Общность идей мора и кампанеллы

Прошло уже почти 500 лет после опубликования гениальной книги Томаса Мора «Утопии», а ее влияние сказывалось и сказывается на всем миропорядке, начиная от мышления Махатмы Ганди до идей технологических гигантов из Силиконовой долины. В чем же заключается жизненность взглядов непревзойденного утописта и его последователей? И почему он остается современником любой эпохи?

Томас Мор: между правдой и вымыслом

Английский юрист, государственный деятель, писатель Томас Мор славился странным характером. Родился в 1478 году. И вся жизнь его была примером того, что настоящей личности всегда будет тесно в поставленных рамках - будь то условности, догмы или время, в которое она живет.
Так, известно, что он, вопреки правилам своего века и государства, воспитывал своих дочерей просвещенными, а не кисейными барышнями. Он мог не придерживаться обычаев своего времени и при этом поощрять весьма экзотичные и архаичные обычаи и форму одежды далеких предков. Он был также врагом протестантской Реформации и известен сегодня как католический мученик. За это и был обезглавлен по приказу короля Генриха VIII.

Сегодня, однако, мы будем говорить не о биографии этого деятеля, а об идее утопизма, которая сумела экспортироваться по всему миру. Это породило массу книг, философских и политических движений.

В чем была суть идеи

В 1517 году, почти пять веков назад, увидела свет книга «Утопия» на латинском языке. Слово это было выбрано для описания сообщества на острове с идеальным режим правления. "Утопия" означает "место" в переводе с греческого. Некоторые ученые предлагают, что это может быть игра слов со скрытым значением «счастливое место». По большому счету книга Мора была для автора возможностью «поиграть» с политическими идеями: мечта о лучшей жизни является врожденной частью человеческого бытия. И Мор не первый, кто обратился к этой опасной теме. В 380 году до нашей эры Платон написал свой трактат «Государство» - диалоги об идеальной республике. В спорах Сократ описывает коммунистический, эгалитарный город-государство. Вместо того чтобы плодиться в семье, мужчины и женщины покидают город один раз в год для дикой сексуальной оргии. В результате счастливые дети знают своих настоящих родителей и воспитываются государством.

Различные средневековые произведения также представляли, как может выглядеть идеальное общество. Кристин де Пизан, служившая при королевском дворе во Франции, опубликовала книгу о граде женском в 1405 году. Книга защищает женское достоинство, здесь тоже фигурирует символический город, населенный женщинами, которые любили, любят и будут любить добродетель и нравственность. Этот город призван быть убежищем от патриархата. Кристин де Пизан по факту стала провозвестницей феминизма в Европе.

Предвидение

В 17 веке наметилась новая волна утопической литературы. Авторы условно делятся на два лагеря: одни смотрят назад, идеализируя патриархальный уклад жизни, другие смотрят в будущее, мечтая о том времени, когда работу за человека начнут делать машины.

В 1619 году появляется труд «Христианополис» - христианская утопия немецкого теолога-мистика Иоганна Валентина Андреа, а в 1623 году итальянский писатель и доминиканский монах Томас Кампанелла публикует свой «Город солнца».

Через несколько лет, в 1627 году, эрудит и лорд-канцлер Англии Фрэнсис Бэкон выпускает книгу под названием «Новая Атлантида», в которой провозглашает науку как Спасителя. Бэкон утверждал, что государство должно создать научное сообщество, которое будет изобретать машины, чтобы гарантировать превосходство Англии на мировой арене. Утопии утопиями, но Бэкон уже тогда предвидел появление самолетов и подводных лодок! Он писал: “Мы будем летать в воздухе подобно птицам, ибо уже сейчас мы имеем летательные аппараты (скорее всего, имелись в виду воздушные шары). У нас есть корабли и лодки, и когда-то они смогут плавать под водой”.

В 17-м веке некоторые утописты попытались выйти за рамки теории и создать живое, дышащее альтернативное общество. Это был бурный период. В Британии была Пуританская революция, Рождество, рождественские ели, танцы, театр и прочие языческие ритуалы и радости жизни были запрещены.

Посреди всего этого брожения в британском королевстве социалист-утопист Джерард Уинстенли попытался создать идеальную колонию. Его последователей - их было всего человек 20 - называли диггерами (землекопами). В 1649 году они начали обустраивать общую землю на холме Святого Георгия. В своих памфлетах Уинстенли проповедовал коммунистическую философию: “Земля должна быть общей сокровищницей для всех”.

Романтические веяния

Конечно же, в основе всех утопических идей лежала романтика - мечта о том, что, возможно, никогда не сбудется. В 1668 году появилась книга под названием «Остров Пинос». Автор - Генри Невилл. Он был Робинзоном Крузо своего времени. Герой оказывается на красивом острове, полном птиц, цветов и вкусных плодов, там, где всегда стоит благоприятная погода, не то что в Англии в сентябре. Одним словом, рай на земле.

А несколько лет спустя, в начале 18 века, Даниель Дефо написал свой знаменитый роман «Робинзон Крузо», следом появилась книга «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта. Оба произведения стали продолжением и развитием идей утопизма. История Гулливера - это вообще путешествие вокруг серии утопий, как хороших, так и плохих.

От мечты к делу

Одним из успешны утопистов 19-го века был Роберт Оуэн. Прогрессивный предприниматель из Уэльса улучшил условия для трудящихся на своем производстве, он также вступил в Манчестерский Совет здравоохранения с целью улучшения санитарных условий и введения 8-часового рабочего дня для рабочих с лозунгом “Восемь часов труда. Восемь часов отдыха. Восемь часов сна”.

Оуэн запустил более амбициозный план. Это был первый из «кооперативных поселков Оуэна». Викторианский период был полон дискуссий среди благодетелей и интеллектуалов о том, как облегчить условия жизни бедных. В середине 19-го века десятки последователей Оуэна начали свои эксперименты по созданию малых кооперативных хозяйств и общин, которые предоставили каждой семье кусок земли и уроки земледелия.

Большинство из этих схем не удалось - или, по крайней мере, существовали недолго. Они, однако, породили кооперативное движение, которое сегодня по-прежнему актуально. Мы даже можем проследить корни профсоюзов в усилиях Оуэна.

Новые модели

Наступила эпоха Герберта Уэллса, который написал десяток утопических и антиутопических романов. Они, как правило, носили технологический характер. Его книги легли в основу не одного киношедевра: «Война миров», «Человек-невидимка», «Машина времени», - что это если не гениальное предвидение будущего? Точно так же, как и фигурирующие в его романах гигантские плоды, роботы-дворецкие…

Пожалуй, самыми удивительными личностями утопистов в новейшей истории были фигуры мирового значения - Льва Толстого и Махатмы Ганди. Это малоизвестный факт, что индийский националист переписывался с аристократическим русским писателем. Толстой, анархист и христианин, постановил, что государство несет ответственность за большинство плохих вещей: налоги, войны и всеобщую безнравственность. Толстой посоветовал пассивное сопротивление - «непротивление злу насилием».

В 1909 году молодой индийский философ начал переписываться с Толстым. Он называл себя “скромным последователем графа”. Они обсуждали идеи пацифизма, пассивного сопротивления, свободу от труда и другие утопические вопросы. В 1910 году Ганди запустил кооперативную колонию в Южной Африке, которую он назвал фермой Толстого. Это было утопическое мышление Ганди, вдохновленного идеей толстовства.

Темные видения

ХХ век. Новое время, новые идеи. Начался век научной фантастики. Эдвард Морган Форстер добавил к шедеврам жанра свой гениальный роман «Машина останавливается». В этой мрачной фантазии люди живут в подземных камерах, подключенных ко всем остальным в мире через экран... Звучит знакомо? Машине поклоняются как источнику всех знаний и свободы: “Машина нас кормит и одевает, дает нам жилище, через нее мы разговариваем друг с другом, видим друг друга, в ней мы существуем”.

Олдос Хаксли в 1932 году создал нечто вроде сатиры на бесконечные утопии Уэллса. Свой труд он назвал «О дивный новый мир». Хаксли выражает беспокойство по поводу американизации Европы. И есть в книге много того, что можно назвать "американским" в этом дивном новом и антиутопическом мире. Читателей сегодня поражает, как много из его предсказаний сбылись, касательно государства, деградации полов, взглядов на жизнь. Например, когда жизнь становится невыносимой, люди принимают некий веселящий препарат.

А что дальше?

Дальше была попытка построить коммунизм в СССР, движение хиппи, проповедующее абсолютную свободу от общества, и подобные утопии. Как правило, все они оказывались нежизнеспособными. Исключением можно назвать разве что свободный город анархистского сообщества в Копенгагене - Христиания, основанный в 1971 году. Сегодня здесь проживает 850 граждан. Формулировка цели Христиании такова: “Создание самоуправляющегося общества, при которой каждый человек считает себя ответственным за благополучие всей общины. Наше общество должно быть экономически самодостаточным, и мы стремимся к тому, чтобы быть твердыми в своем убеждении, что психологическая и физическая нужда могут быть побеждены”.

Будущее все еще на горизонте

Сегодня утопический дух далеко еще не умер. Как и капиталистические предки утопистов в 19 веке, в Силиконовой долине капиталистов принято говорить о построении идеального общества. Один из самых сильных игроков в Калифорнийской технической революций последних 20 лет является Питер Тиль. Он был соучредителем системы PayPal, которой он в 1999 году предсказал большое будущее. Он также был первым серьезным инвестором в Facebook. Он вложил 500 000 долларов в компанию, а потом продал свою долю за $1 млрд.

Так что мир «Утопии» Томаса Мора не умер. Но что мы узнали из этих столетий идей, надежд и планов?

Кажется, практически ничего. Коммунистический идеал остается привлекательным, но недостижимым. На первом месте остаются совсем не утопические вещи - современные технологии, война, власть и деньги. И лучшее, что мы можем, - в пятницу вечером взять в руки одну из книг замечательных людей прошлых столетий, которые верили и мечтали о лучшем фантастическом будущем. И мы будем продолжать верить, что оно наступит.

Ровно полтысячи лет тому назад, где-то под конец 1516 года, во фламандском университетском городе Лувене (Лёвене) на латинском языке была издана «Золотая книжка, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» . Нам это эпохальное произведение выдающегося английского писателя-гуманиста и государственного деятеля сэра Томаса Мора (1478-1535) более известно под названием «Утопия» - в переводе с греческого: «Место, которого нет» , или, если выразиться короче: «Нигдения» .

Вскоре «Нигдению» перевели на французский и итальянский языки, а вот на английском она вышла только в 1551 году - отчего на Континенте «Утопия» была известна больше, чем на родине её автора. На русский язык книгу Мора переводили неоднократно - впервые в 1789 году (с французского). Один из переводов, кстати, выполнил в 1901 году молодой тогда историк Евгений Тарле (1875-1955), много лет работавший в архивах европейских культурных столиц и изучавший средневековье.

Придуманное Мором слово «утопия» давно сделалось именем нарицательным и со временем приобрело ругательный оттенок - что особенно усилилось в наше реакционное времечко, когда любые общественные идеи, стоящие в альтернативе «незыблемому» господству частной собственности и «идеалам рыночной свободы», объявляются заведомо неосуществимыми, несбыточными, противоестественными «утопиями». Более того, буржуазная культура, насмерть перепуганная нарастанием губительных для милого ей капиталистического строя антагонизмов, перспективой гибели его, взялась за сочинение анти утопий, «разоблачающих» всякие попытки изменить что-либо коренным образом в нашем «наилучшем из миров». Обвинение противников теперешнего мироустройства в «утопичности» их идей и предложений подкрепляется, таким образом, застращиванием обывателя кошмарами антиутопий, неизбежно порождаемыми якобы в попытках реализовать «утопические проекты».

Оттого-то новую актуальность приобретает нынче обращение к утопическому коммунизму - именно для того, чтобы выяснить истоки и историческое значение этого явления, без чего невозможно отделить всамделишные утопии от науки.

Томас Мор и его эпоха: время утопий

Томас Мор родился 7 февраля 1478 года в Лондоне в семье судьи высшего королевского суда. Учась в Оксфорде, он проявлял огромный интерес к философии и естественным наукам, что не понравилось его отцу, желавшему видеть отпрыска только юристом - и никем иным. Оказывая давление, он лишил сына материальной поддержки, так что Томасу Мору довелось познать настоящие бедствия - какое-то время юноша жил впроголодь, не имея возможности купить обувь. В итоге суровый родитель добился своего: сын оставил университет и в 1496 году поступил в школу права при лондонской юридической корпорации Lincoln’s Inn (окончил в 1501-м).

Работая юристом, Мор обрёл славу отзывчивого и бескорыстного человека, готового прийти на помощь обездоленным и несправедливо преследуемым людям. Благодаря этому в 1504 году молодого барристера (адвоката) избрали от купечества Лондона в парламент, где он резко выступал против короля Генриха VII Тюдора, добивавшегося увеличения налогов. Сам Томас Мор, как парламентарий, обладал неприкосновенностью, но власть нашла способ «обломать» неугодного депутата, расправившись по надуманному делу с его отцом. После этого Томасу пришлось на какое-то время уйти из политической жизни, вернувшись к адвокатской практике.

Ненависть к тирании и несправедливым порядкам росла в нём; в одном из писем Мор писал: «Всюду скрежет ненависти, всюду бормотание злобы и зависти, всюду люди служат своему чреву…» Время, в которое жил Томас Мор, - это период становления в Англии капиталистических отношений. Пресловутое первоначальное накопление капитала всегда - будь то в XVI веке в Англии или на излёте XX века в бывшем СССР - сопровождается аферами, коррупцией, наглым разворовыванием казённых (а также церковных и монастырских - во времена Реформации) имуществ, произволом «сильных мира сего», сопровождается страданиями народных масс.

В Англии времён Мора это наиболее ярко выразилось в т. н. огораживаниях . Подъём шерстяной промышленности привёл к росту спроса и, соответственно, цен на шерсть, отчего владельцы земли - лендлорды - принялись сгонять земледельцев-арендаторов с насиженных ими участков, превращаемых в пастбища. Десятки тысяч лишённых источника существования людей, вкупе с разоряемыми мануфактурой ремесленниками, либо становились бродягами и нищими, либо вынуждены были идти работать на мануфактуры, где рабочие подвергались нещадной эксплуатации. И государство вдобавок насильно загоняло туда бедняков, издавая кровавые законы против «бродяг», достигшие апогея в конце XVI столетия, при королеве Елизавете.

Именно Т. Мору принадлежит знаменитое меткое выражение: «Овцы поели людей» . Беспощадную критику современных ему порядков он дал в первой части книги, написанной-то как раз позже второй части, - в «контрастное» обоснование идеального общественного устройства вымышленной страны Утопии. Самое первое в истории литературное произведение утопического коммунизма было порождено внешними противоречиями нарождавшегося капитализма, понемногу разрушавшего средневековые феодальные устои. Такого рода произведение и могло-то появиться только тогда, не раньше, - подобно тому, как «Капитал» Маркса мог быть написан лишь после того, как укрепилось капиталистическое машинное производство, при котором явно проявляются в виде кризисов глубинные антагонизмы капитализма.

Утопический коммунизм - это продукт становления разлагающих феодализм товарно-денежных отношений; он исходит из моральной критики алчности и прочих явных пороков «товарного» общества, которому противополагается справедливое общество без частной собственности и денег. Научный же коммунизм - это продукт капитализма развитого , уже состоявшегося; марксизм от морального негодования поднимается до объективного анализа механизма капиталистической эксплуатации, до исследования внутренних, глубинных противоречий капитализма , закономерное развитие которых и ведёт к гибели, к преодолению этой общественной формации.

Поэтому утописты «конструируют» будущее справедливое общество, тем не менее, предвосхищая многие действительно правильные положения, - тогда как марксизм выводит черты будущего общества из анализа общества существующего. Он не просто противопоставляет справедливое общество несправедливому, но видит в последнем ростки, зародыши первого, видит в нём силы, которые создадут первое.

Томас Мор появился на свет в самом конце Войны Алой и Белой роз (1455-85), которая принесла народу Англии неслыханные бедствия, но при этом сломала средневековые порядки, истребив старое рыцарство и покончив с феодальной раздроблённостью. Память о той войне была жива в народе ещё сотню лет, найдя выражение в исторических драмах Уильяма Шекспира (1564-1616). Собственно, труд Т. Мора «История Ричарда III» послужил источником для великого драматурга.

«Утопийцы» - убеждённые противники войны, они стремятся жить в мире с другими странами, но всегда готовы отразить нападение захватчиков или помочь другим народам в их борьбе за свободу, против тирании. В эпоху жестоких войн Т. Мор приходит к пониманию деления войн на справедливые и несправедливые.

Немалую роль в идейном ниспровержении средневековья сыграл близкий друг Томаса Мора Эразм Роттердамский (1469-1536), создатель «Похвалы глупости» - едкой сатиры, высмеивающей средневековое мракобесие, невежество и схоластику. Эту книгу (первое издание - 1511, Париж) Эразм написал, находясь в гостях у Мора, и посвятил её своему английскому товарищу. «Похвала» имела колоссальный успех, встречая как одобрение прогрессивно мыслящих людей, так и лютую ненависть ретроградов. В связи с этим даже родилась пословица: «Кто говорит дурное про Эразма, тот либо монах, либо осёл» . Крайне важно то, что в «Похвале глупости» присутствует также критика новых отношений, шедших на смену изжившему себя феодализму. Вот, для примера, что Эразм пишет про нарождающуюся торговую буржуазию: «Купецкая порода глупее и гаже всех, ибо купцы ставят себе самую гнусную цель в жизни и достигают её наигнуснейшими средствами» .

Эпоха Т. Мора - это самое начало эпохи Великих географических открытий. Свою страну Утопию Мор, читавший географические описания Америго Веспуччи, поместил у берегов Нового Света, то бишь Америки. Географические открытия расширили кругозор европейцев, разрушили застарелые представления о мире. На карте мира появлялись новые страны и земли, и, должно быть, это подталкивало мечтателей - искателей справедливости, вроде Т. Мора, - к мысли о том, что где-то могут существовать страны с совсем иным общественным устройством, чем то, что было тогда в Европе. Да, что где-то ведь могут быть страны с более справедливым, «правильным» жизнеустройством! Что такое устройство, в принципе, возможно , и, даже если его нигде нет, то его можно придумать и предложить человечеству!

Эпоха Т. Мора - эпоха Возрождения. Его современниками, людьми, жившими и творившими в тот момент, когда писалась и издавалась «Утопия», были Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти, Рафаэль и Альбрехт Дюрер. Ханс Хольбейн-младший (1497/98-1543), рекомендованный Эразмом Роттердамским Томасу Мору, прибыл в Лондон, прожил там лучшие свои годы и написал в Англии лучшие свои картины, включая известные портреты английского мыслителя-утописта.

Да Мор и сам - человек Возрождения. Он увлекался переводами с греческого языка и писал остроумные эпиграммы на латыни. В 1510 году Мор перевёл с латыни на английский язык биографию Пико делла Мирандолы (1463-1494), итальянского мыслителя-гуманиста, отстаивавшего особое положение («достоинство») человека в мироздании (его работа «Речь о достоинстве человека»). Не только в «Утопии», но и в реальной своей жизни Т. Мор проявил себя поборником равноправия мужчины и женщины, ратовал за право женщин на получение высшего образования - и его дочери выросли одними из наиболее образованных людей своего времени.

Ренессансные идеи значимости человеческой личности, её достоинства, её гармонического развития явились необходимой предпосылкой для создания утопий - в них целью существования человека и провозглашается-то личностное развитие. У обитателей страны Утопии рабочий день сокращён до 6 часов (Т. Кампанелла, знавший «Утопию», пошёл дальше, сократив его до 4 часов) - и они наслаждаются бóльшим свободным временем, занимаясь науками и искусствами, обогащая себя.

Людей эпохи Возрождения отличал повышенный интерес к философскому наследию античности, очищавшемуся от наносов средневековой схоластики. Учась в Оксфорде, Томас Мор читал произведения Платона, Аристотеля и Августина и, более того, вошёл в тамошний кружок гуманистов (т. н. «оксфордские гуманисты» - Джон Колет и др.). Несомненное влияние на его взгляды оказал Платон - великий древнегреческий мыслитель, который в труде «Государство», подвергнув критике существовавшие тогда формы государства, выдвинул свою политическую утопию.

Платон считается предтечей утопического коммунизма - ведь в его идеальном государстве высшая каста «правителей-философов» выведена из сферы товарно-денежных отношений, это - люди, живущие «вне» денег и частной собственности. Отлично сознавая разлагающее воздействие «частнособственничества» на личность, Платон считает необходимым избавить от этого «бремени» людей, ответственных за соблюдение законности и справедливости в обществе. Только на такой основе, по его мнению, и может быть построено «правильное» государство. Деньги и частную собственность Платон оставляет «простым людям» - ремесленникам и крестьянам.

Платоновский «коммунизм» (только лишь для избранной касты, не для всех!) реакционен - он представляет собой аристократическую реакцию на афинскую демократию. Он реакционен, ибо обращён к прошлому - только не к тому «золотому веку» родового строя, о котором смутно припоминал в легендах и мифах трудовой народ, а к «золотому веку» патриархального господства аристократии.

Во времена ранних утопистов общественно-политическая мысль ещё не знала представления о развитии общества, об общественном прогрессе. Она поднималась, самое большее, лишь до теории «исторических циклов» (араб-тунисец ибн Хальдун, 1332-1406; итальянец Джамбаттиста Вико, 1668-1744). И тому же Томасу Мору совершенно чужда, что показательно, идея развития техники: в его Утопии изобилие материальных благ достигнуто только лишь за счёт того, что все люди приобщены к производительному труду, - но не благодаря применению машин и каких-то иных технических новшеств. Утописты не видят закономерного развития к воплощению их общественного идеала. Лишь Томмазо Кампанелла предполагает добиться этого в результате освободительного народного восстания в его родной Калабрии.

Оттого мечта о счастливом и справедливом обществе переплетается в утопиях с откровенно реакционными взглядами на социум и мир. Так, в «Утопии» Мора мы неожиданно встречаем рабство - пусть даже и для преступников. Т. Кампанелла, увлекавшийся оккультизмом, насытил свой Город Солнца сложной астрологической символикой. Противоречивость утопий наиболее выпукло проявляется в отношении их авторов к религии. В Утопии Мора царит полная веротерпимость - однако она не распространяется на атеистов. Атеизм там рассматривается как преступление.

Как известно, Томас Мор погиб за веру, отстаивая католицизм против короля Генриха VIII, порвавшего, исходя из своих политических и личных интересов, с Римом. За это основоположник утопического коммунизма был официально признан святым: его причислили к лику блаженных в 1886 году и канонизировали в 1935-м, к 400-летию со дня казни. Дни памяти святого у католиков: 22 июня и 6 июля.

Насколько известно, в юности Мор подумывал о духовной стезе, и он всегда держался аскетического, практически монашеского образа жизни. Был основательно подкован в теологии и каноническом праве. Есть предположение, что на самом деле именно он является автором подписанного Генрихом VIII богословского сочинения «В защиту семи таинств», направленного против Мартина Лютера (поначалу монарх выступил против Реформации, за что папа Лев X даже удостоил короля титулом «защитник веры», и этот титул британские монархи-англикане носят по сей день).

Реформацию отверг и друг Т. Мора Эразм Роттердамский, несмотря на то, что его книга, остро критиковавшая церковные порядки, идейно подготовляла раскол в католицизме. Реформация разразилась с выступления Лютера как раз на следующий год после выхода «Утопии» - в 1517 году. И она сама сразу же раскололась. Одно её направление (Томас Мюнцер, анабаптисты) выражало радикальные требования народных масс, стремление их вернуться к «нравам первоначального христианства», т. е. к идеалам христианского коммунизма - опять же, по сути своей , реакционного.

И поскольку в те времена любая идеология, так или иначе, облекалась в религиозные формы, это течение Реформации стало идейной основой радикального крыла повстанцев - участников Крестьянской войны в Германии 1524-26 годов.

Напротив, протестантский «мейнстрим», прежде всего, в лице самого Лютера резко выступил в защиту существующих феодальных порядков, против поднявшей бунт «черни». В этом вопросе он был солидарен с католической реакцией. Кстати, и Томас Мор при всей его искренней симпатии к угнетаемым массам относился к «народным бунтам» отрицательно, видя в них опасное сотрясание устоев общества.

Таким образом, эпоха Томаса Мора - то была эпоха великого исторического перелома, рождения нового общественного строя - капитализма, с самого начала кровоточившего, по выражению Маркса, с головы до пят ; эпоха великих открытий и художественных свершений; эпоха колоссального подъёма человеческого духа и при этом разгула низменных страстей, вылившихся вскоре в жестокие религиозные войны и террор, в конвульсивные попытки реакции остановить колесо прогресса.

Столь противоречивая эпоха и породила «Утопию» . Но, разумеется, она не породила утопический коммунизм как таковой, поскольку его идеи бродили в умах человеческих с глубочайшей древности - с того самого момента, когда на смену первобытному коммунизму на определённой ступени развития производительных сил пришло классовое, эксплуататорское общество. В мифологии многих народов, в частности - у греков, индусов и китайцев, встречаются сказания про «золотой век», когда люди жили счастливо, - пока не наступил проклятый «железный век», то есть пока не установились нынешние неправедные общественные порядки. Мы-то знаем, что первобытный коммунизм совсем не был «золотым веком», что жизнь людей первобытного общества была крайне тяжела и безрадостна. Однако в коллективной памяти народа отложилось совсем другое: то, что не было в те отдалённые времена богатых и бедных, рабовладельцев и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых, что все люди были тогда равны, не воевали друг с другом и, вообще, «была тогда под луною справедливость». Отсюда и происходила смутная, не подкреплённая какой-либо программой действий - но неистребимая и всё равно ведущая в бой , мечта трудящихся о возвращении к «золотому веку», о построении Города Солнца.

Заслуга Томаса Мора в том, что он, человек образованный и одарённый, подвергнув критике эксплуататорские порядки, оформил социальную утопию, её идеи, в литературно-теоретическую форму . То была ещё, конечно же, «наивная юность» социальной теории, но ведь теория, как и человек, не сможет достичь зрелости, не пройдя через детство и юность. Утопия (в кавычках и без них) стала первым шагом в движении от наивной мечты к строгой общественной науке. И она обозначила поворот коммунизма от взгляда, обращённого в прошлое, к будущему.

Ещё при жизни английского мыслителя один его современник назвал Томаса Мора «человеком на все времена» (англ. « a man for all seasons » ). Такое название носит английский биографический фильм 1966 года, завоевавший 6 «Оскаров», 4 «Золотых глобуса» и награду Московского кинофестиваля 1967 года.

Достопочтенный сэр Томас Мор при всей его исторической ограниченности и всей противоречивости его взглядов - действительно человек на все времена.

История

Начало жанра было положено ещё трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Самым известным из них является «Государство» Платона , в котором он описывает идеальное (с точки зрения рабовладельцев) государство, построенное по образу и подобию Спарты , с отсутствием таких недостатков, присущих Спарте, как повальная коррупция (взятки в Спарте брали даже цари и эфоры), постоянная угроза восстания рабов, постоянный дефицит граждан и т. п.

Жанр появляется вновь в Эпоху Возрождения, что связано с именем Томаса Мора, написавшего «Утопию». После этого начался расцвет жанра утопии с активным участием социал-утопистов. Позднее, с началом промышленной революции, начали появляться отдельные произведения в жанре антиутопии, изначально посвящённые критике сложившегося порядка. Ещё позднее появились произведения в жанре антиутопии, посвящённые критике утопий.

Классификация и признаки утопии

Многие специалисты-литературоведы и философы выделяют утопии:

  • технократические , то есть такие, где социальные проблемы решаются путём ускорения научно-технического прогресса .
  • социальные , которые предполагают возможность изменения людьми собственного общества.

Среди последних утопий иногда выделяют эгалитарные , идеализирующие и абсолютизирующие принципы всеобщего равенства и гармоничного развития личностей (И. А. Ефремов , «Туманность Андромеды ») и элитарные , отстаивающие построение общества, расслоенного по принципу справедливости и целесообразности (А. Лукьянов, «Чёрная пешка »).

Широко распространено убеждение, что утопии не должны содержать антигуманистических элементов, и представляют собой заведомо несбыточную красивую мечту о будущем. Некоторые утопии, напротив, выстроены в стиле инструкций по практическому воплощению их в жизнь.

Основной отличительной чертой утопии, её спецификой является то, что при её создании не учитывались ограничения реального мира. В частности - исторические предпосылки. Поэтому часто в обыденном сознании утопия воспринимается как нечто несбыточное, нереализуемый социальный идеал. Это также является конструктивной особенностью утопии. С общетеоретической точки зрения при определённых условиях утопия может быть реализована.

Согласно определению Д. В. Панченко, «литературная утопия есть прежде всего картина наилучшей жизни». Фундаментальными жанровыми особенностями утопии Панченко считает счастье обитателей описанного в ней общества и то, что она описывает жизнь вымышленную, даже если не локализует ее в «месте, которого нет». При этом далеко не все детали описанной в утопии жизни могут способствовать счастью, а некоторые даже прямо ему противоречат. С точки зрения исследователя, этот парадокс по крайней мере в большинстве случаев объясняется тем, что автор утопии конструирует ее с позиций творца, а нередко и правителя (яркий пример - Кампанелла , всерьез рассчитывавший на реализацию своих построений). Отсюда любовь к геометрически правильным формам, максимальная стандартизация, централизация управления, указания на мельчайшие детали при замалчивании некоторых важнейших вопросов вроде механизма смены правителя и т. п. Панченко также упоминает о таких классификациях утопий, как: утопии Золотого века и социальные; описательные и созидательные; утопии «бегства» и «перестройки».

Согласно мнению советских идеологов об утопии, выраженном Константином Мзареуловым в книге «Фантастика. Общий курс», описанном как «утопия и антиутопия: идеальный коммунизм и погибающий капитализм в первом случае сменяется на коммунистический ад и буржуазное процветание во втором» . Что примечательно, согласно такой идеологически подкованной классификации практически все произведения киберпанка оказываются… утопиями.

Утопии играют огромную роль в истории. Их не следует отожествлять с утопическими романами. Утопии могут быть движущей силой и могут оказаться более реальными, чем более разумные и умеренные направления. Большевизм считали утопией, но он оказался реальнее, чем капиталистическая и либеральная демократия. Обыкновенно утопией называют неосуществимое. Это ошибочно. Утопии могут осуществляться и даже в большинстве случаев осуществлялись. Об утопиях судили по изображению совершенного строя Томасом Мором, Кампанеллой, Кабэ и др., по фантазиям Фурье. Но утопии глубоко присущи человеческой природе, она не может даже обойтись без них. Человек, раненный злом окружающего мира, имеет потребность вообразить, вызвать образ совершенного, гармонического строя общественной жизни. Прудон, с одной стороны, Маркс, с другой стороны, должны быть признаны в той же мере утопистами, как Сен-Симон и Фурье. Утопистом был и Ж.-Ж.Руссо. Утопии всегда осуществлялись в извращённом виде. Большевики - утописты, они одержимы идеей совершенного гармонического строя. Но они также реалисты, и в качестве реалистов они в извращённой форме осуществляют свою утопию. Утопии осуществимы, но под обязательным условием их искажения. Но от искажённой утопии всегда остаётся и что-нибудь положительное

Критика жанра

Создатель одной из наиболее известных антиутопий Джордж Оруэлл считал, что все без исключения написанные утопии непривлекательны и весьма безжизненны. Согласно Оруэллу, все утопии похожи тем, «что они постулируют совершенство, но не в состоянии достичь счастья». В своем эссе «Почему социалисты не верят в счастье» Оруэлл соглашается с мыслью православного философа Н. Бердяева, который заявил, что «так как создание утопии стало людям по силам, перед обществом встала серьёзная проблема: как утопии избежать» . Это цитата из работы Бердяева "Демократия, социализм и теократия" в более расширенном варианте стала эпиграфом к роману Хаксли «О, дивный, новый мир» : «Но утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос, как избежать окончательного их осуществления [...] Утопии осуществимы. [...] Жизнь движется к утопиям. И открывается, быть может, новое столетие мечтаний интеллигенции и культурного слоя о том, как избежать утопий, как вернуться к не утопическому обществу, к менее "совершенному" и более свободному обществу.»

Классические утопии

Пожалуйста, добавляйте другие утопии в списки:
  • Томас Мор , «Утопия» («Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия») ()
  • Томмазо Кампанелла , «Город солнца» («Город Солнца, или Идеальная республика. Политический диалог») ()
  • Иоганн Валентин Андреэ , «Христианополь» («Крепость Христа, или Описание республики Христианополь») ()
  • Габриэль де Фуаньи «Приключения Жака Садера, его путешествие и открытие Астральной (Южной) Земли» (1676)
  • Этен-Габриэль Морелли «Базилиада, или Кораблекрушение у плавучих островов» (1753)
  • Николай Чернышевский , «Четвертый сон Веры Павловны » ()
  • Сэмюэл Батлер , «Едгин» (), «Возвращение в Едгин» ()
  • Александр Богданов , «Красная звезда » ()
  • В. В. Маяковский , «Мистерия-буфф » ()
  • Иван Ефремов , «Туманность Андромеды » ()

См. также

Примечания

Литература

  • Святловский В. В. Каталог утопий. М.- Пг., 1923. С. 5.
  • Фрейденберг О. М. Утопия // Вопросы философии, 1990, № 5, с. 141-167
  • Маннхейм К. Идеология и утопия // Маннхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994. - С. 7-276.
  • Утопия и утопическое мышление : Антология зарубежной литературы / Сост. В. Чаликова . - М.: Прогресс, 1991. - 405 с.
  • Чернышов Ю. Г. Социально-утопические идеи и миф о «золотом веке» в древнем Риме : В 2 ч. Изд. 2-е, испр. и доп. - Новосибирск, изд-во Новосибирского университета, 1994. 176 с.
  • Русские утопии / Сост. В. Е. Багно. СПб.: Terra Fantastica, 1995. - 351 с.
  • Аинса Ф. Реконструкция утопии : Эссе / Пред. Федерико Майора; Пер. с франц. Е. Гречаной, И. Стаф; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН. - М.: Наследие - Editions UNESCO, 1999. - 206 с - ISBN 5-9208-0001-1
  • Российская утопия: От идеального государства к совершенному обществу Философский век. Альманах. Вып. 12
  • Философский век. Альманах. Вып. 13. Российская утопия эпохи Просвещения и традиции мирового утопизма Философский век. Альманах. Вып. 13 / Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. - СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2000.
  • Баталов, Эдуард Яковлевич Американская утопия (на английском языке). - М., 1985.
  • Баталов, Эдуард Яковлевич В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. - М., 1989.
  • «Утопия и утопическое» - материалы круглого стола // Славяноведение. - 1999. - № 1. - С. 22-47.
  • Утопия и утопическое в славянском мире. - М., 2002.
  • Геллер Л., Нике М. Утопия в России / Пер. с фр. - СПб.: Гиперион, 2003. - 312 с.
  • Гуторов В. А. Античная социальная утопия. Л., 1989.- 288 с. ISBN 5-288-00135-9
  • Артемьева Т. В. От славного прошлого к светлому будущему: Философия истории и утопия в России эпохи Просвещения. - СПб.: Алетейя, 2005. - 496 с.
  • Панченко Д. В. Ямбул и Кампанелла (О некоторых механизмах утопического творчества) // Античное наследие в культуре Возрождения. - М., 1984. - С. 98-110.
  • Мартынов Д. Е. К рассмотрению семантической эволюции понятия «утопия» // Вопросы философии. 2009. № .5. С. 162-171
  • Маркузе Г. Конец утопии // «Логос». 2004, № 6. - С. 18-23.
  • Мортон А. Л. Английская утопия. Пер. О. В. Волкова. - М., 1956.
  • Мильдон В . Санскрит во льдах, или возвращение из Офира : Очерк рус. лит. утопии и утопического сознания. - М.: РОССПЭН, 2006. - 288 с - (Российские Пропилеи). - ISBN 5-8243-0743-1
  • Егоров Б. Ф. Российские утопии : Исторический путеводитель. - СПб.: Искусство-СПБ, 2007. - 416 с - ISBN 5-210-01467-3
  • Китайские социальные утопии. М., 1987.-312 с. ил.
  • Чернышов Ю. Г. Была ли у римлян утопия? // Вестник древней истории.1992.№ 1. С. 53-72.
  • Шадурский М. И. Литературная утопия от Мора до Хаксли: Проблемы жанровой поэтики и семиосферы. Обретение острова. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 160 с - ISBN 978-5-382-00362-7
  • Штекли А. Э. Утопии и социализм. М., 1993.- 272 с. ISBN 5-02-009727-6
  • Штекли А. Э. «Утопия» и античные представления о равенстве // Античное наследие в культуре Возрождения. - М., 1984. - С. 89-98.
  • «Мир Фантастики и Фэнтези», Борис Невский «Грезы и кошмары человечества. Утопия и антиутопия»
  • Дэвид Пирс , «Гедонистический императив » ()

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

1. Why was Utopia first published in Latin? principle? 2. Why can you call Sir Thomas More a man of principle 3. What has the word "utopia" come to mean in the Russian language? in the English language? of story-telling 4. In what way is the story of Utopia told? Why is this way effective? 5. What social evils were exposed in the book? 6. Which features of the utopian society do you like? Which of them would you call unrealistic? wrong? strange? 7. Which features of the society mentioned in Utopia are still argued about? 8. What role did the book by Sir Thomas More play in its time? 9. What do you think the word "anti-utopia means? Have you ever read books or watched films where anti-utopian societies were described? What were they? What kind of societies did they describe?

1. Why was Utopia first published in Latin? principle? 2. Why can you call Sir Thomas More a man of principle 3. What has the word "utopia" come to mean in the Russian language? in the English language? of story-telling 4. In what way is the story of Utopia told? Why is this way effective? 5. What social evils were exposed in the book? 6. Which features of the utopian society do you like? Which of them would you call unrealistic? wrong? strange? 7. Which features of the society mentioned in Utopia are still argued about? 8. What role did the book by Sir Thomas More play in its time? 9. What do you think the word "anti-utopia means? Have you ever read books or watched films where anti-utopian societies were described? What were they? What kind of societies did they describe?

Определить язык Клингонский Клингонский (pIqaD) азербайджанский албанский английский арабский армянский африкаанс баскский белорусский бенгальский болгарский боснийский валлийский венгерский вьетнамский галисийский греческий грузинский гуджарати датский зулу иврит игбо идиш индонезийский ирландский исландский испанский итальянский йоруба казахский каннада каталанский китайский китайский традиционный корейский креольский (Гаити) кхмерский лаосский латынь латышский литовский македонский малагасийский малайский малайялам мальтийский маори маратхи монгольский немецкий непали нидерландский норвежский панджаби персидский польский португальский румынский русский себуанский сербский сесото словацкий словенский суахили суданский тагальский тайский тамильский телугу турецкий узбекский украинский урду финский французский хауса хинди хмонг хорватский чева чешский шведский эсперанто эстонский яванский японский Клингонский Клингонский (pIqaD) азербайджанский албанский английский арабский армянский африкаанс баскский белорусский бенгальский болгарский боснийский валлийский венгерский вьетнамский галисийский греческий грузинский гуджарати датский зулу иврит игбо идиш индонезийский ирландский исландский испанский итальянский йоруба казахский каннада каталанский китайский китайский традиционный корейский креольский (Гаити) кхмерский лаосский латынь латышский литовский македонский малагасийский малайский малайялам мальтийский маори маратхи монгольский немецкий непали нидерландский норвежский панджаби персидский польский португальский румынский русский себуанский сербский сесото словацкий словенский суахили суданский тагальский тайский тамильский телугу турецкий узбекский украинский урду финский французский хауса хинди хмонг хорватский чева чешский шведский эсперанто эстонский яванский японский Источник: Цель:

Результаты (русский ) 1:

1. Почему утопия была впервые опубликована в Латинской? принцип? 2. Почему можно назвать Sir Thomas больше человек принципа 3. Что есть слово «утопия» стало означать в русском языке? в английском языке? из рассказа 4. Каким образом история утопии рассказывал? Почему этот способ эффективен? 5. Какие социальные пороки были выставлены в книге? 6. Какие особенности утопического общества вам нравится? Какие из них вы бы назвать нереально? неправильно? странно? 7. какие функции упомянутых в утопии общества по-прежнему утверждал о? 8. какую роль сыграл в свое время книга Sir Thomas More? 9. что вы думаете, что слово «антиутопии означает? Вы когда-нибудь читать книги или смотрел фильмы, где были описаны анти утопическое общество? Каковы они? Какого рода обществ они описывают?

переводится, пожалуйста, подождите..

Результаты (русский ) 2:

1. Почему утопия впервые опубликован на латинском языке? Принцип? 2. Почему вы можете позвонить сэра Томаса Мора принципиальный человек 3. Что слово "утопия" стало означать в русском языке? в английском языке? из рассказа 4. В каком смысле история утопии сказал? Почему этот способ эффективен? 5. Какие социальные пороки были выставлены в книге? 6. Какие черты утопического общества вы любите? Какие из них вы могли бы назвать нереально? так? странно? 7. Какие функции общества, упомянутой в Утопии все еще спорили о? 8. Какую роль книги сэра Томаса Мора играть в свое время? 9. Что вы думаете слово "анти-утопия значит? Вы когда-нибудь читали книги или смотрели фильмы, где были описаны антиутопии обществ? Что они? Какие обществ они описывают?

More, Thomas, Sir, 1478-1535. Libellus vere aureus, nec minus salutaris quam festivus, de optimo rei publicae statu deque nova insula Utopia. : Thierry Martin, . PMM 47.

Уход: $240,000. Аукцион Sotheby"s. The Collection of Otto Schaefer. New York, November 1, 1995, lot 159.

Описание лота: Bound with: Hugo de Sancto Victore. Allegoriarum in utrunque testamentum libri decem. Paris: Henri Estienne, 10 Oct 1517. And: Nicolaus Chappusius, De menta & memoria libellus. . 4to, 16th-cent blind-stamped mor over bds; worn, wormed & restored, head of spine def. More with full-page woodcut view of Utopia. Worming turning into a trail through lower portion of text of Utopia; a few other wormholes affecting texts; some dampstaining throughout; fore-edge of Hugo tp trimmed away; lower corner of n5 of Chappusius torn away just touching text; More & Chappusius bound between prelims & text of the Hugo; quire a of More misgathered. Otto Schaefer copy.



В то время, когда Европа была потрясена падением Бастилии, знаменовавшим начало Великой французской революции, в России произошло событие, оставшееся незамеченным правительством, но привлекшее внимание современников,- в Петербурге была издана «Утопия» Томаса Мора.

"Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряется деньгами, там едва ли когда-нибудь будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо и счастливо". Томас Мор


На прилавках одного из книжных магазинов Петербурга 200 лет назад появилась книга небольшого формата (в восьмерку), в картонном переплете, обтянутом бумагой под кожу. Название ее было длинным, как тогда водилось, но мало что говорило русскому читателю:

«Картина всевозможно лучшаго правления, или Утопия. Сочинения Томаса Мориса канцлера Аглинскаго, в двух книгах».

Издана она была в типографии известного петербургского торговца-книгоиздателя Иоганна Карловича Шнора. Перевод на русский язык сделали не с латинского, а с одного из французских изданий. На титуле книги значилось:

«Переведена с Аглинскаго на Французский г. Руссо, а с Французскаго на Российский».

Имя автора русского перевода до сих пор неизвестно. В истории этой книги есть много загадочного. В 1790 г. в лавке того же Шнора стал продаваться новый перевод «Утопии», снабженный более увлекательным и многообещающим названием:

«Философа Рафаила Гитлоде странствование в Новом Свете и описание любопытства достойных примечаний и благоразумных установлений жизни миролюбиваго народа острова Утопии. Перевод с Аглинскаго языка. Сочинение Томаса Морица».

На титуле также сообщалось, что книга издана

«в Санкт-Петербурге, с дозволения Управы Благочиния на иждевении И.К. Шнора в 1790 г.».

Стоила без переплета она 1 рубль. Лишь 100 лет спустя известный ученый Н.Д. Чечулин установил, что на самом деле никакого нового перевода и никакого нового издания не было. Об этом неопровержимо свидетельствовали идентичность бумаги, набора (т. е. отпечатки литер, число печатных знаков в строке и их взаиморасположение на странице и т. д.), брошюровка сохранившихся книг. Таким образом, в действительности было только одно издание «Утопии» - 1789 г. Год спустя нераспроданную часть тиража вернули в типографию, где заменили титульный лист. По наблюдению современных исследователей, сделано это было в спешке. Что же заставило Шнора произвести подобную операцию? Оказывается, первое русское издание «Утопии» Т. Мора самым непосредственным образом связано с изданием «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. События развивались следующим образом. В июне 1790 г. книга Радищева стала продаваться в лавке книготорговца Г.К. Зотова. Вскоре она была объявлена крамольной, и тем же летом началось следствие по делу Радищева. Перед следствием сразу же встали вопросы: где печаталась книга, у кого был куплен типографский станок? Тут-то и всплыло имя Шнора. Именно он летом 1789 г. продал Радищеву станок, на котором было отпечатано «Путешествие». Покупка была совершена в кредит, и к моменту выхода книги автор еще не полностью рассчитался со своим кредитором. Поэтому Шнор обратился к Радищеву с предложением прислать ему 50-100 экз. для покрытия долга, но получил письменный отказ. Причина, по которой Радищев не захотел выполнить эту просьбу, остается не выясненной. Обстоятельства эти стали известны обер-полицмейстеру Петербурга Н.И. Рылееву, Шнор был вызван на допрос. И хотя книгоиздатель не был арестован и отделался, так сказать, легким испугом, вряд ли можно сомневаться, что именно события, связанные с выходом «Путешествия» и дальнейшей судьбой его автора, заставили его заменить титульный лист в недавно изданной и еще не разошедшейся «Утопии». Изменения, внесенные Шнором в текст титульного листа, не назовешь случайными. Прежде всего, на новом титуле значилось, что изданная книга-перевод с английского. Напомним, что в действительности книга была переведена с французского, а перевод на французский, в свою очередь, был сделан с английского Т. Руссо. (В то время это имя стало в России вполне одиозным - ведь писатель и публицист Тома Руссо был архивариусом якобинского клуба.) Исчезло с титульного листа и упоминание о том, что автор «Утопии» был лордом-канцлером английского королевства. Очевидно, перепуганный Шнор избегал всего, что могло указывать на политический характер публикуемого сочинения. Однако никакие издательские ухищрения не могли изменить содержания книги. Благодаря изданию Шнора широкий круг русских читателей впервые получил возможность познакомиться с одним из самых выдающихся произведений человеческого разума. Автор «Утопии» родился 7 февраля 1478 г. (впрочем, ряд исследователей указывает иную дату - 6 февраля 1477 г.) в семье лондонского юриста. Вступив на юридическое поприще, Мор быстро приобрел широкую популярность и в 1504 г. был избран в парламент. Его политическая карьера в целом складывалась весьма удачно. В 1523-1529 гг. он был председателем палаты общин, а в 1529 г. стал лордом-канцлером Англии. Решительный противник реформации, Мор отказался принести присягу королю как главе церкви, за что был заключен в Тауэр и обвинен в государственной измене. 7 июля 1535 г. Мора казнили. В 1935 г. католическая церковь причислила его к лику святых. На идейное развитие Мора сильное влияние оказало тесное общение с английскими гуманистами, и особенно дружба с Эразмом Роттердамским. «Утопия» писалась Мором в 1515 г. во время его поездки с английским посольством во Фландрию, но работу над ней он завершил уже по возвращении в Англию. Рукопись законченной книги автор 3 сентября 1516 г. отправил Эразму, прося его позаботиться об ее издании. Осенью того же года «Утопия» была опубликована под названием

«Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

Со страниц книги звучала проповедь утопического коммунизма - одного из высших достижений гуманистического мировоззрения XVI в., автор ее, по словам К. Маркса, доказывал «необходимость уничтожения не только классовых привилегий, но и самих классовых различий». До издания 1789 г. автор «Утопии» был малоизвестен в России. Правда, его книгу можно было встретить в библиотеках сподвижников Петра I (французское издание 1715 г. хранилось, например, в библиотеке А.Ф. Хрущова), а в 60-х гг. XVIII в. В. Тредьяковский перевел несколько десятков стихов и эпиграмм Мора, но прочно в русскую общественную мысль «Утопия» начала входить только с конца XVIII в. Издание 1789 г. на долгие годы стало единственным переводом «Утопии» на русский язык. Лишь в 1901 г. Е.В. Тарле подготовил и издал новый перевод, осуществленный уже с латинского оригинала. Имя автора «Утопии» и сама книга привлекают читателей уже на протяжении пяти веков. Слова, сказанные в 1520 г. оксфордским грамматиком Робертом Уиттинтоном:

«Равных ему я не знаю. Ибо где еще найдется человек столь благородный, скромный и обходительный, то предающийся удивительной веселости и потехе, то грустной серьезности? Человек на все времена», - оказались пророческими. Автор статьи: Г.А. Кузнецова.


«Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (лат. Libellus vere aureus, nec minus salutaris quam festivus, de optimo rei publicae statu deque nova insula Utopia) - книга Томаса Мора (1516), название которой стало нарицательным для всего жанра. Была написана на латинском языке.


«Утопия» писалась Мором с мая 1515 года во время его поездки с английским посольством во Фландрию, но работу над ней он завершил уже по возращении в Англию. Рукопись законченной книги автор 3 сентября 1616 года отправил Эразму Роттердамскому, прося его позаботиться об ее издании, который и подготовил ее первое (лёвенское) издание.Осенью того же года «Утопия» была опубликована под названием «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

Со страниц книги звучала проповедь утопического коммунизма – одного из высших достижений гуманистического мировоззрения XVI века, автор ее, по словам К. Маркса, доказывал «необходимость уничтожения не только классовых привилегий, но и классовых различий».


Автор фантастического (иначе не назовешь) трактата, давшего название целому направлению социально-политической мысли, был не только выдающимся писателем-гуманистом и «безумцем-мечтателем», но, кроме того, еще и известным общественным деятелем своего времени. Лорд-канцлер при дворе Генриха VIII, он кончил жизнь на плахе за отказ признать короля главой англиканской церкви, т.е принести ему присягу и несогласие с очередным браком монарха, за что был заключен в Тауэр и обвинен в государственной измене. 7 июля 1535 года его казнили, а спустя ровно 400 лет католическая церковь причислила его к лику святых. Утопия означает «место, которого нет», «несуществующее место» Вообще-то оно существует, но только в воображении автора и читателя. Задача Мора - обрисовать модель идеального государства, свободного от пороков и недостатков ранее известных социальных структур. Мысль не нова Мор отнюдь не пионер утопической мысли. До него и после него таких проектов было сколько угодно - и на Западе, и на Востоке. Но всем им присвоили искусственное название, изобретенное английским мыслителем-гуманистом. Уже одно это делает его имя бессмертным. Рассказ путешественника, посетившего загадочный остров Утопия, начинается буднично, бесстрастно и с мельчайшими подробностями - как будто речь идет о доброй старой Англии. Многие комментаторы, которых особенно волновал вопрос о прототипе утопического государства, как раз и склонялись к такому решению. Впрочем, другие размещали его где угодно, в самых различных уголках земли. Остров утопийцев в средней своей части, где он всего шире, простирается на двести миль, затем на значительном протяжении эта ширина немного уменьшается, а в направлении к концам остров с обеих сторон мало-помалу суживается. Если бы эти концы можно было обвести циркулем, то получилась бы окружность в пятьсот миль.

Они придают острову вид нарождающегося месяца. Рога его разделены заливом, имеющим протяжение приблизительно в одиннадцать миль. На всем этом огромном расстоянии вода, окруженная со всех сторон землей, защищена от ветров наподобие большого озера, скорее стоячего, чем бурного, а почти вся внутренняя часть этой страны служит гаванью, рассылающей, к большой выгоде людей, по всем направлениям корабли. Но главное, конечно, в другом. Главное - это детализированное описание устройства государства утопийцев, основанного на принципах справедливости и равенства. Здесь нет бесчеловечного угнетения и потогонной системы труда, резкого разделения на богатых и бедных, а золото вообще употребляется для наказания за определенные проступки провинившиеся должны носить тяжелые золотые цепи. Культ утопийцев - гармонически развитая личность. Так как все они заняты полезным делом и для выполнения его им достаточно лишь небольшого количества труда, то в итоге у них получается изобилие во всем. Между собою они живут дружно, так как ни один чиновник не проявляет надменности и не питает страха. Их называют отцами, и они ведут себя достойно. Должный почет им утопийцы оказывают добровольно, и его не приходится требовать насильно. Законов у них очень мало, да для народа с подобными учреждениями и достаточно весьма немногих. Они даже особенно не одобряют другие народы за то, что им представляются недостаточными бесчисленные томы законов и толкователей на них. По мнению утопийцев, нельзя никого считать врагом, если он не сделал нам никакой обиды; узы природы заменяют договор, и лучше и сильнее взаимно объединять людей расположением, а не договорными соглашениями, сердцем, а не словами. Утопийцы сильно гнушаются войною как деянием поистине зверским, хотя ни у одной породы зверей она не употребительна столь часто, как у человека, вопреки обычаю почти у всех народов, они ничего не считают в такой степени бесславным, как славу, добытую войной.


Первое лондонское издание вышло в свет через 16 лет после казни Мора, в 1551 г. К тому времени книга уже была переведена на французский и итальянский. В связи с этим, на протяжении долгого времени «Утопия» была более известна и читаема на континенте, чем на родине Мора. Литературные источники «Утопии» - сочинения Платона («Государство», «Критий», «Тимей»), романы-путешествия XVI века (в частности, «Четыре плавания» Америго Веспуччи) и до некоторой степени произведения Чосера, Ленгленда и политические баллады. Из «Плаваний» Веспуччи он взял завязку «Утопии» (встреча с Гитлодеем, его приключения). Мор создал первую стройную социалистическую систему, хотя и разработанную в духе утопического социализма. «Утопия» делится на две части, мало похожих по содержанию, но логически неотделимых друг от друга.


Первая часть произведения Мора - литературно-политический памфлет; здесь наиболее сильный момент - критика современных ему общественно-политических порядков: он бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает тунеядство и разврат духовенства. Но особенно резко нападает Мор на огораживания общинных земель, разорявшие крестьянство: «Овцы, - писал он, - поели людей». В первой части «Утопии» дана не только критика существующих порядков, но и программа реформ, напоминающая более ранние, умеренные проекты Мора; эта часть очевидно служила ширмой для второй, где он высказал в форме фантастической повести свои сокровенные мысли.


Во второй части снова сказываются гуманистические тенденции Мора. Во главе государства Мор ставил «мудрого» монарха, допуская для чёрных работ рабов; он много говорит о греческой философии, в частности о Платоне: сами герои «Утопии» - горячие приверженцы гуманизма. Но в описании социально-экономического строя своей вымышленной страны Мор даёт ключевые для понимания его позиции положения. Прежде всего в «Утопии» отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен её устанавливается обобществлённое производство. Это большой шаг вперёд, так как у предыдущих социалистических писателей социализм носил потребительский характер. Труд является обязательным в «Утопии» для всех, причём земледелием занимаются поочерёдно все граждане до определённого возраста, сельское хозяйство ведётся артельно, но зато городское производство построено на семейно-ремесленном принципе - влияние недостаточно развитых экономических отношений в эпоху Мора. В «Утопии» господствует ручной труд, хотя он и продолжается только 6 часов в день и не изнурителен. Мор ничего не говорит о развитии техники. В связи с характером производства обмен в государстве Мора отсутствует, нет также и денег, они существуют только для торговых сношений с другими странами, причём торговля является государственной монополией.

Распределение продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям, без каких-либо твёрдых ограничений. Государственный строй утопийцев несмотря на наличие короля - полная демократия: все должности - выборные и могут быть заняты всеми, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием. Школа чужда схоластике, она построена на соединении теории и производственной практики. Ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое, и запрещён только атеизм, за приверженность которому лишали права гражданства. В отношении к религии Мор занимает промежуточное положение между людьми религиозного и рационалистического миросозерцания, но в вопросах общества и государства он - чистый рационалист. Считая, что существующее общество неразумно, Мор вместе с тем заявляет, что оно - заговор богатых против всех членов общества. Социализм Мора вполне отражает окружающую его обстановку, чаяния угнетённых масс города и деревни. В истории социалистических идей его система широко ставит вопрос об организации общественного производства, притом в общегосударственном масштабе. Новым этапом в развитии социализма она является ещё и потому, что в ней осознано значение государственной организации для построения социализма, но Мор не мог в своё время видеть перспективу бесклассового общества (в «Утопии» Мора рабство не отменено), осуществляющего принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» без всякого участия государственной власти, ставшей излишней.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...