлн тонн и Ковыкинского в 1,5 трлн тонн, другие, что расположены вдоль трассы.

По МГП «Сила Сибири» газ из Восточной Сибири отправится и на внутренний российский рынок, и на экспорт в восточные районы Китая. Этот проект получил название «восточного маршрута».

Рис. 3. «Сила Сибири» в условиях мелководья
Источник: сайт news.ykt.ru

Кроме того, планами предусмотрено построить крупнейший комплекс, в составе которого газоперерабатывающее, гелиевое и газохимическое производства, способный обеспечить производство товарного и сырьевого газа, пропан-бутановой смеси, полипропилена, гликоли, полиэтилена.

Все работы по строительству газопровода выполняются согласно подписанному с китайской стороной контракту, а также по межправительственному соглашению от 13 октября 2014 года, определившему условия партнерства.

При строительстве газопровода используются практически полностью трубы отечественного производства. На строительстве «Силы Сибири» задействовано более 11 тысяч специалистов. В эксплуатации объекта будут задействованы порядка 3000 человек.

Рис. 4. Строительство магистрального газопровода
Источник: сайт vladnews.ru

Социально-производственный эффект

  • Производственный.

    Металлургические компании первыми уже ощутили эффект от строительства трубопровода. Это и поставка проката более чем на 7 млрд дублей Трубной металлургической компанией, Объединенной металлургической компанией, ЧТПЗ и Ижорским трубным заводом «Северстали», которые выиграли не только этот конкурс, но и на поставку труб вместе с другими двумя предприятиями: Торговый дом МК и «Трубные инновационные технологии». Газпрому предстоит закупить трубы в объеме 2,5 млн тонн, только до 2018-го их потребуется 1,7 млн тонн.

    Увеличение продаж коснется и машиностроителей, а конкретно, КамАЗ.

  • Социально-экономическое развитие территорий.

    Вокруг газовых месторождений появятся новые производства, а значит, и поселки, будут развиваться города. «Сила Сибири» буквально внесет жизнь в огромнейшие расстояния между Западной Сибирью и Дальним Востоком. Южные районы Якутии, через которые пройдет труба, в числе первых получат импульс для социально-экономического развития. Будет газифицировано 29 населенных пунктов в Якутии, не менее чем к 6,6 тыс. домовладений и 90 промышленным и сельхозпредприятиям будет подведен газ, что позволит местным предприятиям сократить энергозатраты и повысить эффективность. Программа газификации предполагает строительство боле 760 км газопроводов-отводов.

  • Занятость населения.

    Эксплуатация газопровода, работа на объектах добычи Газпрома потребует привлечения почти 3 тысяч специалистов. Холдинг уже организовал подготовку кадров, а в их числе есть и местные жители. В процессе задействовано несколько российских профильных образовательных центров.

«Сила Сибири» сегодня

«Восточный маршрут» сейчас активно строится, даже опережая график, как заявляют сами строители. Уже уложено почти 1,5 тыс. км газопровода.

Один из ключевых объектов - погранпереход под Амуром. Здесь на китайской и российской территории вырыто по два котлована: стартовые со стороны Китая и приемные - на стороне России. Уже к ноябрю 2017-го строителями Поднебесной была закончена щитовая проходка резервного тоннеля, а в конце 2017 года - запущен щит по строительству основной нитки.

Поставки газа по планам стартуют в 2019-м, в декабре, постепенно наращивая объемы прокачки «голубого топлива» в КНР, и к 2025 году достигнут проектной мощности.

Газопровод в Китай необходим, несмотря на проблемы в китайской экономике и масштабный кризис в российской. Этот проект может стать драйвером роста для Дальнего Востока

Китайская экономика замедляется. В середине января Национальное бюро статистики КНР опубликовало данные по ВВП за 2015 год. Темпы прироста китайской экономики (6,9%) не только не превысили уровень 2014 года (7,3%), но и оказались худшими за все предшествующие 25 лет. Торможение второй по величине экономики мира вызвало к жизни опасения по поводу возможного сокращения КНР потребления энергоресурсов. Так, согласно прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), в 2015-2020 годах среднегодовые темпы прироста потребления нефти в Китае будут эквивалентны 2,6% — это почти в два раза ниже, нежели в 2005-2014 годах.

Ожидаемое снижение потребления энергоресурсов в Китае может стать причиной переноса сроков начала поставок газа из России по западному маршруту проекта «Сила Сибири-​2», заявил министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. , сроки поставок по восточному маршруту изменены не будут, поскольку контракты на возведение его отдельных участков уже заключены. Так, в минувшем декабре «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали соглашение о проектировании и строительстве трансграничного участка газопровода «Сила Сибири» через реку Амур.

Спрос на газ в Китае

Критики проекта часто ссылаются на то, что в энергобалансе КНР газ играет подчиненную роль: согласно данным Агентства энергетической информации США, на его долю в 2012 году приходилось лишь 5% потреблявшихся в стране энергетических ресурсов, в то время как на долю угля, нефти и гидроэнергии — 66%, 20% и 8% соответственно. Однако стоит отметить, что в 2005 году доля газа была еще меньшей (2,6%). За последние десять лет Китай более чем утроил потребление голубого топлива — с 46,8 млрд куб. м в 2005 году до 178,6 млрд куб. м в 2014-м, притом что эксперты Международного энергетического агентства в 2007 году ожидали, что потребление газа к 2015 году достигнет отметки лишь в 120 млрд куб. м.

Столь же динамично рос и импорт газа: начав закупать сжиженный природный газ в 2006 году и трубопроводный газ в 2010-м, к 2013 году КНР нарастила их совокупные поставки до 51,9 млрд куб. м. Все в том же 2013 году на долю импорта приходилось 32,1% потребляемого Китаем газа; согласно прогнозу Международного энергетического агентства, в 2030 году этот показатель вырастет до 54%. Именно поэтому спрос будет обеспечен как на сжиженный природный газ, поставляемый в КНР в том числе из Катара, Австралии и Малайзии, так и на природный газ, который будет поступать из Средней Азии и России.

Сделать такой сценарий реалистичным могут усилия китайского правительства по борьбе с загрязнением окружающей среды, ставшим следствием мощного индустриального рывка рубежа XX и XXI столетий: решить эту проблему будет невозможно без ухода от использования угля и наращивания потребления экологически безопасного газа, что должно будет привести к снижению вредных выбросов в атмосферу, а это в свою очередь придаст «Силе Сибири» стратегическую значимость не только для КНР, но и для всего мира.

Нерентабельность проекта

Критики проекта «Сила Сибири» также указывают на то, что строительство газопровода в Китай окупится лишь спустя три десятилетия после его начала — на это, в частности, Сергей Алексашенко. Здесь стоит отметить, что подобного рода проекты редко становятся рентабельными сразу после их введения в строй: как правило, коммерческий эффект от их реализации достигается лишь по прошествии длительного периода. Пример тому — строительство газопровода «Уренгой — Помары — Ужгород», который был возведен на рубеже 1970-х и 1980-х на кредиты европейских банков, выданных под выручку от последующих поставок голубого топлива в страны Старого Света (сделка «газ — трубы»). Финансовая отдача от этого проекта была получена уже после распада СССР, когда «Газпром» стал наращивать экспорт в ЕС, который между 1990 и 2005 годом вырос со 110 до 154,3 млрд куб. м — благодаря этому компания смогла компенсировать потери от поставок в бывшие союзные республики, осуществлявшиеся в то время фактически по бартеру.

Примерно такой же, пусть и меньший по масштабу эффект может дать строительство газопровода в Китай. Если бы это было иначе, то возведением инфраструктуры, необходимой для транспортировки голубого топлива в Поднебесную, не занимались среднеазиатские государства, в частности Туркмения, которая в сентябре 2013 года заключила договор о строительстве четвертой нитки газопровода в КНР, благодаря чему к 2017 году его совокупная мощность достигнет 80 млрд куб. м. В минувшем декабре Туркмения также приступила к строительству газопровода в Индию годовой мощностью 38 млрд куб. м: в рамках этого проекта в Балканской области Туркмении будет возведен газохимический комплекс по производству 386 тыс. т полиэтилена и 81 тыс. т полипропилена в год.

Такие проекты в долгосрочной перспективе способны приносить прибыль — этим они выгодно отчаются, к примеру, от большой стройки в Сочи, предвещавшей зимние Игры-2014 и обошедшейся, по данным ГК «Олимпстрой», в 1,524 трлн руб. ($50 млрд по тогдашнему курсу). К сожалению, коррупционные риски при их реализации исключать нельзя. Однако если бы фактор коррупции можно было бы использовать для обоснования отказа от исполнения инвестиционных проектов, то тогда в России нужно было бы полностью прекратить строительство каких бы то ни было капитальных объектов, будь то дороги, школы или больницы.

Освоение месторождений Восточной Сибири

Проект «Сила Сибири» поспособствует освоению Чаяндинского (Якутия) и Ковыктинского (Иркутская область) газовых месторождений — на сегодняшний день не существует иного способа, который бы позволил вывести их ресурсы на рынок. Эти месторождения могут стать не только ресурсной базой проекта «Владивосток-СПГ», но и газохимических предприятий региона, тем более что газ Ковыкты и Чаянды богат на применяемые в газохимии компоненты, такие как этан и гелий.

Подтверждение тому — соглашение о строительстве Амурского газоперерабатывающего завода (ГПЗ), подписанное «Газпромом» и «Сибуром» в минувшем июле: предприятие годовой мощностью 49 млрд куб. м должно быть введено в строй в 2025 году; базой для его работы станет сырье Якутского и Иркутского центров газодобычи, создаваемых «Газпромом» в рамках Восточной газовой программы.

В состав ГПЗ, в частности, войдет крупнейшее в мире производство гелия объемом не менее 60 млн куб. м в год. Содержание гелия в газе Ковыктинского месторождения составляет 0,28%, притом что превышение даже одной сотой процента говорит о его промышленных запасах. Именно поэтому открытие Амурского ГПЗ, который будет работать на ресурсной базе Ковыкты, откроет перед Россией широкие возможности по экспорту гелия на зарубежные рынки и вытеснению с него зарубежных конкурентов, в том числе и из США, а также по его применению в авиационной, космической, медицинской и других высокотехнологичных отраслях промышленности.

Рабочие места

На строительстве Амурского ГПЗ будет задействовано 15 тыс. человек, на самом же предприятии будет создано около 3 тыс. рабочих мест. Для восьмисоттысячной Амурской области это, казалось бы, капля в море. Однако не стоит забывать, что и возведение газопровода «Сила Сибири», и строительство газохимических предприятий потребует создания дорожно-транспортной инфраструктуры, для развития которой также понадобится рабочая сила. Так, для поставок оборудования на Амурский ГПЗ будет углублен фарватер реки Зея, а также построена автомобильная дорога и железнодорожная ветка.

Помимо этого, сам ход реализации проекта по возведению газопровода заставит федеральное правительство более пристально взглянуть на развитие Дальнего Востока, на который обращалось меньшее внимание по сравнению с другими российскими регионами, например с богатой нефтью и относительно близкой к европейской части страны Западной Сибирью или политически и экономически нестабильным Северным Кавказом.

Для реализации этих мер нужна политическая воля, которая бы возникла под давлением предпринимателей, требующих обеспечения благоприятной для ведения бизнеса среды. Создать такое давление в российских условиях могут только крупные компании, которые придут на Дальний Восток всерьез и надолго: им предстоит работать в регионе не один год, а потому в их интересах будет создание таких условий, которые были бы выгодны не только «крупняку», но и «малышам». Среды, которая обеспечит превращение Дальнего Востока из дотационного региона в донорский.

Во-первых, поставки по «Силе Сибири» позволят закрыть вопрос с дефицитом газа на востоке Китая. Во-вторых, запуск этого маршрута улучшит ситуацию с экологией в стране, так как российский газ заместит собой угольную генерацию. И в-третьих, трубопроводный газ из России положительно скажется на безопасности поставок, потому что поставки СПГ уязвимы к военным рискам в Южно-Китайском море.

Окончание строительства "Силы Сибири"

«Газпром» вышел на завершающий этап строительства газопровода «Сила Сибири», и совсем скоро поставки откроют России выход на принципиально новый рынок, заявил глава компании Алексей Миллер. По его словам, на сегодняшний день построено более 1520 километров газопровода, что составляет две трети маршрута. Поставки планируется начать в декабре следующего года.

«Для «Газпрома» газопроводные проекты традиционно выглядят очень интересно, так как компания обладает большими запасами, которые очень эффективно экспортировать по трубе. К тому же между Россией и Китаем нет никаких посредников, поэтому не нужно будет платить за транзит. Одно время прорабатывался маршрут через Казахстан, но в итоге от него отказались. И хотя последние годы идет вал публикаций о перспективах СПГ, газопроводные поставки выглядят объективно дешевле.

«Сила Сибири» строится по графику, поэтому уже в 2019 году мы начнем поставлять первые объемы газа. Сначала это будет несколько миллиардов кубометров в годовом исчислении, но потом пропускная способность увеличится до нескольких десятком миллиардов с пиковой нагрузкой в 38 млрд кубов», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Потребности Китая в газе

Но потребности Китая в газе гораздо больше. Как ранее рассказал нам заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов , производство газа в Китае сейчас составляет порядка 140 млрд кубов, а потребление уже превышает 200 млрд. Причем в перспективе всего нескольких лет потребление вырастет до 300 млрд кубов, и уже сейчас ясно, что закрыть его

«Потребность Китая в импортном газе продолжит расти. Он собирается продолжать стратегию по уходу от угля, который представляет собой гораздо менее экологичный вид топлива, а Китай наоборот стремится улучшать ситуацию с экологией в крупных городах. Еще один важный момент связан с безопасностью поставок трубопроводного газа из России в сравнении с тем же СПГ.

В случае с поставками сжиженного газа Китай становится зависимым от морских поставок, и как следствие потенциально уязвимым к военным рискам в Южно-Китайском море. А так как там сохраняется нестабильность, то иметь гарантированный вариант поставок напрямую из России без всяких посредников для Китая гораздо надежнее», - уверен эксперт.

В то же время «Сила Сибири», возможно, станет не единственным маршрутом поставок российского газа в Китай. Есть еще проектируемый западный маршрут, известный как «Алтай» или «Сила Сибири-2», а также вариант поставок по «дальневосточному направлению» со стороны Хабаровска и Владивостока.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...